Талантливо инсценировать классику удается не каждому режиссеру. Театральные критики, как один, говорят о том, что попытки осовременить наследие мировой литературы на сценах театров в большинстве своем несколько примитивны. И с этим можно согласиться. Режиссерская графомания ощущается в таких приемах, как, предположим, научить говорить Шекспировские персонажи на современный лад. В таких случаях классика внезапно превращается в какой-то постмодернистский текст. Уметь связать произведения драматургов прошлых веков с сегодняшним днем не просто искусство, а режиссерский дар.
Но даже когда постановщик понимает, что для него представляет сложность найти связующее между прошлым с настоящим и поэтому ни на шаг не отступает от написанного в пьесе, у зрителя все таки возникает вопрос – а где же что –то новое? Люди хотят видеть не иллюстрированную книгу, а театр, где мысли, поступки персонажей будут близки и понятны им. Этого зрителю и не хватает. И вот на сцене академического театра им. М. Горького появляется спектакль, который дает ответ, как нужно ставить классику. «На всякого мудреца довольно простоты» вызывает разные суждения и мысли по поводу постановки и раскрытия характеров героев пьесы, но каждый зритель вам скажет, что здесь чувствуется режиссерское мастерство.
В спектакле соблюдены все тонкости эпохи. Декорации, костюмы, музыка – ее отображение. А на сцене – персонажи, которые мы встречаем в повседневной жизни и поэтому очень близки нашему восприятию. Как ни странно, в этом как раз и заключается необычность постановки.
Идея включить в репертуар театра русской драмы им. М. Горького одну из пьес А. Н. Островского, составивших целую эпоху в развитии национального русского театра, возникла благодаря сотрудничеству с Малым театром (г. Москва). Народный артист России Борис Клюев отметил, что в Днепропетровском театре есть все предпосылки для создания спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». И с этого все началось.
Режиссер Жан Мельников провел основательную работу над этой постановкой. Скажу откровенно, душа радуется, когда чувствуется мастерство в каждой детали. В наше время, когда режиссеры почему-то спешат «штамповать» свои спектакли - однодневки, редкость увидеть такую кропотливую работу. Ведь творчество – не автоматическое заводское производство. И если без спешки осмыслить, профессионально поставить один спектакль, вместо молниеносных пяти, его будут смотреть годами.
В пьесе А.Островского выписан не только характер каждого действующего лица, в ней – мудрость мысли и отображение нашей жизни. В никакой современной драматургии не встречала так искусно выписанную действительность. Главный герой Глумов понимает: для того, чтобы стать богатым и авторитетным человеком, вовсе не обязательно трудиться. Достаточно уметь использовать для достижения своей цели уже знатных людей, обращать любую ситуацию в свою пользу. Главное не скупиться на похвалу, льстить, соглашаться с суждениями того, кто считает себя правым во всем. И лишь в дневнике Глумов пишет об истинных чувствах по отношению к окружающим. В нем он высмеивает важность своего зажиточного дяди Мамаева, который время от времени выбирает себе фаворита и учит его жизни, глумится над самовлюбленностью господина Крутицкого, тщеславием Городулина. Описывает всю фальш и низость этого высокого общества.
Конечно, в спектакле многое зависит от того, как раскроет образ своего героя актер. По всему видно над этим много работал Андрей Мельников. В роли Глумова он изобразил человека уверенного в своих силах и правоте. Зритель наблюдает, как Глумов лихо разрабатывает планы, наедине с собой смело и дерзко высказывается в адрес других людей. Хотя перед ними начинает рассыпаться в комплиментах, даже признает свое слабоумие. В умении быть разносторонним, убедительным и проявил себя актер.
Пьеса А. Островского во многом говорит о честности человека. Андрей Мельников в роли Глумова мастак менять маски в угоду себе. Главный герой смелый, но, когда начинает льстить, в один момент становится смешным, достойным только сожаления. В жизни мы со стороны порой не замечаем, что бываем такими же, желая понравиться окружающим. Конечно, не у каждого из нас есть дневник, но поглумиться над другими любят многие, считая себя великими мудрецами.
Спектакль содержит в себе глубокий смысл. Его нужно увидеть, чтобы это почувствовать. Роль Глумова – сложная и многогранная. Андрей Мельников наделил его характер больше серьезностью, нежели лукавством. В этом и проявился его талант. То, как он работал над созданием образа, в полной мере отобразилось на сцене. Такое упорство в труде редкое качество. Не просто оставаться честным в создании роли и не потеряться в новых масках.
Мастерски, талантливо подыгрывая друг другу, создавали образы на сцене все занятые в спектакле артисты. Татьяна Захарова в образе Глумовой, недалекой, любящей единственного сына матери, вызывает интерес и симпатию у зрителя. Режиссер спектакля Жан Мельников мастерски сыграл роль богатого барина Мамаева. Его игру можно назвать работой художника. В нем есть то, чего не достичь одним трудом – глубина и легкость исполнения. Иногда просто забываешь, что это игра.
Заслуженный артист Украины Виктор Захаров в образе Крутицкого показал человека, который свято верит в свою величественную, умную натуру, будучи глупым и смешным. Особенно хорошо получились юмористические моменты.
Исполнение роли богатой вдовы Турусиной заслуженной артисткой Украины Илоной Соляник было несколько развязанным. Хотя в пьесе персонаж Турусиной был описан в другом характере, нежели мы увидели на сцене. Небольшую роль Манефы, которая, пользуясь доверием суеверной Турусиной, предсказывала ей все, что прикажет за определенную плату сказать Глумов, очень талантливо сыграла народная артистка Украины Людмила Вершина. Монашка Манефа, не боясь греха, долгие годы говорит за деньги людям то, во что они верят, а для себя поняла – жизнь состоит в веселье. Вот такой интересный образ красочно показан Людмилой Ивановной зрителю.
Но есть в спектакле и моменты, которые зрителю хотелось бы видеть по другому. Вот в колоритном образе жены Мамаева, в которую якобы влюблен Глумов, в исполнении Натальи Новостройной казалось бы все тешит душу – красивые платья, приятная манера игры. Но не хватает кокетства, не ощущается остроты в переменах чувств, когда она понимает, что Глумов, клявшись в любви, лгал.
В спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» занято еще несколько актеров. Их мастерство вы сможете оценить посетив театр. Если же говорить о декорациях, стоит отметить их разноплановость и значимость. В цветовой гамме, где сделан акцент на черном и белом, говорится о двуличности человека. Стилистика дает представления о привычной жизни действующих лиц. Сценография, костюмы выполнены в духе времени, создают истинно эстетическое наслаждение. Труда в этот спектакль вложено немало.
Правильно выстроенная заключительная сцена «На всякого мудреца…» дает понять психологию каждого персонажа, провести параллель с современностью. Искренность и честность во все времена были редкими качествами человека, но как был прав драматург, что скоро вовсе их лишимся. Как не мудрил Глумов, его дневник оказывается в руках тех, над кем он, используя, так долго потешался. Разоблаченный во лжи, Глумов уходя говорит: «Будет и хуже меня, и вы будете говорить: эх, этот хуже Глумова, а все-таки славный малый». Слушая это зритель вспоминает, как смешон со стороны человек, который подхалимничает. Но все же при этом находится немало людей для которых лесть и услужничество, как бальзам на душу. Без него они жить не могут. И осуждая, отторгая Глумовых, вновь и вновь нуждаются в них.
Все продумано в спектакле. Несмотря на философский смысл, он выдержан в комедийном жанре. Море остроумных, смешных моментов только подчеркивают основную мысль постановки. В ней также была использована русская народная музыка – прекрасный лейтмотив для классической драматургии. Таким образом академический театр русской драмы им. М.Горького подарил зрителю спектакль, который всегда будет интересно посмотреть.
Автор: Наталия Андрющенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Георгий Янович Хармач Ответить | С цитатой
Всем советую: ИДИТЕ.
Это надо увидеть собственными глазами. Ответить | С цитатой