Что сегодня известно непосвященному человеку об экспертах-криминалистах? О них снимают кино, они ищут улики и помогают в раскрытии преступлений…Но насколько похожа работа реальных экспертов на действия «киношных спецов»? Как стать экспертом-криминалистом и почему некоторые исследования могут длиться месяцами?
Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, мы встретились с директором Днепропетровского научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра (НИЭКЦ) МВД Украины Владимиром Коротаевым.
- Верно ли, что НИЭКЦ — это и есть те самые эксперты, которые приезжают на места происшествий, преступлений и впоследствии занимаются сбором и исследованием улик?
- И да, и нет. До 2015 года, то есть до реформы, осмотром мест происшествий занимались только эксперты Экспертной службы системы МВД. После того, как в 2015 году прошла реформа, в состав следственных подразделений были введены должности инспекторов-криминалистов. На сегодняшний день они выезжают на места происшествий, осуществляют осмотр и фиксацию следов, которые они там находят.
Мы же, специалисты Экспертной службы, выезжаем на определенную категорию преступлений, которая связана с применением огнестрельного оружия. Также мы выезжаем на серьезные пожары, серьезные дорожно-транспортные происшествия, где больше 2 погибших.
- Какими именно исследованиями сегодня занимаются эксперты?
- На сегодняшний день мы можем проводить исследования и выдавать заключения по 22 видам судебных экспертиз. Они в свою очередь делятся на 56 экспертных специальностей. Но в целом есть традиционные криминалистические исследования, куда входят дактилоскопия, баллистика, техническое исследование документов, почерка, трассологические исследования.
Есть виды инженерно-транспортных экспертиз. Сюда относятся экспертизы, которые проводятся по факту дорожно-транспортных происшествий. Есть экономические экспертизы, проводится исследование документов бухгалтерского, налогового учета и отчетности, исследование документов об экономической деятельности предприятия, товароведческая и строительные экспертизы.
Еще одно серьезное направление нашей работы — это исследование наркотических веществ, психотропных средств, их аналогов и прекурсоров, то есть веществ, запрещенных к обороту. Кроме этого, есть целое направление физико-химических исследований, объектами которого являются взрывчатые вещества, продукты взрыва и выстрела, лакокрасочные материалы и покрытия, полимерные материалы и изделия из них, волокнистые материалы и изделия из них, нефтепродукты и горюче-смазочные материалы, спиртосодержащие смеси, специальные химические вещества,
- Какие самые "популярные" виды исследований?
- Если все виды экспертиз принять за 100%, то 30% - это криминалистика, 30% - наркотики, 40% - инженерные, строительные и прочие виды исследований.
- Кого сегодня больше в экспертной среде: парней или девушек?
- Есть специальности, которые априори предназначены для мужчин. Это тяжелые специальности, которые связаны с огнестрельным оружием, исследованием взрывчатки, транспортных средств, где прямо необходима мужская сила.
А есть специальности, которые больше подходят женщинам. Это экономика, химия, дактилоскопия, трасология, почерк. В целом, в процентном соотношении, каждый третий наш сотрудник — женщина.
- Как люди вливаются в такую работу? Насколько я понимаю в обязанности экспертов входит не всегда приятная работа, как, допустим, исследование окровавленного оружия.
- Конечно, есть профессиональный отбор в этом направлении. Как втягиваются… У нас работают обыкновенные люди, такие же как и в других специальностях. Давайте посмотрим на такую специальность, как эксперт-патологоанатом. Тоже неприятная работа, но она очень нужна.
Да, приходится работать с разным. Да, приходится видеть смерть, не всегда свежую смерть. Я, например, помню свой первый случай в экспертной практике, когда пришлось дактилоскопировать (снимать отпечатки пальцев, - ред.) убиенного. Это было непросто, но у меня был серьезный наставник. И на моей памяти не было кого-то, кто ушел бы из практики из этих побуждений.
- Откуда приходят люди? Где сегодня учат будущих экспертов?
- Мы подбираем специалистов по направлениям. Если это, например, криминалист, то должен быть человек с юридическим образованием. Если это эксперт-химик, то это, соответственно, человек, имеющий химико-технологическое образование либо же медицинское или биологическое. Это специальные знания, к которым мы добавляем еще юридические знания. После прохождения подготовки эксперт сдает экзамен, получает допуск и становится аттестованным судебным экспертом. Это значит, что его вносят в реестр судебных экспертов и он имеет право на самостоятельную экспертизу.
- Может ли прийти на работу человек, который не имеет специального образования, но горит желанием работать именно в этом направлении?
- Без образования он может пойти учиться в Национальную академию внутренних дел Украины. Там есть специальность "Судебная экспертиза". Там он может пройти обучение, стать магистром судебной экспертизы, после чего получить специальность.
- Какая роль НИЭКЦ в расследовании ДТП? Чем именно вы занимаетесь в этом секторе?
- Расследованием ДТП занимаются органы досудебного расследования. Мы же по их заданию производим судебную автотехническую экспертизу, цель которой — определить правильность действий водителя и соответствие его действий Правилам дорожного движения.
Кроме того, мы определяем скорость движения транспортного средства, его техническую исправность, взаимное расположение транспортных средств в момент ДТП. Мы выявляем, произошло ли ДТП в результате технической неисправности или это было выдумано водителем.
