На открытии выставки встретились участники этого оппозиционного к власти движения интеллигенции 60-80-х годов прошлого столетия. Многие из нас слышали о Сахарове, Бабицком, Алексеевой и Новодворской, в век открытой информации мы уже знаем о творимых в те времена беззакониях над защитниками наших демократических свобод.
Однако мало кто из днепропетровцев знает о том, что в родном городе тоже было немало диссидентов и сочувствующих. Например, известный украинский поэт-диссидент Иван Григорьевич Сокульский (1940—1992), которого Андрей Сахаров в своей Нобелевской речи назвал «узником совести», жил в Днепропетровске и является Почетным гражданином города. Да, в городе, десятилетиями закрытом для иностранцев, центре индустриального развития СССР и кузницы кадров для компартийной верхушки, существовало несколько ячеек диссидентского движения.
Если бы мы умели ценить своих героев, мы бы давно по заслугам отметили подвижническую деятельность украинских диссидентов, которые внесли немалую лепту в возвращение нашего общества на пути демократии и национального самосознания. Но так как эти люди, цвет нашей интеллигенции, были и остаются скромными, приходится историкам беспокоиться об открытии «белых пятен» в истории нашего города. Исполняя свою подвижническую миссию, сотрудники днепропетровского исторического музея не только хранят и показывают реликвии прошлого, но и ведут большую работу по сбору новых материалов историко-краеведческого направления.
На выставке широко представлены документы и произведения днепропетровских диссидентов — поэтов и писателей той поры. «Эти материалы и документы нужны не для того, чтобы что-то кому-то доказать, а чтобы напомнить, — говорит Светлана Мартынова, куратор выставки, уже много лет изучающая историю днепропетровского диссидентства. — Меня эта тема интересовала всегда: творчество и судьба этих людей, свобода слова, свобода быть собой, свобода самовыражения. Существует музей диссидентства в Киеве, но те материалы, которые приходилось видеть, говорят о том, что эта тема еще мало исследована».
Живое подтверждение духу того времени — политзаключенные Александр Алексеевич и Елена Федоровна Кузьменко, которые превратили свой дом возле днепропетровского университета в настоящий центр диссидентского движения в Днепропетровске, где в советское время представители местной интеллигенции читали запрещенные стихотворения и пели украинские песни. Никто из них не собирался воевать с оружием против советской власти, просто была острая потребность общаться: что называется, «кипел возмущенный разум».
Здесь бывали как те, кто открыто критиковал официальную идеологию и политику, изготовлял, перепрятывал и распространял внецензурную литературу, кого преследовало КГБ, так и те, кто просто хотел откровенного общения. И хотя диссидентское движение имело политическую направленность в литературных творениях и заключалось только в интеллектуальном и художественном самовыражении, в среде сотрудников КГБ тоже были интеллигентные люди, остро чувствовавшие между строк этот немой протест и его опасность для существования системы.
«Никаких особенных поступков мы не совершали — просто хотели жить, как люди, — сказал на открытии выставки днепродзержинский поэт-диссидент Владимир Сиренко. — Жить в мире, а не в закрытом городе и не в закрытой стране». Собравшиеся на открытие выставки диссиденты, постаревшие, но до сих пор не утратившие своего боевого духа, делились воспоминаниями и читали свои произведения. А собравшаяся молодежь удивлялась: неужели за стихи и романы можно было сажать в тюрьму и «психушки»? Однако через это мракобесие действительно пришлось пройти нашей интеллигенции.
Так, в 1966 г. 26-летний Иван Сокульский, как один из авторов самиздатовского «Письма творческой молодежи г. Днепропетровска», был арестован и приговорен к 4,5 годам строгого режима. Наказание отбывал в Мордовии и Владимирской централи, в том числе в «психбараке» этой тюрьмы. С 1978 года — член Хельсинской правозащитной группы.
В марте 1980 его квартиру подвергли обыску, отобрали все стихи и арестовывали. На этот раз Днепропетровский областной суд осудил его по статье 62, ч. 2 «Антисоветская пропаганда и агитация» и приговорил к 15 (!) годам лишения свободы, как «особо опасного рецидивиста». Из тюрьмы Сокульский вернулся только в 1988, с сильно подорванным здоровьем. На открытие выставки пришла жена поэта, тоже поделившаяся воспоминаниями о тех временах.
Чего так сильно боялась советская власть? Какие высшие силы заставляли простых людей бросаться грудью на амбразуру тяжелой махины «развитого социализма», так и оставшегося одиноким, несмотря на свои идеи насильно осчастливить весь мир коммунистической утопией? А может, именно благодаря им, этим активным советским скромным людям, вносящим диссонанс в сладкоголосое пение советских идеологов, у остальных открывались глаза, и победное шествие социализма по планете захлебнулось? На эти вопросы, кажется, можно найти ответы, читая документы выставки.
Сегодня днепропетровцы, бывшие политзаключенные советских лагерей, инициируют создание музея диссидентского движения в усадьбе семьи Кузьменко. Сейчас этот дом на улице Армейской, 20 мало напоминает тот «белый дом», откуда вышел, как говорят исследователи, практически весь диссидентский дух Днепропетровщины. Но, как ни странно, идея диссидентства, похоже, еще не до конца изжила себя — днепропетровские власти не спешат откликнуться на такую инициативу горожан. Наверное, резервируют землю для будущего строительства еще одного торгового центра.
Автор: Елена Непокора
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Чтобы осуждать редактора и журналиста, сначала научитесь писать без ошибок и на литературном языке. Ответить | С цитатой