Генпрокуратура взялась за «Укрзалізницю». 26 марта в отношении госкомпании «УЖСК» («Украинская железнодорожная скоростная компания»), входящей в структуру госадминистрации, открыто уголовное производство по факту эксплуатации поездов Hyundai с неисправностями и без лицензии. Уголовное дело возбуждено по статье 276, ч. 1 Уголовного кодекса «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта».
Об этом сообщила пресс-служба прокуратуры. На запрос Forbes в ведомстве объяснили, что по обращению и при участии «Укртрансинспекции» была проведена проверка соблюдения правил технической эксплуатации импортных поездов. Результаты дали достаточно оснований для возбуждения дела.
Борьба с поломками
В начале февраля все 10 скоростных составов корейского производства были сняты с рейсов из-за обнаружения серьезных технических неисправностей. Тогда «Укрзалізниця» сообщила, что неисправность обнаружилась в одном из поездов при очередном техосмотре. Но ее «серьезность и забота о безопасности пассажиров» заставили госкомпанию принять решение о снятии с эксплуатации всех десяти составов.
В Генпрокуратуре же утверждают, что на протяжении января-февраля этого года подвижной состав курсировал на маршрутах, в то время как серьезные поломки к этому времени уже были выявлены. Это следует из актов технического состояния электропоездов, говорят в ведомстве.
Кроме того, по их данным, на протяжении почти года «УЖСК» предоставляла услуги по перевозке пассажиров поездами Hyundai без лицензии. Эксплуатация их началась в мае 2012-го, а лицензия была получена только в апреле 2013-го, говорится в материалах дела.
В «Укрзалізниці» отрицают оба обвинения. Каждый поезд перед отправлением в рейс проходил обязательный осмотр и допускался на маршрут на основании акта с подписями представителей УЖСК и Hyundai Rotem, говорят в пресс-службе администрации. «Игнорирование этой процедуры исключено», – заявил представитель «Укрзалізниці».
Также в пресс-службе уверили, что УЖСК имеет лицензию на перевозку пассажиров поездами Hyundai, хотя уклонились от ответа на вопрос о том, с какого времени действует эта лицензия.
Специалисты удивлены и обвинением, и ответом. «Эта деятельность не лицензируется, а допуск к ней происходит на основании ряда нормативных актов – закона о ж/д транспорте, устава «Укрзалізниці», приказов Мининфраструктуры и других. Один из необходимых документов – аттестат соответствия техники, который выдается по итогам сертификации», – говорит один из экспертов по сертификации железнодорожной продукции.
По данным источника Forbes в «Укрзалізниці», такой аттестат у корейских поездов имеется. Но он был получен еще до проведения испытаний – для того чтобы завезти технику по правилам таможни. «Все спешили, поэтому шли на такие шаги, которые в принципе недопустимы», – подчеркивает собеседник Forbes. Стояла задача поставить технику к началу футбольного чемпионата Евро-2012, а всеми приготовлениями руководил лично вице-премьер и министр инфраструктуры Борис Колесников.
Еще один спорный момент с юридической точки зрения – опытная эксплуатация поездов с пассажирами. В таком формате железная дорога испытывала поезда в период с мая по август 2012 года, когда они уже курсировали на маршрутах в обычном графике. МВК (Межведомственная комиссия по приемке изделия) только в августе постановила принять поезда к постоянной эксплуатации. Согласно нормативам это означает, что новая техника одобрена и может запускаться в серийное производство и постоянную эксплуатацию с пассажирами. «Но даже это решение, считаю, было преждевременным: к поездам было очень много замечаний», – поясняет участник МВК.
Пока же в «Укрзалізниці» не могут сказать, когда возобновится эксплуатация корейского подвижного состава, и возобновится ли вообще. На данный момент проходит техническая диагностика и проводятся консультации с корейскими специалистами, сказали в пресс-службе. «Принято решение о необходимости модернизации составов, в результате которой будет пересмотрено конструкционное решение поездов. Сейчас выполняется экспертная оценка ТЕО», – говорит представитель «Укрзалізниці».
Ранее замгендиректора «Укрзалізниці» Николай Сергиенко говорил о том, что диагностика и обследование поездов займет около полутора месяцев, после чего они могут возобновить работу. Но сейчас в «УЖСК» не исключают, что подвижной состав выбыл из строя как минимум на 5-6 месяцев. А может, и еще больше. По словам представителя МВК, после проведения модернизации весь цикл испытаний должен быть проведен снова. Это занимает как минимум год.
В представительстве Hyundai Rotem на запрос Forbes ответили, что причины поломки окончательно будут определены в начале мая, тогда же может возобновиться эксплуатация поездов на некоторых направлениях.
«Работы по модернизации будут начаты 1 апреля», – добавили в компании со ссылкой на главу представительства Юн Сук Чоя. Также он уверил, что в соответствии с договором, «Укрзалізниці» будет выплачена компенсация.
Это первый случай настолько серьезной поломки корейской техники, когда была отстранена от эксплуатации вся партия поездов. Но технические неисправности случались и раньше. Пик их частоты пришелся на первую зиму эксплуатации. Тогда только за 20 дней декабря 2012 года произошло 14 поломок. При участии корейских и украинских специалистов были выявлены причины неисправностей, которые устранялись в оперативном режиме.
Тень коррупции
И без того непростую судьбу корейского контракта может омрачить еще одна проблема – начало расследования коррупционной составляющей поставок. На прошлой неделе общественная организация «Международный комитет защиты прав человека» обнародовала публичное письмо на имя первых лиц страны с требованием расследовать факт закупки корейских поездов.
Cогласно данным комитета, она производилась с нарушением законодательства и по коррупционной схеме. В письме, адресованном и. о. президента Украины Александру Турчинову, премьер-министру Арсению Яценюку, министру инфраструктуры Максиму Бурбаку, а также в следственные и правоохранительные органы, копией которого располагает Forbes, утверждается, что контракт заключался при лоббировании российской компании «Эс.Эй.Консалт» за комиссионные 15% от суммы сделки.
«В результате покупка поездов обошлась государству в сумму около $1 млрд», – говорится в письме. Подписавший его комиссар комитета Николай Самбожук объяснил Forbes, что в этой сумме посчитана стоимость модернизации инфраструктуры, необходимой для запуска скоростных поездов, а также строительство для их обслуживания двух сервисных депо. Всего же по контракту за поставку 10 поездов Украина заплатила $307 млн.
«Месяц назад к нам обратилась российская компания, которая вела сделку, поскольку она не получила обещанных комиссионных. У нее были документы, подтверждающие, что сделка заключалась с нарушением украинского законодательства», – рассказал Самбожук. В подтверждение он предоставил копии переписки между Hyundai Corporation и «Эс.Эй.Консалт» на тему украинского контракта. Подтвердить подлинность писем в обеих компаниях не удалось: к руководству «Эс.Эй.Консалт» в течение недели не было доступа на рабочем месте, а в представительстве Hyundai этот вопрос оставили без комментариев. В Генпрокуратуре, которая также получила копию письма общественной организации, коротко сообщили, что изучают факты и готовят ответ.
В итоге все выльется в финансовые потери для железных дорог, считает транспортный эксперт, глава Центра экономического и политического анализа Александр Кава. «Сейчас «Укрзалізниця» теряет доходы и львиную долю уже наработанного пассажиропотока», – отмечает эксперт.
Железная дорога поставила на замену корейским поездам подвижной состав чешской Skoda и «Украина» Крюковского вагоностроительного завода, а также обычные купейные вагоны. В график «Хюндаев» укладывается только Skoda на маршруте Киев – Харьков, остальные сильно отстают и проигрывают в комфорте. Билеты на эти поезда также стоят примерно в два раза дешевле.
Потери железной дороги от простоя поездов Hyundai легко подсчитать. По данным «УЖСК», 10 поездов перевозили в среднем в месяц 147 000 пассажиров. При средней цене билета в 250 гривен доход от их эксплуатации составлял 36,8 млн гривен в месяц. За шесть месяцев поезда заработали бы 221 млн гривен, за год вдвое больше.
Пока «Укрзалізниця» ежемесячно выплачивает за технику лизинговый платеж в размере 30 млн гривен. Но даже с учетом этого поезда на отдельных маршрутах работают с прибылью, сегмент скоростных перевозок стал самым рентабельным в пассажирском секторе. Поэтому даже 8,8% дохода от него (поступления от эксплуатации Hyundai в годовом исчислении в общей доле дохода от пассажирских перевозок) – очень существенная потеря для железной дороги.
Gorod`ській дозор | |
Фоторепортажі та галереї | |
Відео | |
Інтерв`ю | |
Блоги | |
Новини компаній | |
Повідомити новину! | |
Погода | |
Архів новин |
как это так? на "уз" кричали же громче всех что пассажирские перевозки убыточны! Відповісти | З цитатою
Плоды цивилизации тут недоступны.
Чего ждать от страны, где диплом покупается в открытую при содействии ректората... Відповісти | З цитатою | Обговорення: 1
Україна-це Європа !
Банду-геть !
Хто не скаче-той москаль !
Слава Україні !
Слава нації !
Героям слава !
Москаляку на гиляку !
Революція !
Мо-лод-ці !Мо-лод-ці !Мо-лод-ці ! Відповісти | З цитатою | Обговорення: 2