-Насколько в такой работе велик человеческий фактор? Иными словами может ли заключение иметь некоторую неточность в связи с неким субъективным восприятием ситуации тем или иным экспертом?
- У эксперта не может быть субъективного восприятия. Он использует те исходные данные, которые указывают ему органы досудебного расследования. И если этих данных недостаточно для оценки ситуации и проведения экспертизы, ее делать не будут. Эксперт даст уведомление о том, что провести экспертизу невозможно. Субъективный фактор исключен. Эксперт несет уголовную ответственность за дачу заключения, он отвечает за него и защищает его в суде.
- Правда ли, что в НИЭКЦ могут обращаться не только юридические лица или люди по итогам решения суда, но и просто физлица за получением перечня услуг?
- Конечно, есть соответствующее постановление Кабинета министров Украины, которое обязывает нас делать экспертные исследования по заявлениям граждан. Есть достаточно широкий перечень таких услуг, начиная от криминалистических, заканчивая техническими и специальными. Единственное, что данный вид услуг — платный в зависимости от сложности и вида услуги.
- Заключения, которые граждане получают на руки, котируются во всех инстанциях?
- Скажу больше. Сегодня 9 наших направлений экспертной деятельности аккредитованы Национальным агентством аккредитации Украины на соответствие международному стандарту ISO/IEC-17025. Заключения по таким направлениям могут признаваться в разных странах.
Это криминалистика, исследования специальных химических веществ и исследование технического состояния транспортных средств.
- С учетом конфликта на Донбассе, насколько часто сегодня приходится работать со взрывчаткой?
- Очень часто. Ежедневно. Если сравнивать с 2013 годом, у нас втрое увеличился поток и оборот взрывчатых веществ. В основном это боеприпасы, а самодельные устройства — это единичные случаи.
- Что именно вы исследуете, когда к вам попадает на стол (процитирую формулировки МВД) "предмет похожий на гранату"?
- Во-первых, мы исследуем что это: какое вещество находится внутри и является ли оно взрывчатым. Если эксперты определяют, что это взрывчатое вещество, то дальше мы исследуем что именно это за вещество. Потом работают взрывотехники, которые определяют, является ли это самодельным устройством, либо же промышленным образцом.
- Поговорим о документах. Вы сказали, что проводите почерковедческие экспертизы. Бывали ли в вашей практики случаи выявления поддельных завещаний или других важных бумаг?
- Конечно были. Для этого и проводится экспертиза, чтобы понять кем из круга людей оставлена подпись на документе. Есть сложности с предоставлением образцов почерка людей, на которых мы должны обратить внимание во время экспертизы. Например, если завещание составлено 10-15 лет назад, то может возникнуть сложность именно с получением образца.
- А что вы скажете о таком неприятном "документе", как предсмертная записка? Ведь бывают случаи имитации самоубийства и, соответственно, предсмертной записки.
- Это, наверное, самая простая работа. Ведь событие свежее, почерк тоже свежий. Если человек, который решил уйти из жизни, пишет предсмертную записку, то это происходит недавно.
- Работает ли НИЭКЦ с ДНК?
- На сегодняшний день мы работаем с ДНК только в плане забора материала, после чего мы отправляем материал в лаборатории. Пока у нас нет ДНК-лаборатории, но она строится. Два года назад облгосадминистрацией и областным советом было принято решение о том, чтобы была создана лаборатория ДНК-анализа на базе Днепропетровского НИЭКЦ. В настоящее время идет процесс строительства, и мы надеемся, что в этом году его закончат, но пока он не в полном объеме профинансирован областным советом.
- А что за лаборатории, в которые вы отправляете собранный ДНК-материал?
- Это лаборатории наших центров, всего их 9 в Украине. Ближайшая к Днепру находится в Запорожье.
- Работа экспертов стала основой для сюжетов детективных фильмов и сериалов ближнего и дальнего зарубежья. Насколько в действительности работа эксперта отличается от киносюжетов?
- Абсолютно не похоже. Кино – это кино, а работа эксперта — это кропотливый труд. Поэтому отличия очень сильные.
- Чем отличается? Больше бумажной работы или сидения в офисе?
- Больше процесса исследования. Ведь как строится сюжет в фильмах? Пришли, увидели и тут же сделали вывод, преступление раскрыто. В жизни все совсем по-другому. Работа эксперта и исследование вещественных доказательств может длиться не один день. Некоторые экспертизы могут идти месяцами и это связано со сложностью и кропотливостью работы, затребованием образцов. Это очень тщательный процесс.
- Какую экспертизу можно проводить несколько месяцев?
- Если взять криминалистические экспертизы, то дольше всего проводятся исследования почерка. Сложно исследовать графологию. И если речь идет о большом объеме работы, это занимает длительное время.
Аналогично с исследованием наркотиков. Если имеем сложное вещество, с ним достаточно сложно работать газовому хроматографу и зачастую могут требоваться дополнительные стандартные образцы для того чтобы понять, что же это за вещество.
Также длительно могут вестись экспертизы после дорожно-транспортных происшествий там, где необходимо установить техническое состояние транспортного средства. Если, например, подозревается брак завода-изготовителя, то может потребоваться экспертиза металлов и сплавов, что занимает большой объем времени.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |