Дети «Веснянки» – победители многих фестивалей и выставок в Киеве, Париже, Москве, Тбилиси, Каунасе, а также в Австрии, Германии, Бельгии, Польше. Высокий уровень мастерства, успехи в Международных кинофестивалях (12 Гран-при, 3 из которых в Париже, приз Уолта Диснея), оригинальная авторская методика обучения и воспитания одаренных детей и юношества дают право считать киноцентр национальной гордостью.
От сюжета к фильму
На улице осень, а здесь по-весеннему радужно. Коридор увешан множеством афиш - солнечный отблеск безудержной детской фантазии и вдохновенного труда юных аниматоров. За закрытыми дверями кипит творческая жизнь. Останавливаюсь пред одной из них с табличкой «Идет озвучивание: не входить!». Рискнул, постучал.
Откликнулась педагог группы традиционной анимации Светлана Михайловна Кольцова. Здесь же у окна и завязалась беседа. Светлана по образованию архитектор, но уже многие годы увлечено работает с детьми.
- Как рождаются фильмы?
- Начинается все с сюжета, ведь «вначале было слово». Сюжеты самые простые: «Как я провел каникулы», «Моя кошка», «Моя собака», «Моя семья». На тему «О чем бы я хотел снять фильм?» зачастую рисуют инопланетян. Мальчикам хочется снимать фильмы ужасов. Сняли один. Девочек больше интересуют эльфы из мира фентези Толкиена. Есть и более традиционные сюжеты. На занятиях знакомимся с народными и литературными сказками. Очень многие знают и любят сказки Пушкина.
Сейчас готовимся к выставке в Художественном музее, там будут представлены рисунки ребят на темы поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина и драмы «Лісова пісня» Леси Украинки. Многие дети хорошо рисуют, но для мультипликатора очень важно еще огромное желание снимать фильм, создавая его кадр за кадром.
- Мультфильм – это коллективное творчество?
- Кончено. Бывает, ребята постарше делают фильмы индивидуально – но это сложно. В коллективе работать намного легче и быстрее. У каждого есть своя часть работы. Допустим, кто-то хорошо рисует и силен в раскадровке, другой любит рисовать героев, у третьего лучше получаются фоны (дома, деревья), у этого - хороша режиссура, он лучше видит фильм в целом. Ребята сами подбирают музыку и если надо озвучивают. Иногда, правда, слышишь капризное «Это мой мультик», но конфликты удается во время уладить.
- Где знают и любят ваши фильмы?
- «Веснянку» знают везде: в Москве, Париже и, конечно, в Украине. В прошлом году нас пригласили в Киев на Международный фестиваль «Золоте курча». Это престижный фестиваль и было радостно принять участие наравне с ведущими профессиональными студиями. Наш фильм «Синяя борода» был отмечен, и Катю Зорину премировали путевкой в Артек. Этот мультик получил Приз за оригинальный сюжет и в Москве на фестивале «Золотая рыбка». Победы на фестивалях отмечаем дружно за «сладким столом». Рабочий момент
Сергей Владимирович Деркач – главный по монтажу мультиков. О себе говорит скромно: «Занимаюсь техническим обслуживанием детских фантазий». В студии - событие. Закончили мультик «Иван–путешественник». Нина Тимошенко, 11 лет:
- Это мой мультик. Сделали фильм со звуком на 2,5 минуты. Рисовать помогала подружка Александра Матиш. А снимать фильм - Машенька Хрептиевская, ей 10 лет. Она умеет «заставлять» рисованных героев двигаться. Только-только закончили съемку, смонтировали и озвучили.
- Кому первому покажете фильм?
- Нашему замечательному педагогу Светлане Михайловне. Потом друзьям. А затем на нашем фестивале «Золотая веснушка», который пройдет в Доме ученых. Добавим, что Сергей Владимирович помог в этой студии смонтировать более 100 фильмов. Все дороги. Но всех не перечислишь...
Воспитание детей – главная забота
Нина Петровна Довгялло руководит кружком «Живопись на стекле». Она также возродила уникальное народное искусство создания тряпочных кукол-оберегов. Много лет она работает с детьми. Ее воспитанники - призеры пяти международных фестивалей. Нина Петровна и Марлен Яковлевич Матус – супруги.
- «Веснянка» рождалась у нас дома – я помогала Марлену в организации, дружила с педагогами, сама занималась живописью. Приход в «Веснянку» был предопределен, - вспоминает Нина Петровна. - Что такое ритм в кино я поняла только через несколько лет, когда вместе с детьми снимала свои первые фильмы. А началось все с этюда, в котором «собака» должна была «съесть» колбасу. Снимали обычной камерой на пленку. Мы сняли «собаку», потом «колбасу». Потом долго ждали, когда все это проявится. Смонтировали. И никто не мог понять, что вышло. Собака не ела колбасу, а «вырыгивала». Матуса пригласили, специалистов. Все обалдело вертели эту пленку и ничего не могли понять. Оказалось, камера у нас стояла «вверх ногами» (смеется).
Мне кажется, что самое важное - не награды, а сами дети. Я занимаюсь с детьми в 58-й школе. В основном это дети с Озерки. Там работают их родители. И, как правило, отец или мать - не родные. Такой контингент. И вот Зоя Жук - моя воспитанница из неблагополучной семьи - захотела стать профессиональным мультипликатором. Мы с Марленом готовили ее для поступления в институт, куда ежегодно принимают не более 7-8 человек. Она поступила. Проучилась 8 месяцев и вдруг трагическая случайность – попала под поезд.
И хотя у нас нет цели готовить профессиональные кадры, два человека в этом году будут поступать в институт. Вика Чайка готовится во ВГИК. Она необычайно талантлива. Только что приехала из Артека, была награждена путевкой за фильм «Музыка любви». В свое время мы показывали им Петрова, который получил «Оскара» за фильмы, снятые необычной техникой. И Вика загорелась. Рисует она моментально, графически четко. Оставалось положить на музыку. Нужна была «сумасшедшая скрипка», по выражению Марлена Яковлевича. Мы взяли Паганини.
«Веснянка» готовит внутренний фестиваль «Золотая веснушка». У нас 10 педагогов, которые снимают кино. Есть игровые фильмы, документальные, но в основном анимация. Группы работают в разных районах города: В Приднепровске, на пр. Правды, на Победе, в Институте усовершенствования учителей, в школах. Таким образом, за год у нас делается около 20 фильмов. Проводим и областной фестиваль «Дніпровські погостини». Я горжусь, что наши фестивали проходят на высоком уровне, ведь оценивает очень профессиональное жюри.
На капитанском мостике
Кучма Александр Иванович - личность творческая и примечательная. С детства увлекался театром, музыкой, фотографией. После школы дорога от родного порога привела юношу в Университет. Александр как потомственный «технарь» поступил на «физтех». Благополучно его окончил. Но увлечение детства не давало покоя, и он открыл для себя «Веснянку». Начал руководителем кружка игрового кино. Затем - учеба в институте Карпенко-Карого на уникальном факультете, где готовили киноведов-учителей. В день 200-летия Александра Сергеевича Пушкина он с ребятами закрепил камеру у памятника поэту и в течение суток снимал все происходившее там. Получился документальный фильм, который на престижном кинофестивале завоевал Приз. А в 2002 году, когда решался вопрос быть или не быть «Веснянке», стал директором. Занял капитанский мостик и вывел суденышко кино-центра из опасной «штормовой зоны». Сегодня Александр Иванович огорчен тем, что помещение для занятий приходится арендовать, а так необходимого просмотрового кинозала до сих пор нет и в помине!
В каждом человеке живет Моцарт
Марлен Яковлевич Матус – художественный руководитель и родоначальник «Веснянки» - посвятил детям свою отеческую заботу, мудрость педагога и талант художника.
- «Веснянка» - это одна из самых старейших в Европе и титулованных организаций. Наши фильмы мы посылали и в Америку. Кстати, несколько лет назад английский миллионер взял целую программу «Веснянки» и катал по всей Англии. Он считает, что таким образом сможет привлечь в свои кинотеатры зрителей.
Мы сняли более 400 фильмов. Среди них - «Метаморфозы», «Бесконечность», «Два колеры», «Музыка любви», «Алые паруса» (мы подарили его музею Грина). Из них две трети отмечены наградами на международных кинофестивалях.
Мы издали вместе с облгосадминистрацией книгу «Малюють діти Дніпропетровщини» и вместе со своей кассетой отправили во Францию в Центр Пампиду. Во Франции в свое время заработали не одно Гран-При, золотые медали, но там не были. А ведь мы не просто себя показываем. Мы прославляем свою страну и свой город. Хотелось бы, чтобы они увидели не только наши фильмы, но и нас тоже.
К сожалению, наши дети не имеют возможности выехать. В мае этого года пришло сообщение о награде из Таллина с припиской: «Приз не пришлем - очень тяжелый. Приезжайте». Не поедем, нет денег!.. Сейчас в Германии пройдут два фестиваля – один в Берлине другой в Штутгарте. Отправляем только кассеты. Приглашений предостаточно, но мы не выездные! Мы устали обращаться за помощью к спонсорам.
«Веснянка» является единственным центром детского киновоспитания в Украине, подобных центров всего 2-3 на постсоветском пространстве. Собрать выпускников очень сложно – они разъехались по всему миру. И все-таки, когда мы праздновали свое 25-летие в русском театре, – мест свободных не было.
Сегодня нас ценят по тем наградам, которые мы получаем, а через 20 лет оценят по тем людям, которые вышли в жизнь. Работу педагога можно оценить только через 20 лет, как хорошее вино.
Мы не готовим мультипликаторов. Цель – воспитание средствами кино. Мы хотим пробудить ребенка к творчеству. Ознакомить с элементами национальной и мировой культуры. Развить индивидуальность, чтобы он был не «работягой», а на рабочем месте был творцом. Врач - творцом, инженер – творцом! «В каждом человеке живет Моцарт» - утверждал Антуан де Сент-Экзюпери. Пробудить Моцарта в ребенке помогает «Веснянка».
Беседовал Александр Пронин
30 октября, Киев. «Веснянка» презентовала свою новую программу в мастерской Евгения Сивоконя. В Национальном университете театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого признанный мастер мультипликации устроил просмотр и обсуждение представленных фильмов с педагогами и студентами университета. Состоялась встреча с мультипликаторами столицы.
Наш первый фильм, созданный в 1973 году, назывался «Подарок». Ребенка пригласили на День рождения. Было воскресенье. Магазины закрыты. Он шел к девочке и не знал, что ей подарить. И вдруг пошел снег. Он взял самую красивую снежинку и подарил девочке. И наступил праздник! Вот уже 33 года «Веснянка» дарит праздник творчества детям.
Марлен Матус
Автор: Александр Пронин
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |