|«« | «« | »» | »»| |
Корреспонденты «Зори» провели один день среди его добровольцев. Как раз тогда силы АТО штурмовали Лисичанск. Вечером по дороге домой мы узнали, что город освобожден.
В Красноармейске и Артемовске с радостью встретили украинскую армию
В Красноармейске почти ничего не напоминает о недавних событиях. Разве что отсутствие воды в кранах и на удивление безлюдные улицы. Сегодня город контролируется украинскими военными, в частности, «Донбассом». Добровольцы контролируют въезды и выезды в город, поддерживают порядок, предотвращают возможные провокации со стороны сепаратистов, которые уже «сидят тихо», но иногда стреляют по блокпостам.
Следующая точка нашего военного вояжа — Артемовск. О противостояниях здесь красноречиво говорят завалы из камней на дорогах, разбитые стекла и следы минометного обстрела на крыше здания, в котором базируется батальон. В окнах – мешки с песком. Тут и там украинские флаги. Среди населения настроения разные.
— Слава Богу, ополчение в Артемовске было не очень сильным, — рассказывает местная жительница Наталия. — Были здесь набегами, совершили несколько нападений. Приезжали им на подмогу сепаратисты из Горловки. Обстановка стабилизировалась с приходом в город украинской армии. Но люди по-прежнему боятся. В автобусах гораздо меньше пассажиров. Многие уехали к родным или отдыхать. Но предприятия работают, и город понемногу возвращается к обычной жизни.
По словам Наталии, около трети жителей города поддерживали сепаратистов — скорее из страха. Остальные поделились на безразличных, но за мир, и тех, кто выступал на стороне украинских сил. Последние сегодня приносят бойцам еду и одежду. В городе спокойно — никто не хочет войны. Инфраструктура Артемовска не пострадала. Разве что воду в некоторых районах дают по часам.
Два брата — по обе стороны баррикад
Боец с позывным Харя — в роте охраны батальона «Донбасс». Раньше жил в Харькове, с женой и сыном. Очень гордится тем, что воспитал чемпиона по танцам. Поначалу Харя обратился в военкомат по месту жительства. Уже прошел психологические тесты, собрал документы. Решение изменил после разговора с местным бойцом:
— Как раз штурмовали харьковскую ОГА. Мы ехали через блокпост. Он: «Чего вы сюда претесь? Мы уже на 90 процентов сдались». Тут я понял, что это не мое место.
Хотел пойти в один из местных батальонов самообороны — Слобожанщину, Харьков-1. Но оказался старым, туда брали до 35 лет. Потом поехал в Новые Петровцы под Киевом, где тренировался «Донбасс», и остался.
В его роте охраняют базы, блокпосты, первых лиц. В Артемовске, по его словам, «Донбасс» выполняет и функции милиции, которая на обращения граждан давно не реагирует. Ребята сами охраняли больницу, где лежат их раненые друзья. Также реагируют на вызовы артемовцев: там наркоманы, тут крупная драка. Горожане в долгу не остаются:
— Нам еду не только приносят, но и готовят здесь. Берут вещи постирать. Приносят письма, детские рисунки. Поверьте, читать их куда приятнее, чем смотреть телевизор. Благодаря местным есть у нас и лекарства.
А родной брат Хари воюет в Донецке — по другую сторону баррикады. На днях через социальную сеть прислал фотографию: он с ручным пулеметом в коридоре какого-то административного здания. Другой связи с ним нет.
Бойцы верят, что война закончится до Нового года
Доброволец Вадим родом с Киевщины. Когда началась аннексия Крыма, пришел в военкомат:
— Мои данные записали. Сказали — жди звонка. Я им звонил, звонил, но без толку. Узнал о наборе в Нацгвардию — туда дозвонился, и меня перенаправили в «Донбасс».
В «Донбассе» он и сапёр, и строитель. В Артемовске с 13 июля. Ликвидирует в городе неразорванные мины, снаряды. Строит оборонительные сооружения. Мешки с песком окружают базу, на дороге насыпи из битого асфальта — чтобы вражеская машина на полной скорости не могла проехать и обстрелять ребят.
— Местное население настроено проукраински, — утверждает Вадим. — Вчера видели возле базара машину с флагом ДНР, доложили сразу нам. В тот же день мы освобождали Попасную — нас встречали, как освободителей.
Боец настроен оптимистично. Говорит, война закончится, когда с деревьев спадет листва. А его сослуживец Анатолий и вовсе обнадеживает:
— Да ну, до Дня Независимости управимся, — говорит стрелок родом из Донецкой области.
На этой войне он получил тяжелое ранение. В Германии в руку поставили титановый протез, и Анатолий вернулся воевать. Несмотря на то, что сепаратистов поддерживает Россия и людьми, и оружием, украинцы сегодня смогут дать отпор, отмечает Анатолий. Говорит, за три месяца наша армия так выросла, что даже прямого вторжения уже не боится.
География «Донбасса» — от Днепропетровска до Грузии
Еще один Анатолий приехал из Киева. Жена его выбор не одобрила — она сепаратистка, активистка Антимайдана.
— По отцовской линии я поляк. Но за Украину голову положу и жизнь отдам, — говорит он. И отмечает, что в «Донбасс» пошел именно из-за интернациональности батальона — тут служат и русские, и белорусы, и поляки, и грузины, был даже испанец, но ему не дали гражданства.
Гоча - из Грузии. В батальоне несколько грузинов. Многие участвовали в войне между Грузией и Россией 2008 года. Говорят, конфликты похожи, как две капли воды. Поэтому их опыт пригодился.
Доброволец с позывным Касатка из Днепропетровска. Выбрал себе такую кличку, так как занимался подводной охотой, ловил больших касаток. Работал на производстве матрасов, но с началом войны эта продукция оказалась не слишком востребованной, и его сократили. Был в рядах «Самообороны Днепропетровска». Стоял на блокпостах, а потом поехал в «Донбасс»:
— Я пошел за Семеном (Семенченко, командир батальона. — Авт.). Восхищаюсь этим человеком. Он для меня пример, — говорит боец. — Знаю лично и командиров «Днепра» и «Сичеслава», но эти батальоны находятся в Днепропетровске, а я хотел освобождать нашу землю от сепаратистов. Чтобы к родному городу не дошли. Ведь там у меня жена и ребенок.
Касатка говорит, что сепаратисты не гнушаются использовать в своих целях детей. Несколько дней подряд засылали на базу четырнадцатилетних девочек. Они расспрашивали бойцов, заглядывали в окна. Шпионили, одним словом. В батальоне сразу почуяли неладное — ведь какие родители пустят своих детей туда, где стреляют?
Леонид из Сум оставил дома успешный бизнес, жену и полуторагодовалого ребенка и тоже пошел за командиром «Донбасса». Последнее время батальон постоянно побеждает. По мнению бойца, секрет в хорошей координации действий и в том, что все здесь по доброй воле: за Украину.
Александр родом из Житомира. Разведен, но в родном городе остались двое сыновей. Последние годы провел в Киеве, производил железобетонные конструкции. В ноябре рассчитался и пошел на Майдан. Во время революции успел не раз побывать в Лукьяновском СИЗО.
— Мы ни на кого не нападаем, — говорит он. — Защищаем наших детей и матерей, наши дома. Да, страшно. Врет тот, кто скажет, что нет. Вчера в Попасной снайперы застрелили моего друга, ему было двадцать четыре. Но думать о себе нельзя. Нужно идти и сражаться с холодной головой.
Харьковчанина с позывным Костер дома ждут четверо детей — два мальчика и две девочки. Дома у него была стабильная работа в сфере продаж, но он очень хотел защищать Родину. Трижды ходил в военкомат. Но трижды ему отказывали по возрасту. В Интернете увидел, что формируются добровольческие батальоны, и записался:
— Как не страшно и не парадоксально это звучит, «Донбасс» — это удивительное путешествие. С людьми, которые настолько переживают за свою страну, что готовы в любую секунду отдать свою жизнь. Дело здесь вовсе не в финансах. За три месяца мы не получили ни копейки. Если заплатят, все деньги потратим на вооружение и снаряжение. Ведь нет ничего дороже жизни. Я потерял очень много друзей. Пятеро погибли под Карловкой. Они навсегда останутся в моей памяти.
…Город на языке военных «зачищен» от террористов. Когда приехали, не было ни единого человека на улицах. А сегодня артемовцы гуляют вечером с детьми, делают покупки на рынке и верят, что скоро наступит мир. А «Донбасс» идет освобождать новые города.
За день — один трехсотый
На базе «Донбасса» в Артемовске есть организованный медицинский пункт. В нем работают два врача — терапевт и хирург-травматолог. К первому приходят с простудой, пневмонией, абсцессом, ко второму — с ранениями легкой и средней тяжести. На месте организован стационар на двадцать кроватей. Тяжелораненых, иначе говоря трехсотых, перенаправляют в Артемовскую центральную больницу. Там им предоставляют необходимую помощь, а далее они подлежат эвакуации в военные госпитали Харькова, Киева, Днепропетровска и других мирных городов.
— В существующих условиях мы можем проводить операции только под местной анестезией. Нет анестезиолога, — рассказывает хирург Мирослав.
Он родом из Львова, шесть лет работал в Житомире ортопедом-травматологом. Приехал сюда не воевать, а помогать раненым. Ведь это его призвание.
— Горячее всего было после боев в Попасной — много трехсотых (раненых), были и двухсотые (погибшие. — Авт.), — рассказывает Мирослав.
Возвращаясь на базу вечером, узнаем: после боев за Лисичанск сюда привезли одного трехсотого. Пугает мысль о том, что к этим цифрам привыкаешь.
По словам врача, медикаментов пока хватает. Многие лекарства остались еще с Майдана, другие — помощь от меценатов. Нужны жгуты, антибиотики, инфузионные растворы, антикоагулянты, перевязочные материалы. Хуже ситуация с транспортом. Возле медпункта замечаем три потрепанных скорых без номерных знаков.
В нескольких километрах от боев
По дороге от Артемовска к Лисичанску напряжение усиливается. На обочинах незахороненные тела сепаратистов, обгоревшие машины. Бойцы говорят, к ним лучше не подходить. Подобную тактику применяли на войне в Афганистане: рядом с трупами и техникой, а также в окопах сепаратистов могут быть мины. За деревьями могут сидеть снайперы.
Вся группа надела бронежилеты, а в нашу маршрутку подсел вооруженный боец «Донбасса». По дороге видим Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Таки горит. Цистерна на заводе дымится уже пятый день. Предприятие находится в собственности России, а вооруженные охранники не пускают на территорию пожарные части. Видимо, хотят выставить больший счет за ущерб.
Подъезжаем к нашему блокпосту. Здесь вместе с добровольцами «Донбасса» служат бойцы из Нацгвардии и контрактники ВСУ. Блокпост окружен бетонными плитами, шинами, есть и бронетехника. Незваных гостей встречают с автоматами Калашникова.
Солдат с позывным Амарок родом из Кременчуга Полтавской области, в боях уже два месяца:
— Сложно везде, ведь на стороне ЛНР и ДНР воюет очень много афганцев, бывших сотрудников милиции. Вчера зачищали блокпост, и нашли на нем наркотики. А люди под их действием неуправляемы и неконтролируемо жестоки.
На блокпосте находимся недолго. С ребятами особо не пообщаешься — все начеку. К нам подъезжает командир батальона «Донбасс» Семен Семенченко. Говорит, что дальше ехать не получится. Террористы нас заметили, и уже ждут. Но комбат готов рассказать о боях в Лисичанске:
— Вместе с нами воюют бойцы Вооруженных сил Украины. Мы с ними познакомились и подружились. Наверное, по сравнению с ними мы дети. Хоть они и младше нас в два раза. Ведь они с марта сидят здесь без всякой ротации. У них почернела кожа от загара и грязи. Отношусь к ним с большим уважением. Также здесь есть части Национальной гвардии. Основная проблема при штурме города — не дать погибнуть мирным жителям и бойцам. Поэтому действуем очень осторожно. Сепаратисты обстреливают из минометов и другого оружия свой же город, чтобы посеять панику. Приходится их выбивать из засады.
Сегодня мы организовали мирный коридор. Инициаторами стали местные журналисты. Выводим через него женщин и детей. Также задержали несколько снайперов, в том числе и женщин. Сейчас на их стороне работает не шантрапа, не пушечное мясо, а высокопрофессиональные военные — и кадровые российские, и хорошо тренированные казаки. Они думают, что уйдут безнаказанными. Но уже не март, мы научились воевать. Спасибо сепаратистам за минометы. ВСУ не хотели нам их передавать, но мы нашли два на складе террористов.
Для материальной помощи:
Карта Приватбанка — 4405885822253933
Для переводов через PayPal используйте адрес: [email protected].
Медицинскому пункту батальона «Донбасс» требуются тормозные колодки на «Газель», аппарат для электросварки, реанимобили.
Более подробная информация о нуждах батальона есть в официальной группе «Донбасса» в сети Фейсбук: www.facebook.com/teroboronaDonbass
Автор: Алёна Дрыга, фото: Сергей Чернявский
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А именно: "…Город на языке военных «зачищен» от террористов. Когда приехали, не было ни единого человека на улицах." Т. е. все жители были зачислены в "террористы" и подлежали "зачистке"! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3