Эксперты уверены: чтобы снизить страшные цифры, нужно менять подход и к обучению водителей, и к механизму выдачи прав. «За 2013 год в ДТП было около 5 тыс. погибших и 40 тыс. раненых. Убытки, по оценкам Всемирного банка, составляют $5 млрд. В первые месяцы 2014 года рост смертельных аварий составил 21,8%, говорит директор проектов Фонда содействия безопасности дорожного движения Виталий Воронин. — Подготовка водителей — это то, с чего нужно начинать для изменения ситуации». Организация совместно с ГАИ подготовила ряд инициатив, которые могут стать законом уже в ноябре-декабре.
Известный автогонщик Алексей Мочанов говорит: главная проблема нынешней системы подготовки водителей состоит в том, что их не учат ездить, а готовят к сдаче экзаменов в ГАИ. А это не одно и то же. Вице-президент Ассоциации автошкол Винницкой области Александр Зерщиков добавляет: трудность еще и в том, что большинство учеников выбирает автошколы, ориентируясь исключительно на стоимость обучения: слушатели пытаются сэкономить и на самом обучении, и на бензине, и на инструкторе. И если школа хочет выжить на рынке, ей приходится искать способ снизить собственные затраты, например, сократив учебные часы.
Чтобы решить проблему, нужно разработать единую программу подготовки и обязать все автошколы переходить к практическому вождению лишь тогда, когда ученик знает все пункты ПДД: теории должны обучать не менее 100 часов, а практическому вождению — от 40 часов и больше. На бумаге все автошколы именно так и готовят водителей, но на практике ученик в лучшем случае изучает лишь знаки и разметку, а за рулем отъезжает только 5—6 часов. Проблема экзамена зачастую решается дачей взятки в ГАИ.
КОНТРАВАРИЙНАЯ ПОДГОТОВКА. Программа обучения должна включать в себя изучение не только правил, но и дорожных исключений. То есть водителей должны готовить к вождению в сложных дорожных условиях — во время гололеда, в темное время суток, в тумане. Кроме того, по мнению техдиректора центра подготовки водительского мастерства «Корда Профи» Леонида Шубина, важно включить в программу навыки отработки действий при внезапно изменившейся дорожной ситуации — например, если на дорогу неожиданно выскочил ребенок. Еще одно направление — изучение тактики вождения: водитель должен знать не только то, как выйти из аварийной ситуации, но и понимать, что послужило причиной ее возникновения. А также то, как ее не допустить, даже если вероятность такой ситуации очень велика. Такой курс не может быть коротким: в ЕС обучение длится 1—1,5 года.
ПДД — В ШКОЛАХ. Одна из инициатив Госавтоинспекции и Фонда содействия безопасности дорожного движения — проведение уроков по ПДД в школах. Причем с правом получения водительских прав.
«Сегодня» собрала главные предложения экспертов по безопасности дорожного движения, которые они подготовили на основании своей практики и изучения европейского опыта. В данный момент в рамках работы Общенационального форума по БДД общественные организации водителей совместно с ГАИ готовят изменения в законодательство, которые, скорее всего, примут в конце года. Велика вероятность того, что уже в 2015 году права будут выдавать по новой системе.
СИСТЕМА ИНСТРУКТОРОВ. В западных странах подготовкой водителей занимаются лицензированные инструкторы. Чтобы стать таким, нужно пройти специальные курсы, которые включают 280 часов подготовки по правилам дорожного движения, 70 — по знанию дополнительного дорожного законодательства (нормы и стандарты), 90 — по конструкции авто, 15 — по теории управления авто и 235 — по педагогике. После этого будущий инструктор проходит 60-часовой курс вождения и сдает 60-минутный экзамен по управлению авто, а также 30-минутный на знание теории.
У нас же преподавать в автошколе фактически может кто угодно: закона об учебных заведениях, которые готовят участников дорожного движения, в стране нет, как и критериев допуска инструкторов к проведению занятий. В итоге и знания у свежеиспеченных участников дорожного движения весьма размытые.
ПРИЕМ ЭКЗАМЕНОВ. На Западе подготовку желающего получить права оценивает не сотрудник полиции, а инструктор, получивший лицензию. Стоит она 4—8 тыс. евро, поэтому вряд ли стоит предлагать инструктору взятку в 50—100 евро — слишком велик риск потерять разрешение. Кроме того, за взятки при приеме экзаменов предусмотрена уголовная ответственность.
Процедура экзамена на получение прав в ЕС и США заметно отличается от нашей. Так, если у нас для провала достаточно допустить три любых ошибки, то там их делят на критические (за них предусмотрена пересдача) и мелкие (за них снижают баллы). Теоретический экзамен состоит из 40—50 вопросов, которые иллюстрируются видеофайлами или реальными фото (а не картинками с несуществующими дорожными ситуациями, как у нас сейчас).
КОНТРОЛЬ ЗА АВТОШКОЛАМИ. Их сегодня в нашей стране никто не контролирует. В Европе же, если от одного инструктора или одной автошколы на экзамен слишком часто приходят слабо подготовленные кандидаты, поднимают вопрос об аннулировании лицензии. Точно также предлагают сделать и у нас. УЧЕНИКИ. Сегодня всех курсантов обучают в одних и тех группах, не делая скидку на возраст, хотя восприятие информации у людей разных возрастных групп сильно отличается. В ЕС же принят индивидуальный подход — существуют специализированные программы для детей (от 14 до 18 лет), студентов (до 23—25 лет), людей до 45 лет и старше. Добавим, что во всем мире срок водительских прав ограничен: раз в 10—15 лет нужно подтверждать свои водительские навыки на экзаменах.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |