«На ремонт, на шторы, на воду..»
— Уже с первого года учебы в нашей школе сложилась негласная традиция: на каждое родительское собрание мы с женой приходили с деньгами, — рассказывает Богдан, отец 9-летнего Никитки. — Классную руководительницу меньше всего интересовали успехи наших детей. Разговор начинался с денег. На ремонт, на шторы, на очищенную воду, причем, за эти деньги ее можно было купить, наверное, бассейн. Когда мы перевели сына в другой класс, — ситуация изменилась. Да, отдаем небольшие суммы в фонд класса и школы, но с теми затратами, что доводилось делать раньше, эти суммы не сравнить. Кроме того, здесь ребенок заинтересован в учебе. Сын постоянно чем-то занят, у него миллион школьных забот, он с удовольствием стал посещать школу.
— У меня две дочери-школьницы — учатся в 3 и 5 классах, — делится своими впечатлениями многодетная мама Любовь.
— Старшая учится в обычном классе, что касается денег, мы сдаем ежемесячно 30 гривен в фонд класса и 10 в фонд школы, это не считая ежегодных 200—300 гривен на ремонт. Младшая постигает азы науки по специальной программе «Интеллект Украины», тут фонд класса обходится уже в 40 гривен. Помимо того, раз в 2 месяца мы сдаем около 200 гривен на дополнительную литературу и тетради. Также в школе нет бесплатных олимпиад и конкурсов, за все требуют взносы. И мне действительно хотелось бы знать, куда уходят эти деньги.
Взносы должны быть добровольными
— Если необходимость в ремонтах школ, например, Бабушкинского района Днепропетровска составляет десятки миллионов гривен, а выделяется на все учебные заведения только миллион, потому что нет денег в бюджете, то приходится искать другие пути, — говорит председатель Совета директоров школ Днепропетровщины Виктор Михненко. — На сегодняшний день, государство едва выделяет деньги на питание детей младших классов и льготных категорий, лимит тепла, электроэнергии, воды, учебники, и это — все. Нет денег даже на компьютерную технику. Решить вопросы оснащения и улучшения качества образования можно только своими силами. И для того, чтобы избежать обвинений в том, что учителя берут родительские деньги себе в карман, первоочередная задача для нас —легализовать все фонды которые есть в школах, чтобы каждое учебное заведение имело возможность вместе с родителями выбрать ту форму финансовых вложений, которая, на их взгляд, наиболее успешна и устроит в первую очередь родителей.
Особенностью работы предлагаемого механизма должна быть добровольность родительских взносов. Никакой благотворительный фонд не имеет права требовать деньги, если подобный факт присутствует, его можно считать взяточничеством и вымогательством.
Аз да буки — отдельно от «финансовой науки»
— Вопрос легализации родительских взносов мы не единожды обсуждали на заседании Совета директоров школ, куда пригласили наших британских коллег. У них такая система с успехом действует уже много лет. Также имели возможность услышать опыт днепропетровских учебных заведений, где такая система также внедрена.
Так, в Днепропетровском учебно-воспитательном объединении №136 «Классическая гимназия им. Кирилла и Мефодия — начальная школа — дошкольное учебное заведение — валеологический центр» уже около 10 лет работает специальный фонд «Содействие гимназийному образованию», — рассказывает Виктор Михненко. — Работа фонда построена на достаточно демократическом принципе. Ежемесячно родители переводят на банковский счет организации определенную сумму. По словам директора гимназии Валерия Письменного, четко установленного лимита нет, но обычно это 50—60 гривен. Фонд копит деньги и может выделять их школе на разные нужды.
Для получения необходимой суммы директор должен направить в фонд специальное письмо, где прописано, что именно и на какую сумму планируется купить. Со статистикой расходов родители могут ознакомиться в ходе отчетных конференций. Похожая система внедрена и в Днепропетровском лицее информационных технологий.
Сегодня каждому учебному заведению очень тяжело находить дотационные деньги для развития образования. Школа уже ассоциируется с механизмом выкачки финансов. Родители жалуются, что на собраниях обсуждают не успехи детей, а суммы на разные нужды. Чтобы этого избежать, нужно разграничить финансовую и образовательную составляющие.
Кто должен отвечать за школьный фонд?
— Я как директор школы также хочу снять с себя ответственность за те деньги, которые родители приносят в фонды класса и школы, — говорит Виктор Михненко. — Я за то, чтобы родители сами распоряжались финансами, только так они смогут спокойно отслеживать, куда уходят их взносы. Но тут возникает другой вопрос — вопрос ответственности.
Зачастую родители не хотят отвечать за деньги. С этим тоже поможет побороться легализация взносов. Еще один важный момент, с которым столкнулись педагоги в вопросе легализации взносов, — это открытие счета в банке (механизм предполагает безналичный расчет для обеспечения прозрачности финансовых операций), куда родители имели бы возможность переводить деньги. Не много финансовых учреждений предлагают сотрудничество по обоюдно выгодной схеме, да и механизмы функционирования этих счетов пока еще не согласованы с родителями.
Также практически невозможно открыть счета в тех школах, которые находятся в сельской местности, где нет ни отделений банков, ни банкоматов и терминалов. Поскольку вопросов еще много, а к общему знаменателю педагогам и родителям приходить придется, совет директоров приглашает общественность открыто обсудить эту тему и предложить новые идеи на форуме своего сайта.
Валентина Средняя, начальник управления дошкольного, внешкольного и общего среднего образования департамента образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации: Когда видно, как тратятся деньги, проблем не возникает
— Вопрос сборов в учебных заведениях, необходимых для финансирования жизнедеятельности школ и лицеев — один из самых больных вопросов, которые влияют и на государственную политику в сфере образования, и вообще, возможно, дискредитируют саму профессию учителя.
В каждом учебном заведении существует бюджет, составляется смета, предусматривающая функционирование учебного заведения. В первую очередь смета рассчитывается на «защищенные статьи» бюджета: оплата труда педагогам и обслуживающему персоналу, оплата энергоносителей и коммунальных услуг и расходы на питание учеников 1—4 классов и детей льготных категорий.
Другие выплаты, которые должны также закладываться в строку расходов, — это то, что необходимо для содержания учебного заведения, — поточные ремонты, косметические ремонты, капитальные ремонты. Эта статья расходов формируется из наличествующей доходной части. И тут возникают вопросы, ведь бюджет рассчитан только на защищенные статьи. А для того, чтобы заведение могло функционировать на высоком уровне, то есть организовывать подготовку к новому учебному году, проводить детские праздники, купить экспериментальную литературу и оборудование, которое не поступает из Министерства образования, и нужны эти родительские фонды.
Родители вынуждены сдавать деньги, и они хотят знать, куда эти деньги уходят. И если они видят, как тратятся деньги, проблем не возникает. Когда мы говорим о легализации родительских взносов, то имеем под этим главную цель — разрешить родителям контролировать финансы, которые школа получает на развитие учебного заведения. Это и ремонт, и покупка оборудования, мебели. И главное — финансовые вложения должны пополнять фонды только на добровольном основании.
Куда пожаловаться, если от вас вымогают деньги в школе или притесняют ребенка за то, что родители отказались платить взносы:
Департамент образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации: 49006, м. Днепропетровск, ул. Свердлова, 70, [email protected]
* Директор департамента образования и науки облгосадминистрации Александр Игоревич Демчик, тел.:(056) 770-87-42.
Автор: Анелия Сергиенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |