Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины включает в себя семь региональных структурных подразделений (РСП), одно из них – Днепропетровское. В его состав входят районный диспетчерский центр, который контролирует полеты по воздушным трассам и на подходе к аэродромам, а также аэродромные диспетчерские вышки: Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог, Кировоград и Бердянск, обеспечивающие управление полетами непосредственно на своих аэродромах.
Накануне профессионального праздника авиадиспетчеров мы не могли не посетить Днепропетровское РСП, главное здание которого располагается буквально в полукилометре от аэропорта. Это здание введено в эксплуатацию в 2007 году, поэтому все здесь на высшем уровне. Внутри весьма симпатично, в коридорах цветы, картины на авиационную тематику и стерильная чистота.
Мы встретились с заместителем директора РСП по управлению воздушным движением Евгением Юрьевичем Черемискиным и расспросили его о работе авиадиспетчеров.
Сердцем здания является зал управления воздушным движением – Днепропетровский районный диспетчерский центр (РДЦ). Его зона ответственности охватывает Днепропетровскую, Донецкую, Харьковскую, Запорожскую, Луганскую, Сумскую и Полтавскую области. Диапазон высот - от земли до 20100 м.
В зале РДЦ возле мониторов в наушниках с микрофонами сидят сосредоточенные люди. Не отрываясь, смотрят на экраны, время от времени ведут радиопереговоры на английском и русском языках. Для стороннего глаза работа авиадиспетчера напоминает захватывающую компьютерную игру. Только возможность экстремальных ситуаций вполне реальна, как и ответственность за допущенные ошибки. Но в отличие от компьютерных, эта “игра” идет бесконечно на всем земном шаре, не давая возможности выйти и перезагрузиться или нажать кнопку “отменить последний ход”...
- Действительно, управление воздушным движением похоже на компьютерную игру, но это не игра, – говорит наш собеседник. – В руках авиадиспетчеров находятся жизни тысяч людей, не только в воздухе, но и на земле. Поэтому и ответственность за каждое принятое решение – колоссальная.
- Какой рабочий график у диспетчеров?
- У них 36-часовая рабочая неделя, сутки поделены на три смены, в течение 6 дней диспетчер отрабатывает три смены.
- Сколько человек в смене районного диспетчерского центра?
- Непосредственно управлением воздушным движением занято восемнадцать. Это руководитель полетов, старший диспетчер, два старших диспетчера направлений и 14 диспетчеров. Кроме того, в работе участвуют инженеры по организации потоков движения, диспетчеры полетной информации, диспетчеры взаимодействия и ряд других специалистов – в общем, это достаточно сложный «организм», обеспечивающий безопасную доставку конкретных пассажиров из пункта «А» в пункт «Б».
- Как начинается рабочая смена диспетчера?
- С медосмотра, во время которого проверяется физическое и психологическое состояние работника. Поводом для недопуска к работе могут стать такие, на первый взгляд, “мелочи”, как недостаточный отдых перед сменой, плохое настроение, насморк или головная боль. Достаточно услышать от авиадиспетчера: “Я сегодня не смог отдохнуть”, чтобы освободить его от работы. Мы всегда перестраховываемся.
Потом авиадиспетчеры проходят инструктаж - изучают фактические и прогнозируемые метеоусловия в зоне и на аэродромах, особенности плана полетов, в том числе и военной авиации, график запусков метеозондов, соревнований по парашютным прыжкам, если таковые проводятся, - в общем, все, что может нести какие-либо риски.
- В чем состоит главная задача авиадиспетчера?
- Прежде всего обеспечение установленных интервалов между воздушными судами, они в полете не должны приближаться друг к другу. Эти интервалы составляют десятки километров при полете на одной высоте или разницу по высоте в тысячу футов (300 метров). Если появляется тенденция к сокращению интервала, диспетчер дает указание экипажам на изменение курса или высоты. Одновременно эту задачу диспетчеру помогают решать автоматизированные системы управления воздушным движением – они подсказывают вероятность конфликтной ситуации, анализируя планы полетов, т.е. еще до входа самолетов в зону нашей ответственности. А при входе самолетов в зону система повторно, уже по фактической ситуации, проводит анализ и предупреждает о возможности конфликта. Профессионализм диспетчера заключается в том, чтобы, не дожидаясь предупреждений системы, предпринять необходимые действия – работать «без подсказки».
- А сколько самолетов летает в нашем районе?
- В «пиковые» дни через зону нашего РДЦ проходит до 550 самолетов. Основные потоки: днем - между аэропортами России (Москва, Санкт-Петербург) и аэропортами Турции, Греции, Кипра, Египта; ночью – между аэропортами Северной Америки, Европы и аэропортами Австралии, Малайзии, Индии и других стран Восточной Азии.
Воздушное движение растет с каждым годом, даже в кризисные 2008-2009 годы оно не падало, а лишь уменьшило свой рост. Радует то, что движение растет и на внутренних авиалиниях Украины.
- Что нужно сделать, чтобы стать авиадиспетчером?
- В настоящее время авиационных диспетчеров в Украине готовят два вуза: Национальный авиационный университет в Киеве и Государственная летная академия Украины в Кировограде. Профпригодность во многом зависит от особенностей человека: умения быстро мыслить, быстро принимать решения, переключать внимание, одновременно держать в поле зрения несколько источников информации, быть эмоционально устойчивым в стрессовой ситуации. По психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями. Поэтому все кандидаты на работу проходят специальные тесты.
Это профессия, которой постоянно учатся, раз в полгода диспетчеры проходят проверку теоретических и практических знаний, а один раз в два года - сертификационную проверку. Это как если бы вы каждые два года получали новые водительские права. Правила в воздушном пространстве совершенствуются, а требования к авиадиспетчерам растут.
Они обязательно должны знать английский язык и раз в три года проходить проверку на подтверждение знаний. Для этого созданы все условия: есть лингафонный класс, преподаватели, персонал проходит периодическое обучение в специальном центре в Киеве, при определенных условиях направляется на обучение и проверку знаний в Великобританию.
Евгений Юрьевич провел меня к тренажерам. Я сел за монитор. По темному экрану в разные стороны двигались точки – это самолеты. Проведя «мышкой» линию между точками, я легко смог определить разделяющее их расстояние, причем и в километрах, и в милях, а потом скорость и высоту. Справа от меня за другим монитором находился диспетчер-планировщик. Он уже знал, какая ситуация сложится в небе через некоторое время, и предупредил, у каких самолетов может возникнуть конфликтная ситуация. На другом небольшом мониторе в табличку были записаны все «мои» самолеты. Вдруг одна из строчек изменила цвет. Значит, мне необходимо выйти на связь с пилотом и дать ему команду сделать соответствующую корректировку курса. Если же ситуация усложнится, за моей спиной появится старший диспетчер и при необходимости подскажет, как ее «разрулить». В общем, все выглядело достаточно просто. Даже интересно, как компьютерная игра. С той лишь разницей, что на меня не давил груз ответственности, ведь это был всего лишь тренажер. И неизвестно, как бы я чувствовал себя за настоящим пультом.
Авиадиспетчеры минимум раз в месяц проходят на тренажере тренировки. Так как в реальной жизни каких-то нештатных ситуаций, слава Богу, практически не бывает, то именно на тренажере отрабатываются действия диспетчера при отказе двигателя у самолета, потере связи, пожаре на борту и т.д., словом, все, что теоретически может случиться. При этом на тренажере умышленно увеличивается интенсивность движения воздушных судов или создаются другие неблагоприятные условия.
- Настоящий диспетчер – это тот, кто предугадывает и влияет на ситуацию, а не идет у нее на поводу. В этой профессии нет случайных людей, - добавил в заключение Евгений Черемискин.
Теперь я точно знаю, что если когда-нибудь придется лететь самолетом, то его полет проконтролируют с земли хорошо подготовленные авиадиспетчеры, которые постоянно держат небо в своих объятиях. Пожелаем им, чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок.
Автор: Валерий Ткаченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Знаем таких: их задача - любой ценой ссорить украинцев и русских, что бы хозяева могли продолжать оккупировать наши земли и грабить наши народы! Сгинь, тварь! Ответить | С цитатой