Ситуация неоднозначна сразу по нескольким причинам. Во-первых, православные общины, монастыри крайне редко обращаются в мирские судебные инстанции, больше уповая на промысел и суд Господен. Во-вторых, на спорной территории находится специализированная школа-интернат №1 для детей с проблемами умственного и физического подчинения, в которой воспитываются 163 ребенка с тяжелыми диагнозами: болезнью Дауна, эпилепсией, шизофренией и так далее. Чтобы попытаться разобраться в ситуации, наши корреспонденты отправились на место событий.
Эта женская обитель своей молитвенной и хозяйственной мощью была известна еще с 1860-х годов. До революции в ней обитало 350 монахинь и послушниц, при монастыре (широко известном своей благотворительностью) был приют для девочек-сирот разных сословий. Благодаря купцам-пожертвователям на вечные времена монастырю было передано 700 десятин (70 гектаров) окрестной земли с лесами, озером, лугами – его территория простиралась до нынешнего стадиона «Метеор». С 1925 года Свято-Тихвинский разделил судьбу других монастырей: был закрыт, разграблен, монахинь кого выслали, кого расстреляли. Два из трех монастырских храмов были взорваны. Коротким периодом возобновления молитвенной жизни стали 50-е годы, после чего монастырь закрыли окончательно, а на его территории разместили два интерната - для детей с проблемами психики и с ДЦП.
Новая страница в истории монастыря началась в эпоху независимости Украины. Сначала его община начала возрождаться в мужском новомосковском Самарском Свято-Николаевском монастыре. К счастью, парадоксальное соседство монахов и монахинь продлилось недолго. С 1997 года монахиням вернули часть монастырской территории – именно той, на которой обитель располагается и поныне. Некоторое время ушло на благоустройство обители на бывшей интернатовской территории. А потом встал вопрос о ее расширении...
Настоятельница монастыря матушка Зосима (игуменьей здесь она вот уже четыре года) проводит для нас экскурсию по изрезанным ломтям площади обители.
- Вопрос о возврате части монастырской площади и строений мы вот уже три года ставим не из-за праздной прихоти, - говорит она. - Вот сестринский корпус, в котором мы вынуждены приютить и администрацию, и хозяйственные службы обители. В соседнем здании втиснуты и трапезная, и воскресная школа, и трапезный храм. В нем сейчас проходят службы из-за ремонта Свято-Варваринского храма. В праздники мы не можем принять всех верующих. Благотворительные обеды для бомжиков, бедных людей устраиваем на улице. А если другие воскресные школы города сетуют на недобор детей, то у духовного руководителя нашей, отца Иоанна, другая беда. В этом году он вынужден был отказать в приеме тридцати детишкам.
- Вот, взгляните, на 104 ученика – две крошечные комнатушки, - показывает свое хозяйство отец Иоанн. - Мы можем обучать здесь детей только посменно, трапезничают они в коридоре.
В убогих сарайчиках находятся многие хозяйственные службы. Давно стоит вопрос и об обустройстве паломнической гостиницы – сюда верующие приезжают со всей Украины и даже из-за рубежа. Но главная мечта игуменьи и монахинь связана со строительством еще одного храма. Есть и прекрасный проект монашеского корпуса с храмом Андрея Первозванного. Вот только втиснуть эту красоту, по сути, некуда.
На собственно монастырском подворье задействован каждый клочок земли – под тепличку, клумбочки, на которых церковь ну никак не разместить. Есть, правда, свободный участочек, на котором монахини недавно высадили садик. В советское время на нем был интернатовский стадион, а до революции – монастырское кладбище. Не богоугодное это дело – строить церкви на костях...
А вот, прямо за оградой бывшего кладбища-стадиона – и тот самый интернат, территорию и постройки которого монастырь пытается вернуть в судебном порядке.
- Вот бывшие монастырские трапезная, игуменский корпус, конюшни, - показывает из-за забора матушка Зосима на древние строения на интернатовской территории. - А если бы нам возвратили хоть часть прилегающей земли, то мы могли бы немедленно приступить к возведению монашеского корпуса с храмом. Нет, мы ни в коем случае не желаем, чтобы несчастных детишек и педагогов, нянечек выставили на улицу! Чужого мы не просим – лишь возврата наших строений и площади. Готовы взять детей под опеку, создать на базе интерната приют для девочек-сирот. Педагоги давали бы им светское воспитание, оказывали врачебную помощь, а мы этих детишек духовно окормляли бы, учили бы их рукоделию, поварскому мастерству, помогали бы найти себя во взрослой жизни.
В подтверждение благих намерений монастыря игуменья показывает нам множество благодарностей за оказанную благотворительную помощь – простым людям, узникам тюрем, детдомам. Есть в этой огромной стопке и благодарности от еще одного соседнего интерната, для детей с ДЦП. А вот дружба со школой-интернатом для умственно отсталых детей уже три года как не складывается – с тех пор, как стал ребром имущественный вопрос.
Кстати, за последние десятилетия при возврате церкви ее исконных территорий и в Украине, и в России возникло немало примеров, когда на возвращенных площадях продолжают находиться светские учреждения – музеи, больницы, органы власти и даже общежития. Их церковь уже в координации с властью постепенно отселяют. Кстати, в том же новомосковском монастыре, по-моему, лет 5-6 при его возрождении находился интернат для девочек. Конечно же, такое соседство было не в радость ни тем, ни другим...
На такую перспективу в школе-интернате реагируют обостренно. Директор этого учреждения Ольга Анатольевна Шум и ее заместитель по учебно-воспитательной работе Елена Викторовна Сухих пытаются меня убедить в том, что альтернативы интернату в нынешнем статусе для больных детишек – нет. Экскурсия (несмотря на отсутствие детей, отправленных на карантин) получается впечатляющей. Каждый класс, коррекционный блок, кабинеты психологической разгрузки, компьютерный, логопедический – как уютные семейные комнаты с игрушками, аквариумами. Все здесь пронизано теплом и любовью к детям.
- Весь наш коллектив отдает детям свои сердца, мы здесь живем и работаем как единая семья, которую нельзя разрывать и в которой дети успешно готовятся к взрослой жизни, - единодушно говорят педагоги и воспитатели интерната Инна Миколаенко, Валерия Царейкина, Тамара Половинко, Алена Сытник, Ирина Зибер. - Оцените сами, какие великолепные картины создают наши воспитанники, с каким вдохновением участвуют в спортивных, творческих конкурсах!
Как по-мирному «разрулить» эту ситуацию, педколлектив интерната не представляет. Выселиться куда-то – нереально. В один из пустующих детсадов города интернат не втиснется, а о постройке нового комплекса нечего было и думать даже в докризисные времена. Еще менее реальным видят педагоги вариант перехода под патронат церкви. Она отделена от государства и даже теоретически не может быть «опекуном» такого учреждения. Как к этому отнесется власть, родители детей, исповедующие разные веры? Да и если создать на базе интерната церковный приют для девочек-сирот (а таковых, без родителей и опекунов, здесь единицы), то куда девать половину контингента, мальчиков?
- На основании Указа Президента страны от 22.06.1994 г. «О возврате церковным организациям культового имущества» и решения Днепропетровского облсовета №100-10/22 от 18.11.1997 г. мы в течение двух лет освободили нынешнюю территорию монастыря, - добавляет Ольга Шум. - Причем, оставили монастырю строения и оборудование, созданные в советское время. С епархией была договоренность, что после этого никто ни к кому претензий не имеет. После этого мы совершенно мирно, по-дружески соседствовали с обителью. Лично у меня нормальные отношения были и с прежней игуменьей Мариной, и с нынешней. Мы, поверьте, не хотим конфликтовать с церковью. Но в ситуации, когда мы являемся областным коммунальным учреждением, нам выдан акт на бессрочное пользование городской землей, и внезапно стали третьим лицом по этому иску (ответчик – Фонд госимущества), взаимовыгодного выхода из такой ситуации совершенно не видим.
В общем, кругом одни вопросы, на которые нет готовых ответов.
На мой же взгляд, противоречий и проблем могло бы быть гораздо меньше, если бы упомянутое решение облсовета не было столь расплывчатым. В нем сказано о необходимости поэтапно возвратить Свято-Тихвинскому монастырю его строения и территорию. Но ни одной строкой не конкретизируются ни одно, ни второе. Понимай, как хочешь – вплоть до того, что монастырь имеет право претендовать на свою бывшую территорию аж до стадиона «Метеор».
Увы, теперь разобраться в этих коллизиях без помощи суда, похоже, невозможно. Вот только бы в итоге судебное решение не сделало смертельными врагами тех, кому положено сеять доброе, умное и вечное – монахинь и педагогов.
Автор: Константин Шруб
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |