Сегодняшний День Независимости был бы невозможен без подвига огромного количества патриотов Украины, которые веками, несмотря на все запреты, сохраняли украинскую культуру на территории нашей области. Люди рисковали карьерой, имуществом, свободой и жизнью, сталкивались с непониманием окружающих, но все равно делали это. В преддверии Дня Независимости мы погуляли по украинскому Екатеринославу.
Русификация
До закладки Екатериной Екатеринослава на Жовтневой площади на территории от нынешнего оперного театра до ул. Баррикадной располагалась большая казацкая слобода Половиця с населением 1,5 тыс. человек. Для сравнения, Екатеринослав с его столичными амбициями, в 1897 году, через 10 лет после основания, мог похвалиться насеением в 2 тыс. человек.
Правда, это были совсем другие люди. Казаки не хотели становиться горожанами, поэтому, спасаясь от надвигающейся урбанизации, переселялись в Мандрыковку, Диевку, Сухачевку, в казацкие слободы, куда город еще не добрался.
Образование
Здание, где сегодня находится Днепропетровский облсовет, было построено в 1905 году для коммерческого училища.
Здесь преподавало множество настоящих украинских патриотов, взгляды которых на историю Украины не позволили бы им преподавать больше нигде. Интересно, что подавляющее большинство учеников этого училища были евреями из купеческих семей.
Просвіта
В 1872 году на пожертвования филантропов построили вот это здание в тогдашнем Яковлевском сквере, сейчас это ул. Половицкая (рядом с оперным театром). Здесь читали бесплатные лекции представители разных наук с единственной целью: нести просвещение в массы. Правда через несколько лет эта деятельность была запрещена местными властями, которым просвещение казалось чем-то очень опасным.
В 1905 году в этом здании открывается первое на территории Российской империи отделение общества «Просвіта”. Само общество было создано в 1868 году во Львове, на территории Австро-венгерской империи, которая весьма лояльно смотрела на развитие национальных культур народов, ее населяющих. В Российской империи на это смотрели иначе. И только ослабление полицейского гнета после революции 1905 года позволило открыть общество, которое, страшно подумать, издавало книги и журналы на украинском языке, изучала фольклор и историю. Кстати, екатеринославская «Просвіта” свою работу прекратила последней в империи, в 1916 году.
Война
Мало кто знает, что на Жовтневой (Соборной) площади, на Марсовом поле Днепропетровска, есть малозаметная памятная доска Сечевым стрелкам — Вольным казакам, которые отдали свои жизни в боях за УНР против махновско-большевистских войск.
Где конкретно похоронены эти бойцы, до сих пор не известно.
Военный штаб УНР в 1919 году находился в здании Главпочтампта. Никаких напоминаний об этом на фасаде нет.
Разве что вот этот советский барельеф, который гласит, что в 1919 году здесь был уничтожен очаг контрреволюции.
Литература
Основоположник украинского интеллектуального романа Валерьян Пидмогильнй родился в с. Чапли (нынешний Приднепровск), а потом много лет работал учителем в школе, размещенном вот в этом здании. Сейчас в нем размещен музей «Литературное Приднепровье».
Роман «Город» стал хрестоматийным. Есть у него и произведение, действие которого происходит в Днепропетровске. В 1935 году Пидмогильный, как и многие другие украинские писатели и художники, был арестован по абсолютно вымышленному обвинению в подготовке убийства товарища Постышева и выслан на Соловки. В 1937 году его расстреляли. Несмотря на то, что Пидмогильный был реабилитирован после смерти Сталина, его произведения не публиковались до 80-х гг. ХХ в.
Кстати, в повести Пидмогильного «Третья революция» действие происходит в 1919 году в Екатеринославе, в гостинице «Астория», где размещался штаб Нестора Махно.
Еще один основатель этого жанра В. Демонтович, выжил, но на всю жизнь получил клеймо предателя. В отличие от его товарищей по литературе, НКВД его сначала арестовала, а потом отпустила.
Во время Второй мировой он принимал участие в научных конференциях, организованных фашистами. Некоторые считают, что его прекрасный доклад о том, почему крымских караимов не нужно считать евреями, помог спасти этот народ от уничтожения.
Сегодня о нем напоминает вот эта мемориальная доска на вот таком доме на ул. Олеся Гончара.
Кстати, в повести Демонтовича «Без грунту» действие происходит в Днепропетровске 30-х гг.
Театр
Лесь Курбас создал абсолютно новый европейский театр, полностью отличный от традиционной русской чеховской традиции. В 20-е гг. несколько лет театр Леся Курбаса работал на подмостках днепропетровского театра им. Шевченко. Но в 1928 году НЭП, а вместе с ним и украинизация, закончилась. Украинское возрождение было расстреляно, а театр им. Шевченко стал таким, каким мы его знаем сегодня. О Лесе Курбасе в нем ничего не напоминает.
Правда в 1992 году на фронтоне театра установили памятники выдающимся украиским художникам: Григорию Сковороде, Ивану Франку, Лесе Украинке и Василию Стусу. Кстати, днепропетровский памятник Стусу — единственный в Украине.
Эта великолепная четверка смотрит на памятник молодому Шевченко, сжимающему в руке вольную.
На месте вот этого пустыря в театре им. Глобы находился летний театр, в котором много раз выступала легендарная труппа Садовского. Здесь были Крапивницкий, Старицкий, Карпенко-Карый. Тогда он выглядел так.
Архитектура
Дом Хренникова, или Украинский дом, который стал визитной карточкой Днепропетровска, был построен осенью 1913 года. Это был не жилой дом, а торгово-деловой центр. На первом этаже размещались магазины, а выше — конторы. Был тут и собственный театр.
Здание строили по самой передовой технологии того времени — железобетона. При его строительстве впервые в Екатеринославе использовали подъемный кран.
Но скандальную славу этому зданию принесло не это, а ярко выраженные украинские элементы строения. Казаки на фронтонах, украинская майолика, деревянные элементы, традиционные шестиугольные окна.
В 1913 году это здание выглядело вот так. Купола вызывали ассоциации с украинским казачьими деревянными церквями. На флюгере казак борется с турком. Интерьер здания тоже был насыщен украинскими символами.
Дом Хренникова сожгли фашисты. После войны его восстановили, но его первоначальный вид, как и интерьеры, были полностью утеряны.
Кстати, в свое время Владимир Хренников пытался издавать украинскую газету, но ему запретили. Пожалуй, только его высокое общественное положение уберегло его от более серьезных неприятностей. Впрочем, предприниматель помогал деньгами «Просвите» и оставил память о себе в виде этого замечательного здания в стиле «Украинское возрождение».
История
Великий украинский историк Дмитрий Яворницкий, исследователь казачества, 35 из своих 85 лет жизни прожил в нашем городе, большую часть этого срока - вот в этом доме. Кстати, в ноябре этого года мы отмечаем 160-летний юбилей великого историка.
Интересно, что родился он в с. Солнцевка, на границе между Украиной и Россией, между Харьковской и Курской губерниями. Его предки — обедневшие польские шляхтичи, принявшие православие.
После окончания Харьковского университета молодой историк, не скрывавший своего интереса к истории казачества, по совету друзей поехал преподавать в Санкт-Петербург, где было больше свободы и велась более насыщенная украинская интеллектуальная жизнь, чем в русифицированном Харькове. Там проходили выставки, литературные чтения издавались книги.
Там Яворницкий познакомился с Ильей Репиным и помогал ему в создании знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Многие знают, что сам Дмитрий Иванович изображен на ней в образе писаря. Но абсолютно все образы на картине писались с представителей высшего общества тогдашней Москвы и Петербурга. Яворницкий сам подбирал прототипов. И у всех у них оказались казацкие корни. Генерал Драгомиров, «острослов и весельчак», ректор Московской консерватории Александр Рубец, меценат Василий Тарновский, создавший первый музей Шевченко, и многие другие.
В Екатеринослав Дмитрий Иванович приехал в 1903 году и практически сразу же возглавил вновьсозданный краеведческий музей им. Александра Поля. Он мечтал об этом много лет. Степь, Днепр, пороги — это лучшее место для ведения исследований.
В 1928 году Яворницкий возглавляет масштабную археологическую экспедицию по изучению территорий, которые должны были уйти под воду после строительства ДнепроГЭС. А в 1933 году его обвинили в украинском буржуазном национализме и уволили из музея, лишили всех наград и даже пенсии. Последние 7 лет своей жизни Дмитрий Иванович жил, продавая свои вещи. Впрочем, ему оставили его дом и свободу. А многих его сотрудников и учеников отправили в ГУЛАГ или расстреляли.
все вернулось на круги своя! поэтому евреи сейчас самые ярые патриоты! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Екатеринослав основали в 1776 году, а не в 1887. Почитали бы хоть Википедию, что-ли... Ответить | С цитатой
1. Караїми є юдеями (євреями) по своїй релігії але не є семінари
2. Німці гітлерівці були нацистами і це їх відрізнялося від фашистів
3. Не треба спрощувати... Бо ж так і в бидло можно перетворитись Ответить | С цитатой
В Вашем русском языке много ошибок. Например слово "почтамПт". Или склонение "Ивану ФранкУ". Или "вновьсозданный"...
"Великолепная четверка" смотрит на Шевченко: а на стене (не на фронтоне, фронтон - часть фасада под крышей!) здания установлено 5 (пять) бюстов (а не памятников) - Вы забыли про В.Винниченко.
Задумка хорошая. Исполнение - не очень. Ответить | С цитатой
Григорий Сковорода - не художник, а писатель. Причем у него нет ни одного издания на украинском языке. Он умер еще до первой публикации на литературном украинском языке в 1798 г. («Энеида» Котляревского). Ответить | С цитатой