|«« | «« | »» | »»| |
До Октябрьского переворота в Екатеринославе было несколько еврейских кладбищ, о которых сохранилась память до наших времен.
Об истории кладбищ на территории современного Днепра Городской сайт рассказывал неоднократно.
К сожалению, антигуманная власть большевиков уничтожила практически все старые кладбища Екатеринослава, создав на их месте парки, скверы, стадионы. В современном Днепре сохранились лишь несколько старых кладбищ на окраинах города – в частности, на Игрени, Диевке, в поселке Чапли.
Как известно, наш город всегда отличался многонациональностью и мультикультурностью. В нем всегда жило значительное число иудеев.
Среди дореволюционных кладбищ было одно еврейское и несколько таких, на которых проводились еврейские захоронения.
Историю этих кладбищ и то, что от них осталось, какие артефакты об этом напоминают, подробно изучила известная исследовательница истории нашего города Елена Присягина.
В популярной среди горожан группе соцсетей «История в фотографиях. Екатеринослав – Днепропетровск» она опубликовала целый ряд постов, посвященных этому вопросу.
Об истории главного еврейского кладбища нашего города до революции приведена следующая статья известного историка Днепра Валентина Старостина:
«Старое еврейское кладбище, находилось в пригородном селении Новые-Кайдаки. Причина его закрытия, отдаленность от тогдашнего города и неудобство в содержании.
Территория нового места еврейского кладбища, была окружена улицей Уездной, Дарвина и Курганской. Кладбище содержалось за счет средств погребальных обществ города, сумм коробочного сбора и пожертвований.
В 1893 г. при кладбище был открыт молитвенный дом «Бейт Гахаим» для которого в 1899 г. выстроено специальное каменное здание. Есть сведения, что на кладбище было несколько семейных участков.
В 1870-х гг. был создан воинский участок для солдат-евреев, проходивших службу в частях местного гарнизона.
Уже в 1898 г. правление еврейской общины уведомило городские власти о отсутствии мест для захоронений на территории кладбища. К тому времени там было захоронено около 90.000 человек.
Городские власти признали наличие проблемы и в марте 1900 г. выделили под кладбище участок в 7 десятин земли (около 8,5 га) вдоль Никопольской дороги (Развилка).
Этим же решением рядом с Новым еврейским кладбищем был выделен участок в 20 десятин (около 24 га) под Новое городское (христианское) кладбище и в 1 десятину (около 1,2 га) под Новое мусульманское кладбище.
Работы по благоустройству территории и первые захоронения на Новом еврейском кладбище начались уже в 1901 г. Именно на этом кладбище в 1905 г. в братских могилах были похоронены жертвы октябрьского еврейского погрома.
Вначале здесь было три разделения - кладбище городское, еврейское и мусульманское. Но позже объединили в одно – Городское.
В годы немецкой оккупации еврейский участок кладбища был превращен в одно из мест массовых расстрелов и целенаправленно разрушался властями, хотя полного уничтожения, как Старое еврейское он избежал.
В 1943 г. был создан новый участок кладбища вдоль Запорожского шоссе. В 1968 г. старые участки были закрыты и ликвидированы.
На сегодняшний день Новое еврейское кладбище, единственное из трех городских еврейских кладбищ, от которого остались хоть какие-то следы: могила академика Л. Писаржевского на старом участке, могила архитектора А. Красносельского на новом участке, созданный из фрагментов надгробных памятников мемориал «Мацейва».
Много перенесенных с его территории захоронений и надгробий сохраняются на Запорожском, Сурско-Литовском и Западном кладбищах».
Были большие участки еврейских захоронений и в старых кладбищах в Диевке и на Западном.
На этих кладбищах Елена Присягина побывала и поделилась следующими впечатлениями:
«Изучая тему еврейских кладбищ, решила, прежде чем публиковать о них историю, побывать на тех погостах, где были еврейские захоронения. Имею сейчас ввиду кладбище в Новых Кайдаках (точнее, в Диевке) и кладбище на жилмассиве "Западный".
В Диевке обошла бОльшую часть кладбища и самое старое захоронение, которое я там обнаружила, 1949 года. Но еврейских участков там не увидела.
А вот на "Западном" повезло больше. Там я нашла огромный участок еврейских могил. Даты этих захоронений в основном 1960-е г.
Пройдя множество рядов, с удивлением обнаружила только женские имена на надгробиях.
Но потом поняла, что есть разделение. Мужские могилы находились на другом участке».
Напоминания о старых еврейских захоронениях можно встретить и на относительно новых кладбищах Днепра.
В частности – на Запорожском.
Вот о чем написала Елена Присягина:
«На Запорожском кладбище встречаются старинные надгробия, которые были перенесены с еврейского кладбища на Развилке.
Нередко среди них можно встретить надгробия, в виде дерева с обрубленными ветками.
Что же означает такое надгробие?
Дерево с обрубленными ветками устанавливали на могиле человека со смертью которого заканчивался род.
Ещё версия, что такие памятники называют "масонскими надгробиями", срубленное дерево - это символ конца земной жизни и начало жизни небесной».
Фотографии и репродукции – со страницы группы «История в фотографиях. Екатеринослав – Днепропетровск».
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |