Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 22 ноября 2024
16:30

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Каменные хищники – стражи нашего города

|«« «« »» »»|

Мы часто не замечаем за общим частное. Это же относится и к уникальной архитектуре Днепропетровска. Даже те горожане, которые ценят и любят старинные здания нашего города, далеко не всегда могут подметить особенности украшения, декора этих домов. А ведь такие декоративные элементы – это совершенно отдельная страница в истории нашего города и его архитектуры.

Многие годы исследованием этой интересной, но очень непростой темы занимается давний друг Городского сайта, заведующий отделом Днепропетровского Национального музея имени Д.И.Яворницкого, кандидат исторических наук Максим Эдуардович КАВУН. Скажу откровенно: этой темой он недавно «заразил» и автора строк – до такой степени, что теперь, проходя мимо дореволюционного особняка, стремлюсь на его стенах, карнизах пристальней рассмотреть элементы декора. И эти наблюдения дарят столько новых открытий! Правда, подобные исследования при наших разбитых тротуарах и обилии открытых люков – еще и опасны для жизни.

Откуда пошло такое украшательство?

Как считают одни историки, традиции зооморфного декора (украшения вещей, предметов, зданий изображениями реальных или мифических животных) зародились еще в скифо-сарматскую эпоху. Зооморфный код «скифо-сарматского времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдику, орнамент и, соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему символов. В европейской архитектурной традиции наиболее чётко зооморфный «скифо-сарматский» стиль прослеживается в орнаментике романских соборов и белокаменной резьбе владимиро-суздальской школы. Вообще же следы «звериного стиля» в евразийской культуре, пусть и в десакрализированном виде, можно встретить практически повсеместно. 

Другие исследователи древности полагают, что традиции такого декора были заложены на Древнем Востоке. Они предполагают, что архитектурный декор (геометрический, растительный, эпиграфический, зооморфный) возник в Средней Азии еще на заре цивилизации  вместе с появлением первых архитектурных сооружений. Развитие декор получил в пору первых государственных образований, когда Средняя Азия вошла в круг цивилизаций Древнего Востока. Дворцовые и храмовые помещения украшались наряду с ковровыми тканями архитектурной резьбой. Мотивами убранства, как и в прикладном искусстве той поры, были фигурные зубцы, пальметты, цветы лотоса, позднее появляются фигуры зверей, близкие мотивам архитектурного декора Вавилона и Древнего Ирана, изображения священных деревьев, небесных светил и символов, связанных с различными древнейшими земледельческими культами. Фантастические звери и полулюди, священные деревья, небесные светила и символы — таков арсенал образов прикладного искусства Древнего Востока.

Третьи исследователи считают, что моду на зооморфный декор задали в Древней Греции, где храмы и здания тоже любили украшать масками львов и других существ.

Как бы там ни было, но особого размаха традиция украшения зданий всяким зверьем достигла в средневековье, в эпоху готики. Удивительно, но в екатеринославскую архитектуру традиция использования зооморфного декора пришла отнюдь не сразу с началом развития города. Почти столетие здания в Екатеринославе строили без подобного «украшательства», либо же история не сохранила свидетельств об этом. И только в последнюю четверть девятнадцатого века на екатеринославских зданиях появляются очень интересные и разнообразные декоративные элементы.

Предоставим слово Максиму Кавуну, который любезно рассказал Городскому сайту об итогах своих многолетних наблюдений. И сегодня он раскроет тайну львов, которые, оказывается, во множестве охраняют покой нашего города.

«Изображения львов – неотъемлемая часть архитектурного декора старого Екатеринослава конца XIX – начала XX веков, - рассказывает Максим Эдуардович. - Зооморфный декор был очень распространен во времена эклектики и различных направлений историзма в архитектуре, хотя восходит он, прежде всего к средневековью, и готическому стилю. В Екатеринославе львы, безусловно, занимают первое место среди зооморфного декора и лидируют по количеству «звериных» изображений на фасадах домов. Имеются изображения и других зверей (птицы, лягушки, грифоны и др.), но их можно буквально перечесть по пальцам.

Особенность использования изображения льва в екатеринославской архитектуре – наличие только львиных голов, в отличие от многих городов, например, Санкт-Петербурга и Львова, буквально заполненных львиными статуями.

Древнейшие львы не закрывают пасть - уже 126 лет, с 1889 года

Древнейшие датированные сохранившиеся ныне изображения львов в архитектуре города – на здании по улице Серова, 5. Две львиные головы с открытой пастью украшают фронтоны над боковыми крыльями главного фасада двухэтажного доходного дома. Под одним из львов сохранилась надпись «1889 г.».

Однако время пощадило этих львов лишь частично. Дело в том, что правая голова сохранилась почти идеально. А вот левая почему-то полустерлась от времени, и теперь угадываются лишь общие очертания.

Интересно отметить выражение морды этого самого древнего екатеринославского льва. Он изображен хоть и с открытой пастью, но не свирепым, а довольно дружелюбным. Если внимательно всмотреться в него, кажется, что лев открыл пасть и застыл, будто от удивления. Я его для себя так и называю «удивлённый лев».

Львы застыли с кольцами в зубах уже больше ста лет

Довольно распространен декоративный мотив – «лев, держащий в зубах кольцо». Это одна из древнейших форм «львиного» декора. Например, такие львы с кольцами есть на фасаде Часовни Боимов начала XVII века во Львове – «городе львов» в архитектуре. Данная композиция не несет важной символической нагрузки, но смотрится довольно эффектно. Таких львов еще можно встретить на нескольких памятниках архитектуры Екатеринослава конца XIX – начала XX веков.

Например, на доходном доме 1890-х годов по улице Олеся Гончара, 4 два таких горельефных изображения льва обрамляют въездную арку посредине главного фасада. Интересно, что здесь головы львов плавно завершают консоли в виде огромных листьев аканта. А в зубах, кроме кольца, львы держат еще и гирлянду с фруктами. Причем, судя по уровню исполнения, здесь работал профессиональный скульптор, имя которого пока остается неизвестным.

Аналогичные изображения львиных голов первоначально украшали и здание Коммерческого училища, построенное в 1904-1905 гг. по проекту Д.С. Скоробогатова (ныне областной совет на просп. Кирова 2). Здесь две львиных головы с кольцами украшали главный фасад на уровне третьего этажа по обе стороны от центрального портика. Причем львиные головы были вплетены в очень сложную композицию: каждый из двух львов держал в зубах кольцо, к которому был подвешен картуш со словами «Знание» и «Сила», а к картушам снизу крепились даты начала и окончания строительства здания «1904» и «1905». К сожалению, при реконструкции в 1930-х годах (архитектор А.Л. Красносельский) большая часть декора была ликвидирована. В том числе были убраны и львиные головы, слова и даты.

Барельефные изображения львиных голов с кольцами можно увидеть и на трехэтажном доходном доме по улице Красная, 8. Они украшают карниз третьего этажа здания. Всего таких голов было 22, сейчас часть отвалилась. Кроме колец, екатеринославские львы в редких случаях держат в зубах... цветочные гирлянды. Именно такую композицию можно увидеть под оконными проемами особняка П.М. Авдеева 1890-х годов (ул. Ворошилова, 15). Здание - один из лучших образцов эклектического направления в архитектуре особняков Екатеринослава. Шесть львиных морд с гирляндами прекрасно сохранились, и, как и весь особняк, поддерживаются в хорошем состоянии.

Самые злые львы на доме с несчастливым номером

Самые «злые» или «грозные» львы в архитектуре нашего города, на мой взгляд, расположены по адресу – улица Литейная, 13. Две львиных головы с разъяренной пастью и взъерошенной гривой взирают на прохожих из фронтонов, находящихся над окнами третьего этажа. Львы великолепно дополняют декор здания, которое само по себе великолепно – это эталонный образец «екатеринославского кирпичного стиля», построенный в 1890-е годы. Трехэтажный доходный дом украшают, помимо львов, головы сатиров и миниатюрные женские головки, а также сочные гирлянды и розетки.

Второй в рейтинге «злых львов» – одиночный лев на доме по улице Олеся Гончара, 4, который можно назвать энциклопедией екатеринославского архитектурного декора. Тут, помимо двух видов львов (одного «злого» и двух с кольцами в зубах) можно встретить и гномов, и сатиров, и женские головы, и даже мифологического грифона. «Злой лев» взирает на прохожих над въездной аркой по центру главного фасада. Львиная пасть не сильно раскрыта, однако выражение его морды до сих пор сохранило пугающий характер.

Ну и третий по «грозности» царь зверей украшает завершение угловой скошенной части дома по улице Красной, 8. Здание – прекрасный образец эклектики 1890-х годов, покрытое кружевом вычурного декора. Над окнами третьего этажа в специальном фронтоне помещена горельефная львиная голова. Причем здесь, в отличие от других собратьев, голова льва вписана в круглый картуш, под которым свисает изящная корзина из фруктов. Пять «злых», но миниатюрных и изящных львиных головок, помещены над окнами первого этажа и над входной дверью дома Заморуева, построенного в 1902 году на улице Казачьей (ныне Комсомольская, 15).

«Печальные львы» взывают о помощи

Самые трогательные изображения львов – на доме по улице Красной, 9. Он уже приговорен к сносу, и частично разрушен. Осталась только часть главного фасада. Над окнами второго этажа – миниатюрные львиные головки с большой гривой. Всего их было не меньше 11 (часть фасада обрушилась и нельзя сказать точно), сейчас осталось только шесть – другие сняты, сохранились штыри крепления. Причем сняты довольно аккуратно, не специально ли? Возможно, эти львы пополнили чью-то частную коллекцию…

Это здание – двухэтажный доходный дом 1870-1880-х годов, надстроенный третьим этажом в конце XIX века. Поэтому, возможно, изображения львов здесь старше тех, что на Серова, 5, и вполне могут претендовать на звание древнейших.

Особо умиляет выражение этих маленьких львиных морд. Они не просто грустные, они как будто сейчас заплачут. Из всех сохранившихся изображений львов на зданиях города – эти самые печальные. Возможно, они оплакивают и свою судьбу.

Жаль, что город не нашел сил сохранить это ценное историческое здание. Считаю, что хотя бы несколько оставшихся львиных голов следует обязательно сохранить – снять и передать в музей.

Еще один «печальный» или «спокойный» лев находится на трехэтажном доходном доме по улице Комсомольской, 55, построенном в 1896 году. Здесь одна маленькая львиная голова помещена под крышей в завершении третьего этажа. Выражение морды этого льва очень спокойное и добродушное.

Екатеринославские львы-химеры. Не Киев и не Париж, но все же

Тема львов в архитектуре Екатеринослава не ограничивается натуралистическими львиными головами. Внимательный анализ показывает, что в местном архитектурном декоре использовался мотив «химер», особо популярных в конце XIX – начале XX веков. Химеры имеют происхождение в европейской готике. Всплеск популярности этого элемента декора затронул и территорию Украины. К примеру, широко известен «Дом с химерами» архитектора В. Городецкого в Киеве.

Оказывается, свои химеры были и в Екатеринославе. И это львы-химеры.

Они сохранились на двух известнейших памятниках архитектуры. Это Музей Поля (ныне Яворницкого, проспект Карла Маркса, 16) и Губернская земская управа (улица Рогалева, 21). Здание музея построено в 1905 г. по проекту Г.И. Панафутина. На боковых фронтонах главного фасада можно увидеть две львиные головы, с открытой пастью, но… с характерными рожками, и дьявольским выражением на морде.

Аналогичные львы-химеры можно видеть и на здании губернской земской управы, построенном в 1902 г. по проекту неизвестного архитектора. Они «спрятаны» под консолями колонн второго этажа. Таких львов-химер на фасаде 12.

Еще одно здание, где «обитают» химеры – доходный дом конца XIX века на улице Серова, 11. Здесь всего 6 химер – по 3 над окнами второго и третьего этажей.

Где скрываются львы в здании Горного?

Декоративная «изюминка» в виде изображений львиных голов присутствует и на здании главного корпуса Горного института (ныне университета) по проспекту Карла Маркса, 19. Они очень невелики по размеру, и далеко не сразу заметны простому наблюдателю. Здание построено в 1899 г. по проекту А.Н. Бекетова, затем реконструировано в 1915-1924 гг. по проекту братьев Бернардацци. Именно после этой реконструкции появился знаменитый шестиколонный портик с колоннами тосканского ордера, выходящий на проспект. Вглядитесь в завершение портика возле надписи – карниз между колоннами и фронтоном оформлен декоративными вазами и гирляндами. В центре ваз – десять горельефных изображений львиных голов, держащих в зубах кольцо.

Единственные в городе статуи львов бесследно исчезли 60 лет назад

Многие европейские города славятся десятками статуй львов на фасадах и около зданий. Например, Санкт-Петербург, где каменные львы стали одним из признанных символов города.

Днепропетровск, к сожалению, не может похвалиться ни одной львиной фигурой. Однако сохранились скупые сведения, что в старом Екатеринославе существовало здание, которое украшали два полноростовых льва. Это Уездная земская управа (до недавнего времени кожвендиспансер), на углу улиц Артема и Шевченко. Здание – выдающийся образец эклектики конца XIX века, славится своим вычурным декором. На сайте dneprcity.info помещена информация, что «Вход в него охраняли два небольших лежащих льва, которых убрали в начале 1950-х годов». Куда они исчезли – неизвестно. Возможно, старожилы города помогут прояснить этот вопрос. К сожалению, тогда наш город потерял еще одну архитектурную и туристическую изюминку», - считает Максим Кавун.

Скульптурные изображения львов, а вернее, львиных голов – одна из замечательных страниц екатеринославской архитектуры. К счастью, на фасадах зданий исторического центра пока сохранилось не менее 60-ти львиных изображений. Это не просто произведения искусства. Это молчаливые свидетели городской истории. И очень важно сохранить эти свидетельства для потомков. К сожалению, печальный пример того же здания по ул. Красной, 9, разрушающегося на глазах, показывает, что эти молчаливые свидетели постепенно уходят в небытие.

Впрочем, только ли об исчезновении декоративных элементов на старинных домах уместно вести разговор? При равнодушном отношении городской власти, собственников дореволюционных особняков, инвесторов год за годом исчезает старый город, оставляя о себе память только на фотокарточках и в архивах…

Gorod.dp.ua на Facebook.


стоик  (28.05.15 21:36): Поинтересуйтесь содержанием проекта И.Старова, основание города в котором Мы живем. Будет Интиресно. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Лёва  (28.05.15 18:14): Да, поубавилось Львов в нашем городе. Уехал Лев Семёнович, умер Лев Борисович. Да что там говорить. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
ВыпускницасНемаленькимАйкуем  (28.05.15 18:09): Много львов.. не пойму,- вуйки лепили или Питерские.. Ответить | С цитатой
Морда  (28.05.15 15:12): Упырячьи морды на некоторых, не львы совсем. Вон, в Чехии на православных храмах полно гаргулий этих сидит. А на иконе Святого Христофора изображен киноцефал ( собакочеловек). Чего то мы не знаем, если вообще что-то знаем. Ответить | С цитатой
Ника  (28.05.15 14:09): А статуя льва в Днепропетровске все-таки есть, в парке Шевченко. Правда, этот лев существует всего лишь с 2000го года: http://gorod.dp.ua/photo/fullpic.php?id=375&album_id=6 Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Таня  (28.05.15 12:48): Спасибо за статью! Очень интересно и познавательно. Очень хочется, чтобы печальных львов (да и всех остальных тоже) непременно сохранили! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте