|«« | «« | »» | »»| |
Писки - именно так, по-украински, с ударением на первом слоге, называли когда-то низменную местность, где теперь находится речпорт, тепловая электростанция и начинается территория металлургического комбината. Это, пожалуй, самое первое поселение Каменского, где еще в 1750 году документальноотмечено наличие православной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, т.е. к тому времени территория была достаточно заселена.
С этого песчаного места, по мере увеличения построек, не выдерживая нагрузки, наносной песок начал сползать в Днепр, крестьяне вынуждены были переселяться в другое место, расширяя территорию села.
Вторая жизнь этого поселения началась на стыке XIX и XX веков - со времени начала деятельности Днепровского металлургического завода Писки засыпались отходами металлургического производства - отвальными шлаками, которые укрепили грунт, а возрастающее население Каменского снова начало обживать эту территорию.
Вскоре на Писках появились целые улицы. Согласно списку домовладельцев села Каменского, составленного его приставом В.А.Клунниковым, в 1909 году на сохранившихся до нашего времени улицы Песчаной было 14 домов, на улице Набережной - 32 дома.
Центральная улица Канатная, названная так из-за построенной на ней канатной фабрики, имела 41 дом. Только длинная шлаколитая стена в Промышленном переулке осталась от канатной фабрики. В этой стене пристроились несколько домиков.
Читая "Список Клунникова", можно заметить знакомые фамилии: Губа, Орешкин, Скитиков, Рак, Потоцкий, Любарский. Не родственники ли они нашим знаменитостям и современникам. Сегодня эта улица , названная Советской, остается центральной на Писках. Кстати, на ней и теперь живет в родительском доме правнук одного из основателей металлургического завода Владимир Богемский.
В 1910 году на берегу Волчьего горла немец Дюмлер построил пивной завод. Он представлял собой четырехэтажное здание довольно сложной конструкции. К зданию примыкал причал, куда с Днепра подплывали небольшие баржи, нагружались бочками с пивом и развозились по окрестным селам. Пивзавод просуществовал до 1918 года.
Овраг Волчье горло, в старину доходивший почти до проспекта Пелина, постепенно обомлел и зарос, впадавший в него залив засыпан угольной золой с построенной в 1932 году тепловой электростанции.
В самом здании бывшего пивзавода было оборудовано 16 квартир. В одной из них в молодости жил бывший главный прокатчик ДМК Леонид Иванович Романюха. В этом полуразрушенном здании по ул. Советской, № 75 и теперь в одном крыле разместилась какая-то фирма, а в другом оборудована вполне комфортабельная квартира. В ней жил заслуженный художник УССР Владимир Александрович Жуган (1926-2008 гг.). Здесь он написал огромное количество своих картин: пейзажи города, Днепра, Кривца, индустриальные пейзажи. По словам самого художника, более 150 его картин нашли себе месо в частных коллекциях европейских стран.
В прошлом Писки славились еще и великолепным фруктовым садом Гофмана, находившимся между Волчьим горлом и ул. Корчевского. Сам Гофман уехал из СССР в конце 1930-х годов, а его сын остался, был известным в нашей области врачом. Сегодня же только полузаброшенная улица Фруктовая напоминает о бывшем чудо-саде.
На Писках, на самом берегу Днепра, проживали Ерошкины, многие из них были металлургами. Один из них, Михаил Гаврилович, был главным механиком Дзержинки, а Павел Гаврилович - депутат Верховного Совета СССР - возглавлял мартеновские цехи №№ 1 и 2. Здесь когда-то жил и незабвенный председатель Совета ветераном меткомбината, доменщик, бывший главный инженер Криворожстали Антон Васильевич Загреба.
После войны Писки стали своеобразным культурным центром для днепродзержинцев. На пристани работал ресторан "Волна", в котром играл эстрадный оркестр с гавайской гитарой. Здесь можно было выпить настоящее чешское пиво, на кухню ресторана рыбаки приволакивали полутораметровых сомов, пойманных "на ковок", а свежайшие продукты сюда привозили из Паньковки, Орлика и других прибрежных сел на "дубах" - больших лодках. Свежие овощи, домашнюю колбасу, "кровянку", "лепешки" самодельного арматного сливочного масла, запеченную в "глечиках" ряженку и другие украинские вкусности можно было купить на небольшом базарчике здесь же, на берегу Днепра.
По хорошо освещенному тротуару от ресторана до улицы Корчевского в летние прохладные вечера прогуливалась публика. В воскресенье на большом двухпалубном боне вагоностроительного завода горожане танцевали под музыку духового оркестра, а на маленьком ГРЭСовском боне "забивали козла" солидные мужчины. Рядом, в сохранившемся "доме Ерошкина", был оборудован Водный клуб с бильярдным столом и буфетом. На волнах качались пристегнутые к буйкам весельные и моторные лодки, чуть дальше от берега медленно по течению плыли лодки рыбаков с "пауками" (растянутыми на каркасе сетками) или с деревянными колотушками, издававшими от ударов о воду звук "квок...квок.." - это рыбаки высшего класса приманивали сомов.
А по фарватеру широкого Днепра двигались караваны барж, пассажирские и грузовые теплоходы, почти не касаясь вол, пролетали "Ракеты". Нам, лодочникам и пляжникам, досаждали внезапно возникавшие огромные крутые волны от снующего в акватории порта буксирного катера "Бурнас".
Все дороги в зону отдыха и на причалы вели через Писки. Речные трамваи и паром регулярно развозили горожан в Кривец, на "Ссыпной пункт", в Николаевку - на пляж и многочисленные турбазы. Кстати, многие из турбаз представляли собой скопления будочек из железа, фанеры или досок, пригодных только для пикников и охраняемых сторожами, числящихся сталеварами, вальцовщиками и другими специальностями.
На Писках в послевоенные годы были построены ныне пустующий клуб ДДГРЭС, столовая росторанного типа (теперь там находятся службы ДДТЭЦ), библиотека, несколько магазинов, парикмахерская и даже гостиница.
Из барака в новое трехэтажное здание на улице Корчевского переселилась школа. Методом народной стройки, под неусыпным контролем руководителей Днепровского района Н.И.Реутова и Д.Ф.Зализняка на пустыре был создан стадион "Комсомолец", на котором и теперь тренируются и соревнуются юные футболисты.
Расширялся металлургический завод: в 1963 году на месте Нижней колонии была построена аглофабрика № 2, а с развитием железнодорожного транспорта Дзержинки наземный переезд от улицы Карла Маркса на Писки пришлось закрыть. Зато на этом месте сооружен пешеходный мост: 30 ступенек вверх, 115-вниз. Не совсем удобно, но надежно.
А втом месте, где опустился пешеходный мост, раньше было хранилище льда для продуктовых магазинов и столовых давно забытых горпищеторга и треста столовых. После трескучих февральских морозов в залив Днепра возле пристани устремлялись бригады людей с ломами и пилами разделывать и вывозить лед в это хранилище. Покрытые древесными опилками глыбы льда хранились в большой широкой яме все лето.
В те же 1960-е годы городские власти, возглавляемые Ф.Ф.Добриком и Н.М.Ктитаревым, начали отселение людей из бараков. Эти бараки были построены в голодовку 1932-1933 годов для бегущих в промышленный город умирающих от голода крестьян, которые вначале селились в вырытых в Волчьем горле норах и землянках. Бараков было не менее 20 - длинных и крытых толью строений со сквозным коридором. "Из коммунальных удобств на все бпа==араки имелись две уборные и большой ящик для мусора", - вспоминает старожил города и краевед Борис Павлович Мельниченко (1919 г. рождения). Семья Бориса Павловича в то время жила в бараке "№ 17 сбоку". В комнате площадью 50 квадратных метров жили 24 человека, каждая семья отделяла свой угол занавеской. Мальчишка запомнил, что с наступлением темноты помещение заполнялось крысами и люди били их палками.
Два барака были отведены для беспризорных детей.
Один из сохранившихся до сих пор бараков в конце прошлого века занимали под свои мастерские художники, скульпторы и кузнецы художественной ковки.
Со временем улучшилось экологическое состояние этого района: закрыли аглофабрику № 1, ДДТЭЦ перешла на использование газа вместо угля, а дымящие паровозы сменились тепловозами. Жить бы и радоваться, но... грунтовые воды от сооруженной Днепродзержинской плотины появились на Писках, как говориться, нежданно-негаданно. И пошло обратное отселение из этого старинного уютного уголка города. А в брошенных полуразрушенных сырых домишках появились люди без определенного места жительства и работы - почти как в голодные 30-е годы.
А так хотелось бы верить, что эта прибрежная часть Днепродзержинска снова возродиться и заброшенный переулок Живописный, и улица Набережная превратяться в Живописную набережную.
Источник: книга "Мой город". Автор Игорь Подзерко. "ИМА-пресс" Днепропетровск. 2011 год. стр. 54-59.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |