От многократно возросшей ставки арендной платы за землю стонут не только успешные предприниматели. Многие днепропетровские художники арендуют свои студии, но сейчас они все рискуют быть выброшенными на улицу. В Днепропетровске, как и в столице, студиям находят более выгодное применение.
За разъяснением «24» обратилась к председателю днепропетровского отделения Союза художников Украины Василию Ивановичу Мирошниченко.
«24»: Как повышение арендных ставок ударило по художникам?
Василий Мирошниченко: Мы неприбыльная организация, дотируемая частично Минкультом в размере 15 тысяч гривен в год. Все остальное зарабатываем сами. Художники платят за аренду мастерских только 10% от реальной цены. Это давало им свободу для творчества. Но мы сейчас находимся в критической ситуации. Как снежный ком, накапливаются долги, и наша организация оказывается на грани отторжения имущества. И, скорее всего, многие художники будут выброшены на улицу. А ведь зачастую их собственное жилье не в силах даже вместить уже написанные картины.
Почему о работе выставочного салона Союза художников в городе мало слышно?
Мы всегда обращаемся на ТВ и в прессу, но они реагируют вяло, потому что мы – некоммерческая организация, и не всегда можем оплатить рекламу. Хотя события у нас происходят значительные. В позапрошлом году, впервые за 30 лет, в Днепропетровске проходила всеукраинская художественная выставка.
Тогда все убедились, что наш зал может принимать у себя выставки такого ранга. В апреле 2008 г. состоится еще одна всеукраинская выставка декоративно-прикладного искусства, посвященная пасхальным дням.
Как часто меняются экспозиции в салоне?
Стараемся менять каждые 1–2 месяца. Причем выставляются художники не только днепропетровские, но и из других городов. Например, на первый всеукраинский скульптурный пленэр были приглашены московские художники – выходцы из Днепропетровска. Скульпторы украсили набережную Днепра своими работами. Это тоже было знаковое событие для города. А кроме того, горожане получили массу удовольствия как авторы, наблюдая воочию за работой скульпторов, и любующиеся их творениями сейчас. Пленэр должен стать традиционным.
Город помогает своим художникам?
Всегда помогает не только морально, но и материально мэр Куличенко. С управлением культуры тоже дружим. В прошлом году мы отмечали 50-летие Днепропетровской организации Союза Художников, приурочив торжества к Дню города. У нас состоялась большая областная выставка, экспозиция которой затем демонстрировалась в залах национального Союза художников на Львовской площади в Киеве. Облуправление культуры помогло нам выпустить великолепный каталог юбилейной выставки, в котором отражена история становления и развития художественного искусства в Днепропетровске.
Как-то, полгода назад, я спонтанно провела опрос на улицах города: есть ли в Днепропетровске художники? Большинство респондентов было уверено, что все они сидят целыми днями на центральной аллее и продают живопись.
В свою очередь, наши художники уверены, что украинцев интересует сегодня только китч, и только он помогает им выжить и продавать свои работы. Однако днепропетровские художники продолжают и серьезно творить – это показывают многочисленные «тихие» выставки в салонах города. Художники скромны, да и не всегда могут заплатить за рекламу.
Поэтому-то днепропетровцы, случайно зайдя в кафе выпить чашку кофе, могут взглядом натолкнуться на произведение искусства, берущее за душу: сегодня многие кофейни предоставляют свои стены для работ художников-земляков.
Это мило и трогательно. Но все же, картины требуют специального освещения, просторных залов, тишины для вдумчивого созерцания. Надеюсь, экономические выгоды не затмят голос благоразумия у украинских политиков, и они не будут вслед за героем Ширвиндта из известной кинокомедии повторять: «Все в сад!» Может это и здорово, но не для искусства.