На бюджетной сессии горсовета 19 мая – станет понятно: нужны депутатам трамваи и троллейбусы или они полностью отдадут город маршруточникам.
Арифметика позора
7 мая работники днепропетровского горэлектротранспорта провели акцию протеста. Горожане этого события не заметили, поскольку трамваи и троллейбусы ходили, а митинговали работники вагонно-ремонтных мастерских, центральной диспетчерской, электрики. Но это было лишь предупреждением. Через неделю может остановиться весь транспорт.
А может, было бы лучше, если бы остановился. Трамваями и троллейбусами сегодня управляют люди, которые с января не получают зарплату. Учитывая то, что в депо люди работают семьями и также семьями не имеют денег на питание, то голодные обмороки на маршруте неизбежны.
Месячный фонд зарплаты городского горэлектротранспорта - восемь миллионов гривен. Понятно, что «грязными»: в эту сумму входят и начисления на зарплату (только в Пенсионный фонд – 2 миллиона). Суммарная задолженность перед сотрудниками - 20 миллионов. Месячная прибыль от перевозки пассажиров - 3,4-3,6 миллиона. Собственных денег транспортникам хватает только на половину зарплаты. А учитывая то, что сначала платятся налоги, то на зарплату и вовсе не остается.
Вице-мэр Хмельницкий объяснил протестующим ситуацию очень просто: необходимо решить проблему, которая является источником всех бед. Это бесплатная и никем не оплачиваемая перевозка льготников.
- 74% пассажиров электротранспорт Днепропетровска перевозит бесплатно, - заявил Хмельницкий. - Нужно государственное решение: либо адресная денежная дотация, либо другой финансовый механизм, покрывающий затраты на перевозку льготников.
Хмельницкий также уточнил, что по прошлому году долг государства составлял 6,8 миллиона. Он был закрыт в начале этого года. И не живыми деньгами, а перерасчётом за электроэнергию. На сегодня сумма долга - порядка 12 миллионов.
- В этом году мы получили из городского бюджета уже 15 миллионов, - привел свои цифры директор предприятия Василий Карпенко, - гасили долги по заработной плате по прошлому году.
Карпенко рассказал и о том, какие сложные переговоры велись два месяца с Министерством ЖКХ Украины, которое курирует коммунальный электротранспорт.
- Я объяснял в министерстве, что проблемы накопились еще в прошлом году, и просил: дайте городам хоть немного живыми деньгами, чтобы хоть не полностью, но закрыть задолженность по зарплате, а дальше как-то выкрутимся, - говорит Василий Тимофеевич. - Министру эта идея понравилась, он как будто договорился в Кабмине и даже деньги уже пошли: Донецк получил, Херсон немного получил (там сегодня как бастовали, так и продолжают бастовать), Черкассам немного дали. Но потом то ли Азаров, то ли ещё кто вмешался, и деньги остановились.
Экономика
Есть простая аксиома: во всем мире городской электротранспорт убыточен. Чтобы спасти города от транспортного коллапса и простимулировать горожан отказаться от личных автомобилей в пользу экологически чистого трамвая, власти удерживают низкую цену на билеты, а разницу оплачивают из бюджета. Чаще всего вскладчину – часть компенсирует городской бюджет, другую часть – бюджет государственных программ.
Есть вторая аксиома: во всем мире бесплатный проезд в общественном транспорте либо применяется очень точечно, либо его нет вовсе. В Украине в разгар бесконечной предвыборной борьбы кандидаты от власти раздали льготы половине населения. Но если на оказание «бесплатной» услуги затрачены деньги, то их должен кто-то компенсировать. Логично, если компенсировать будет тот, кто ввел льготу, в данном случае – государство. А государство у нас нищее.
Если днепропетровский горэлектротранспорт (по данным ежеквартальных замеров) перевозит льготников на 90-100 миллионов в год, а компенсации получает всего на 20-30 миллионов, то бесплатный провоз пассажиров его планомерно убивает. Откуда берет цифры компенсации Кабмин? Вероятнее всего, с потолка.
А в нашей области есть и еще одна хитрость, которую в своё губернаторское время придумала талантливый финансист Деева. В прошлом году субвенция электротранспорту на область составила 104 миллиона, в этом году запланирован 131 миллион. Логично, если бы эти деньги делились на три города, где есть электротранспорт: Днепропетровск, Кривой Рог и Днепродзержинск. Но Деева делила их и на сельские районы. Это был такой маневр – «лишние» деньги лежали в областной «заначке», а потом использовались, чтобы заткнуть очередную финансовую дыру. Система жива и поныне.
Многие говорят о монетизации льгот, о том, что государству (как в России) следует выделять пенсионерам и ветеранам не дутые льготы, а «живые» деньги, на которые льготники покупали бы билеты в трамвае. Это – самый правильный и самый нереальный путь решения проблемы. У государства нет денег - ни живых, ни мертвых. Наскрести ежемесячно хотя бы по 100 гривен для 25 миллионов пенсионеров и детей войны оно не сможет еще лет двадцать.
Горсоветчина
Расходы горэлектротранспорта состоят, как вы понимаете, из двух частей: текущие (на зарплату и техобслуживание подвижного состава и пути) и инвестиционные (обновление парка, замена износившегося рельсового пути, прокладка новых линий). С первыми понятно: государство должно компенсировать розданные им льготы, тогда на текущие расходы почти хватит. А вот инвестиционное финансирование – это прямая обязанность города и городского бюджета. Если, конечно, городу нужны трамваи и троллейбусы.
- Отчёты 2009 года говорят, что по результатам финансово-хозяйственной деятельности себестоимость перевозки одного пассажира у нас получается 96 копеек, - говорит директор предприятия Василий Карпенко. - Мы перевозим пассажира за рубль. Руководители городского управления транспорта говорят: «Вы же укладываетесь в себестоимость, вот и работайте». Так 96 копеек мы считаем по бедности, а не по правилам. Мы просто докатываем и добиваем остатки того хозяйства, которое осталось от СССР. А если закладывать настоящие плановые показатели, учитывающие амортизацию, капитальный ремонт и обновление, то стоимость перевозки одного пассажира получается 2 гривны 57 копеек. Мы предлагаем горсовету: поднимите проезд до двух гривен, а оставшиеся 57 копеек умножьте на годовое количество пассажиров – это получается 60 миллионов – и дайте их нам на развитие. Всё. Мы будем работать.
Цену на проезд поднять вряд ли получится. Все политические силы в горсовете постоянно готовятся к новым выборам, и такое решение им не по зубам. Однако нынешний состав горсовета принял целевую программу развития (а точнее сказать – «поддержания штанов») горэлектротранспорта. Согласно заложенным в ней расчетам, предприятие должно в 2010 году получить из бюджета 48 миллионов гривен. Но финансовый департамент по согласованию с планово-бюджетной депутатской комиссией без всякой мотивировки сократил эту цифру вдвое, до 23 миллионов 717 тысяч. Учитывая то, что 15 миллионов город уже перечислил, то на оставшиеся полгода транспортникам дают 8 миллионов. Это при сегодняшней финансовой яме в 20 миллионов!
Насмешка? Глупость? Тонкая месть? Скорее – тонкий математический расчет. Если 19 мая депутаты горсовета проголосуют бюджет именно в таком виде, то окончательная остановка троллейбусов и трамваев в Днепропетровске приблизится еще на один год. А свято место пусто не бывает, скоро маршрутки полностью добьют конкурента.
Я не буду мусолить слухи о том, что ныне основной маршруточный бизнес в Днепропетровске якобы контролирует Загид Краснов. Но то, что инициатором льгот для владельцев этого бизнеса выступил именно Загид Геннадьевич, прямо подтверждает его же собственная пресс-конференция двухмесячной давности. Льгот набирается как раз на 20 бюджетных миллионов. А соратник Краснова по «Громадской силе» депутат Сухов (который курирует конкурсы маршрутов среди автоперевозчиков) заявил на одной из сессий горсовета открытым текстом:
- Нужно пересмотреть транспортную сеть и ликвидировать дублирующие маршруты электротранспорта и метрополитена. - И далее добавил: - В нынешней ситуации горэлектротранспорт нужно упразднить, он не приносит пользы – только вред.
Вот вам очень простой и понятный ответ на вопрос, кому выгодно убивать троллейбусы и трамваи.
А если подумать
Должное внимание и финансовая поддержка горэлектротранспорта за год-два сделала бы его основным и самым удобным видом транспорта в Днепропетровске. И даже проблемы с обновлением подвижного состава – не такое уж и дорогое удовольствие. Помните, как в 2004-м наши транспортники поставили на первый маршрут удобные и экономные б/у трамваи из Германии? Ходят, возят людей. Карпенко предлагает на время отказаться от новых отечественных и российских вагонов, каждый из которых стоит больше трех миллионов гривен, перебиться пока качественными, после дотошного немецкого капремонта трамваями из Германии.
- Мы уже нашли вагоны по триста тысяч за штуку – это с перевозкой и растаможкой, - говорит Василий Тимофеевич. - Мэр сказал однозначно: надо брать, но опять-таки эти деньги нужно заложить в бюджет. 60 вагонов - это 18 миллионов гривен. А южмашевские стоят 3 миллиона 600 тысяч гривен. К тому же если наши старые вагоны КТМ порезать на металлолом, то немецкие обойдутся еще дешевле - по 250 тысяч.
Нужно принимать решение. А самые главные решения принимаются депутатами горсовета в тот момент, когда они утверждают годовой бюджет города. Что они дадут на трамваи, а что на маршрутки – вот в чем вопрос. Что им милее – коммунальное предприятие или частный бизнес, горожане или личные кошельки? Депутатский корпус Кривого Рога, например, нашел свое решение вопроса горэлектротранспорта: выплачивает зарплату трамвайщикам прямо из городского бюджета. А на развитие сети в прошлом году выделил 60 бюджетных миллионов против 18 миллионов в Днепропетровске.
И донецкий горсовет сумел укрепить экономику трамвая простым способом: выделил деньги на закупку больших автобусов и отдал их горэлектротранспортникам. Центр города там обслуживают только коммунальные троллейбусы и автобусы, а маршрутки обслуживают периферию.
Если захотеть, пути решения вопроса найдутся. У меня, например, сегодня есть только одна надежда - на депутатскую совесть и мудрость. Эту надежду мне мимоходом подарил председатель депутатской комиссии по транспорту Гаврилов, представляющий Партию регионов. Мы общались в рамках телепрограммы «Горожанин», и Гаврилов заявил, что в этом году его уже никто не введет в заблуждение, что он будет отстаивать в бюджете интересы горэлектротранспорта. В это хочется верить, поскольку от «регионалов» горсовет теперь курирует не Олег Царев (чьи финансовые интересы тесно переплетались с интересами Загида Краснова), а Иван Ступак. Фракция Партии регионов теперь может вести в горсовете правильную политику, без оглядки на чужой бизнес. А как оно будет на самом деле – посмотрим 19 мая.
Автор: Виталий Теплов
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |