Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 23 ноября 2024
02:03

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Добро пожаловать или путь воспрещен? Быть инвалидом в Днепропетровске

Добро пожаловать или путь воспрещен? Быть инвалидом в Днепропетровске
Национальная ассамблея инвалидов Украины осуществляет очень важный проект «Безбарьерная Украина». В частности, по проекту здания внешне и изнутри должны обустраиваться так, чтобы передвижение инвалидов-колясочников по улицам и помещениям было таким же комфортным, как и здоровых граждан. Как обстоят дела с удобством передвижения наших земляков-колясочников, поинтересовалась корреспондент «Зори».

Сделано по СНИПу

Татьяна Шелюг обижается, когда слышит о том, что в Советском Союзе инвалидов не было…

— А я кто, по-вашему? — спросила она меня. — Я получила два высших образования, каждый год ездила в санаторий, вышла замуж, родила ребенка…

— Думаю, что все это вы сделали вопреки, а не благодаря, — ответила я.

И в памяти вдруг всплыла импровизированная стоянка детских инвалидных колясок возле дельфинария, куда были приглашены воспитанники детского дома на Чичерина. Воспитатели поднимали на второй этаж стреноженных недугом ребятишек на руках. Тогда подумалось: «А кто будет носить на руках этих ребят потом, когда они вырастут?..» Ведь сколько в нашем городе жилых домов, школ, больниц, библиотек, театров, строившихся по СНИПам (санитарным нормам и правилам. — Авт.), которые не предусматривали сооружение пандусов и подъемников?!.

…«Я была и есть!» — говорит Татьяна Шелюг, председатель объединения инвалидов «Творчество», ставшего светом в окошке для сотен днепропетровчан с ограниченными возможностями.

Пандус, который построил Дмитрий

Дмитрий Жарый в 2008 году сам построил пандус, ведущий с улицы в его 14-этажный жилой дом на Победе. Окончивший юридический факультет ДНУ и готовивший себя к адвокатской практике, он не хотел зависеть от родителей: только при их помощи мог преодолевать в своей коляске пять крутых ступенек, ведущих с крыльца на улицу.

— Я нанял строителей, заплатил им 2 тысячи гривен, и через неделю двухъярусный пандус был готов. Он оказался настолько удобным, что пандусом стали пользоваться все жильцы дома. Через несколько месяцев они компенсировали мне половину затрат. А вскоре и ЖЭК решил, что должен взять на себя часть расходов, и позволил не платить некоторое время за квартиру, — рассказал мне Дмитрий по телефону.

Татьяна Шелюг преодолевает барьер благодаря конструкции, часть которой прикреплена к стене, часть — к лестничному ограждению. Она поместила схему своего пандуса в социальных сетях, чтобы колясочники «взяли ее на вооружение».

…Спустя несколько лет после того, как Дмитрий Жарый построил пандус, о нем узнала вся страна. Сейчас он не любит вспоминать перипетии того судебного процесса, который стоил ему немалых душевных и физических сил, но благодаря которому все аптеки страны начали активно оснащаться настоящими, а не бутафорскими пандусами и прочим оборудованием, обеспечивающим доступ в эти учреждения людей на колясках.

В аптеку, расположенную бок о бок с амбулаторией (бывшей поликлиникой №2), вел пандус, подняться по которому из-за его крутизны было невозможно. Дмитрий попал в аптеку благодаря добрым людям, занесшим его на руках. В ответ на справедливые претензии он услышал, что пандус соответствует нормам, хотя шел под углом около 50 градусов.

—. Тогда я заказал строительную экспертизу, которая подтвердила несоответствие пандуса государственным строительным нормам, подал иск в окружной административный суд на аптеку и еще одну государственную службу, призванную контролировать деятельность аптек. Иск был отклонен. Но апелляционный суд мой иск удовлетворил, — делился Дмитрий.

Дело рассматривалось в ООН

Созданный Дмитрием прецедент стал предметом разбирательства в Кабинете Министров Украины, в ходе которого были ужесточены требования к условиям лицензирования деятельности аптек. Дело Жарого получило резонанс в мире. Так, оно рассматривалось на ассамблее ООН, когда наша страна отчитывалась там о соблюдении прав инвалидов. А месяц назад наш земляк вернулся из Страсбурга, куда был приглашен представителями Совета Европы как гражданин и адвокат, внесший вклад в соблюдение прав людей с ограниченными возможностями.

Десять лет назад в Украине принято постановление Кабинета Министров «Об обеспечении беспрепятственного доступа людей с ограниченными физическими возможностями к объектам жилищного и общественного назначения», восемь лет назад принят Указ Президента «О первоочередных мерах по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями». После выхода этих документов многие объекты в нашей стране начали спешно прирастать пандусами. Правда, среди них были и такие ,которыми невозможно было воспользоваться…

«Мы вас на руках занесем»…

Такой имитацией пандуса, например, оснастилась бывшая поликлиника №2, где ныне располагаются две амбулатории первичной медико-санитарной помощи, обслуживающие население жилмассива Победа.

— Мы с мужем как-то решили поэкспериментировать и «взять эту высоту»… Он толкал мою коляску, но пройти этот нелегкий путь мы все же не смогли, — поделилась своими впечатлениями о «беспрепятственном доступе» в учреждение, которое должно служить примером безбарьерности, Татьяна Шелюг.

Формализм в решении вопроса доступности должен был бы искоренить еще один важный документ — Государственные строительные нормы «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который вышел в 2007 году и четко определил параметры пандусов — угол наклона относительно высоты и длины основания. По этому документу ни один объект — будь он социальным жильем или пятизвездочным отелем — не имел права быть введенным в эксплуатацию без соблюдения принципа доступности. А все иные здания должны привести свои дорожки для инвалидов в соответствие с нормами. Но так бывает не везде…

«Вы приезжайте, мы вас на руках занесем», — слышала не раз Татьяна Шелюг от работников оперного театра, но ни разу не воспользовалась этим приглашением.

Надо строить так, чтобы всем было удобно, ведь не секрет — если в здание ведут лестница и пандус, большинство воспользуется пандусом. Государственные нормы обязательны для всех зданий и учреждений, подчеркивает Татьяна Шелюг.

Устранять барьеры помогает Комитет доступности

В 2008 году распоряжением городского головы с целью обеспечения общественного контроля над устранением барьеров в жизни людей с ограниченными возможностями был создан Комитет доступности, которым руководит заместитель городского головы Елена Лозенко.

По словам Елены Валентиновны, его члены обозначают наиболее болевые точки, к устранению которых привлекаются и ГлавАПУ, и управление транспорта, и жилищное управление, и управление социальной защиты, департамент здравоохранения.

Сто прикованных к инвалидным коляскам жителей Днепропетровска живут в домах с поломанными лифтами.

— В городской программе «Забота» предусмотрен, в первую очередь, ремонт лифтов в домах таких людей, — сказала Елена Лозенко.

Уже пять лет возглавляемый заместителем городского головы Комитет доступности работает над тем, чтобы люди с ограниченными возможностями имели возможность жить наравне со здоровыми соотечественниками.

Внизу улицы Серова, там, где находится объединение инвалидов «Творчество», обустроена остановка троллейбуса. Город купил приспособленную для перевозки колясочников «газельку», а год назад — два «Богдана», сконструированные уже под «опорников».

Пандус скоро появится и у здания управления социальной защиты горсовета.

Сайт-карта для колясочников

Однажды к Татьяне Шелюг пришел молодой человек Сергей Посталака и предложил сделать карту доступности Днепропетровска. Воспользовавшись данными, предоставленными и «Творчеством», и управлением социальной защиты горсовета, он создал сайт-карту (на нее можно выйти даже с мобильного телефона) городских объектов, имеющих и не имеющих пандусы. Теперь люди на колясках, прежде чем направиться куда-либо, могут выяснить: преодолеют ли самостоятельно порог нужного им учреждения.

К немобильным за советом

На Приднепровской железной дороге работники встречают колясочников, провожают до поезда и на руках поднимают в вагон, если он не приспособлен для немобильных пассажиров.

Члены объединения «Творчество» благодарны сотрудникам управления социальной защиты горсовета, заместителю начальника управления коммунального хозяйства Алексею Самилыку, активно помогающим людям в колясках. Татьяна Шелюг рассказывала, что когда началась реконструкция проспекта Правды, Алексей Николаевич попросил ее посоветовать, где делать понижение бордюров.

Полезные телефоны

(056) 744-60-70 — приемная заместителя городского головы Елены Лозенко, возглавляющей Комитет доступности.

(056) 745-56-57 — приемная управления социальной защиты горсовета.

(056) 765-64-62 — вызов социального такси (с 8 до 17, суббота и воскресенье выходные) и консультации психолога отделения профессиональной и социальной реабилитации.

(056) 370-36-72 — объединение инвалидов «Творчество».

Gorod.dp.ua на Facebook.


Aндрей  (06.12.13 12:14): Ув. редактор, автор этой статьи. Будьте любезны объяснить мне безграмотному значение и этимологию слова ВОСПРЕЩЁН, ВОСПРЕТ.
Буду рад пополнить свой багаж знаний.
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Наташа  (05.12.13 15:14): Что касается электротранспорта, то нормам соответствуют только 2 троллейбуса: ЮМЗ е186 и МАЗ-Днепр-103Т Ответить | С цитатой
это я  (05.12.13 09:31): А вот как на набережной к воде то спуститься такой человек не может - ступеньки!!!И это в центре города! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
150
новых лифтов планируется установить в Днепре в 2024 году.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте