Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пт, 29 марта 2024
01:04

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Житель Днепра собрал уникальную коллекцию елочных игрушек

Житель Днепра собрал уникальную коллекцию елочных игрушек
Александр Карпов

В коллекции Александра Карпова – 1200 елочных украшений и игрушек начала и середины ХХ-го века.

…С этим удивительным человеком, живым хранителем и собирателем истории нашего города и страны в целом, я знаком не один год. Но не устаю удивляться его многогранности, интеллигентности, глубине интеллекта и кипучей энергии. История, наше общее прошлое его интересует, пожалуй, во всех его проявлениях – начиная от архитектуры и до тех же новогодних игрушек.

О некоторых гранях интереса Александра Георгиевича к прошлому Городской сайт уже рассказывал. О его удивительном собрании старинных утюгов.

Также мы писали о его интересе к старинным люкам города.

Об изданной в его соавторстве книге «Фантомы города Д».

О его собрании старинных часов.

А тема нашей нынешней беседы целиком соответствует сегодняшнему празднику – Дню Святого Николая. С этим святым издавна ассоциируются приближающийся Новый год, запах праздничной елки, которую, конечно же, принято наряжать игрушками. Старинные елочные украшения и игрушки тоже стали темой коллекционирования Александра Карпова.

Особенно подчеркну: в сфере его интересов – только старые игрушки выпуска до 1961 года. Эта дата стала не только годом проведения денежной реформы в СССР, но и, как считает мой собеседник, во многом поворотным моментом в облике новогодних украшений. Страна окончательно перешла на штамповку типовых игрушек миллионными тиражами…

Старинные елочные игрушки Александр Карпов коллекционирует всего три года. Но даже за столь короткое время ему удалось собрать поистине удивительную коллекцию примерно в 1200 экземпляров.

В эксклюзивном интервью Городскому сайту Александр Георгиевич раскрыл секреты своего коллекционирования и истории новогодних украшений.

- Темой моей коллекции в этой сфере являются советские игрушки – с акцентом на 1950-61 года, это эпоха моего детства, с которым как раз и связаны самые светлые новогодние воспоминания, - рассказывает Александр Карпов. – Как раз этому периоду присуще наибольшее разнообразие, уникальные формы новогодних игрушек. Всего за три года удалось собрать около 1200 различных игрушек. Из них – примерно 200 картонажных игрушек, о которых мы подробнее поговорим далее. Среди них – две редчайшие игрушки революционной поры и 4 – довоенные. Также в коллекции – около тысячи стеклянных игрушек, примерно 100 из них посвящены образам сказочных героев, что тоже представляет собой отдельное направление этой темы коллекционирования.

- Что стало основой коллекции? Как вы пополняете это собрание игрушек?

- Основой стали семейные игрушки, оставшиеся с прежних времен. А дальше пошла активная работа в этом направлении. Регулярно посещаю «блошиные рынки» практически во всех регионах Украины, кроме временно оккупированных. Почти во всех областях страны у меня есть помощники-поставщики – собиратели, старьевщики, которые мониторят ситуацию на тех же «блошиных рынках» и информируют о необычных поступлениях. 3-4 раза в году бываю в Киеве на Всеукраинском слете антикваров и любителей старины, который проводится ежемесячно. И, разумеется, масса тематических сайтов…

- Простите за нескромность, а сколько может стоить раритетная елочная игрушка? Какой экземпляр вашей коллекции – самый дорогой?

- Стоимость редкой игрушки может доходить до 50 тысяч гривен. Но я в таком сегменте цен экземпляры не приобретаю. Это и неоправданно дорого, и очень рискованно. При пересылке почтой такой бесценный раритет может повредиться. Большинство моих экземпляров приобретены за адекватную цену – до 300-400 гривен.

- Может, в будущем у горожан есть шанс увидеть вашу коллекцию?

- Это коллекционирование – все-таки узкопрофильное. В отдельном формате коллекцию трудно экспонировать. Если речь идет о старинных стеклянных игрушках, то их куда-то перевозить для выставки – немыслимо. Даже в руки лишний раз стараюсь эти игрушки не брать – запросто может фрагмент старой краски отстать. Очень хрупкий материал… Если же говорить о картонажных игрушках, то, возможно, частью своей коллекции я бы дополнил тематическую выставку, если таковую кто-то возьмется организовать.

- Надеюсь все-таки увидеть ваши раритеты в открытом доступе… А теперь давайте предметней поговорим о самих игрушках. Какие виды игрушек вообще существуют?

- Украшение елки - это старинный обычай, носивший в отдаленные времена характер религиозного обряда. А елочные украшения - это главным образом игрушки, предназначенные специально для украшения праздничной елки. Это большой, красивый и сложный мир.

Рождественская (а с 1936-го года - Новогодняя) елка пришла к нам из Германии, а вместе с ней и некоторые елочные украшения. По исходному сырью и технологии они по сей день делятся на такие основные группы:

Из стекла
Из ваты
Из папье-маше
Из картона (картонные штампованные и клееные) – так называемый «картонаж»
Из мишуры и фольги

Из «плющенки» (тонкая медная, посеребренная по меди или латунная проволока, расплющенная в плоскую ленту. Отсюда и её название).

Из канители (в том числе так называемые «монтажные», изготовленные методом сборки стеклянных трубочек и бусинок с помощью проволоки. Технология изготовления монтажных елочных игрушек пришла к нам из Богемии, где появилась в конце 19-ого века).

В более позднее время в эпоху «большой химии» в СССР к ним добавились объемные и плоские украшения из цветной пластмассы (своего рода «пластмассовый картонаж»).

- Какие игрушки были самые старые?

- Так как изделия стеклодувов изначально стоили очень дорого, для украшения елки первоначально выпускались в основном игрушки по доступной цене, сделанные из ваты и прессованного картона (однослойного, либо многослойного) – так называемый «картонаж» с популярными изображениями религиозных сюжетов и персонажей, а также зверей, рыб, птиц, сказочных героев, звезд, фруктов, овощей и другого.

Позднее запрещенные библейские сюжеты были заменены советской (звезды с «молоткасто-серпастым») и индустриальной (паровозы, автомобили, ракеты, дирижабли, парашюты и так далее) символикой.

- Особая часть вашей коллекции – картонажные игрушки. Как вообще появилось это необычное название?

- Вообще «картонажами» называют любые и самые разные изделия из картона. Некоторые словари уточняют, что слово «картон» (от франц. «carton», от итал. «сartone» - бумага) можно трактовать как «толстая бумага», а «картонаж» - как совокупность клееных изделий из бумаги и картона небольшого размера, но все равно разного назначения.

За ёлочными игрушками из прессованного картона (в том числе, выпускавшимися некогда в СССР), исторически закрепилось название «Дрезденский картонаж». Это не правильное определение. Картонное дело - это часть типографского производства. Оно было развито в Германии с давних лет (Иоганн Гуттенберг из Майнца - изобретатель первого печатного станка, Алоиз Зенефельдер из Праги - изобретатель литографии в Мюнхене).

Первые елочные «картонажи» в виде затейливых тисненых фигурок, склеенных из двух половинок выпуклого и тонированного краской (в том числе - золотой или серебряной) картона, появились в Германии на рубеже XIX-XX веков. Примерно в 1870-е годы началось промышленное производство «картонажей» - практически одновременно в Дрездене, Берлине, Лейпциге и в других городах Германии. Но так как впервые игрушки из тонкого рельефного картона начали производить все же в Дрездене и его окрестностях, такие елочные игрушки назывались и по-прежнему называются «DresdеnerPappe»- «Дрезденский картон». Так возник термин «дрезденский картонаж» как обобщающее понятие о ярких (цветных) объемных елочных украшениях из бумаги и картона, изготовленных методом фигурной вырубки с одновременным фактурным (рельефным) декорированием поверхности изделия и его богатой цветовой раскраской (методом хромолитографии). «Картонажи» немецкого производства отличали добротность и обращение к Рождественским и любимым бытовым мотивам типа: толстые свинки, коровки, колбасы и окорока, инструменты, часы, музыкальные инструменты, мебель и бутылки, собачки и многое другое.

- Но картонные игрушки – не очень долговечны?

- Сложный технологический процесс изготовления обеспечивал им надежность и долгую жизнь! Примерный перечень операций по изготовлению включал:

цветную печать фрагментов картонажа (картонного листа-заготовки),
сложное тиснение рисунка (по цвету) в прессах при помощи нагретых инструментов,
вырубку (высечку),
сборку (монтаж) изделия (обычно склейка светлым столярным клеем),
упаковку.

Для получения сильновыпуклых элементов перед тиснением бумагу или картон увлажняли теплым паром, бумага становилась более пластичной и не рвалась при сильном давлении штампа. Для подвески на ёлку в игрушку обязательно вклеивалась небольшая петелька из плотных цветных ниток. 

Для окраски штампованного картонажа употреблялись анилиновые порошковые краски, растворённые в спиртовых лаках или нитролаках. Окраска производилась накаткой рисунка, либо распылителем, а потом некоторые детали подрисовывались вручную (глаза, плавники, рты и прочее).

Продавались эти фигурки либо в готовом виде, либо, реже, в виде листов с вытисненными деталями, которые надо было самостоятельно выдавить, вырезать и склеить.

- Картонажные игрушки разделяются по своим периодам, видам?

- Различают следующую условную периодизацию производства подлинного немецкого «Дрезденского картонажа». Она, плавно затухая по спросу и моде, состоит из трех частей (периодов):

Первый, первоначальный период – игрушки изготовления примерно 1860-1890-х годов. Это изделия многоэлементные со сложносоставными сюжетами (иногда - целые сценки), максимально объемные, пропорциональные реально существующим объектам. Такие экземпляры крайне дорогие! Такие игрушки делались двумя штампами, потом монтировались из нескольких (встречаются до восьми) отдельно отштампованных частей. Имели сложный, близкий к натуральному окрас, глаза были из двухцветного стекла. Присутствовали игрушки, сделанные двумя штампами, где лицевая и оборотная сторона были разными. По сути, это были изящные миниатюры, выполненные в духе бумажной скульптуры:







Иногда игрушки выполнялись с коробочкой, либо холстяным мешочком для сувенира – так называемый «Дрезденский картонаж-бомбоньерка» (от фр. «bonbon» - конфета, от фр. «bonbonnière»- конфетница):





Второй период таких игрушек охватывал примерно 1890-1910-е г.г. Сохраняя основные достоинства первого периода картонные украшения стали менее сложные, полуобъемные, с уменьшенным числом элементов, менее трудоемкие в изготовлении и значительно дешевле:










Особенно привлекательной в этот период была разновидность «Dresdеner Pappe» - так называемые «Pappschmuck», что можно перевести как «картонные украшения» («ювелирные изделия») благодаря серебряному или золотому покрытию:




Этот эффект достигался методом ламинирования картона металлической фольгой. То есть, для придания игрушкам более нарядного вида картонные листы перед пуском в производство оклеивались алюминиевой или бронзовой поталевой бумагой. Казалось, что эти елочные игрушки сделаны из металла. Но это была все лишь имитация.

И, наконец, третий период охватывал примерно 1910-1930-е годы, сложные в историческом и экономическом плане. Немецкие изготовители окончательно упростили «картонаж» до одного сюжета, сделали его почти плоским, низкорельефным, состоящим из двух частей. Монохромным из цветного (без полиграфии рисунка) картона, либо просто картона телесного цвета. Причины такого упрощения, думаю, понятны всем… Преобладают в этом периоде игрушки в технике «Pappschmuck»:










- Именно немецкие образцы стали примером для выпуска первых елочных игрушек Российской империи?

- Да. Расцвет немецкой картонной елочной игрушки пришелся в первом периоде (считается, что на 1880-ый год). Во втором периоде начался массовый промышленный выпуск уже менее дорогого «картонажа» большими партиями. Новинка стремительно вошла в моду, начала завоевывать Европу, «пересекла» границу Российской империи. Ее популярность сохранялась и в начале 20-ого века. Жители дореволюционной России определенного достатка имели возможность купить подлинный «Дрезденский картонаж» в крупных городах или заказать оригиналы по каталогам к Рождеству по почте. А потом… А потом повышенный спрос определил предложение, такое елочное украшение стало образцом для подражания, и российские предприниматели освоили собственный выпуск «картонажа». Появился «Эталонный дрезденский картонаж»


Отечественными производителями в России обычно выступали небольшие, иногда полукустарные типографии, переплетные мастерские, где было налажено литографское дело. А также артели и фирмы, занимающиеся полиграфией, изготовлением бумажных коробок для кондитерской продукции, игрушек для детей. Из всего разнообразия картонажа постепенно были собраны наиболее подходящие для копирования эталоны и популярные сюжеты, требующие для формовки и высечки не сложные пресса и штампы. По сути дела, это была российская адаптированная версия второго периода истории «Дрезденского картонажа». Двусторонние картонки воспроизводились в русских типографиях в точном размере и композиции и были почти неотличимы от немецких. Однако 100% сходства не достигалось, так как имело место большое количество упрощений и отклонений от эталона. Кроме того, за счет выпуска малыми партиями в разных артелях «одинаковые сюжеты» существенно отличались между собой.

Поэтому, не смотря на достаточно успешную конкуренцию с оригинальными «картонажами» из Германии, последние считались все же более интересными, изящными, добротными и имели несоизмеримо больше сюжетов: музыкальные инструменты, кареты, пароходы, самолеты, локомотивы, автомобили, часы, трубочисты, ордена, подковы, корзины с цветами, торжественные венки, цифры, дирижабли, воздушные шары, зверюшки и прочее.

Первая Мировая война вопрос конкуренции окончательно сняла. Экспорт «картонажа» из Германии был полностью прекращен. С этого времени «пути» немецкого и российского (а потом и его «правопреемника» - советского) «картонажа» окончательно расходятся.

- В вашей коллекции есть игрушки революционных лет. Неужели тогда было до такого производства?

- Это действительно редчайшие экземпляры! Ведь в годы революции и после нее производство елочных игрушек резко и практически полностью сошло на нет. А к 1929-ому году, после запрета празднования в СССР Рождества, вообще было прекращено на 10 лет. Елка была объявлена вне закона, так как этот обычай был признан буржуазным и антисоветским.

Но в канун 1936 года, после знаменитой статьи первого секретаря Московского обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» (газета «Правда» от 28.12.1935 г.), было принято решение о возобновлении празднования Нового года. Тогда же «вернули» и елку, но уже не Рождественскую, а Новогоднюю. Советскую.

На руках у населения, конечно же, сохранился дореволюционный «картонаж», но по сюжету («Младенец Иисус», «Ангелочки», «Херувимы», «Серафимы», «Библейские звезды» и тому подобное) он уже не соответствовал принятой марксистско-ленинской идеологии. Тогда артели по производству елочных украшений вновь заработали в полную силу.

- Первые советские новогодние украшения – особенно интересны! Какими были они?

- С 1938 года первыми изготовителями «картонажа» в СССР стали предприятия в Москве (среди них были «Фабрика настольных игр и елочных украшений Краснопресненского райпромтреста», артель «Елочные игрушки», артель «Кооперигрушка») и Ленинграде (артель «Советский картонажник»,артель «Промполиграф» и другие). Позже появились артели в других городах: артель «Картонажник» (г. Новосибирск), артель «Детская игрушка» (г. Горький). До начала ВОВ эти предприятия и артели работали в традиции «Псевдодрезденского картонажа» на сохранившемся оборудовании и пресс-формах:

из коллекции автора
из коллекции автора

- Наверняка новое поколение картонных елочных игрушек разительно отличалось от старого?

- Естественно! До революции акцент делался на библейские сюжеты, теперь же на смену ангелам пришли бодрые красноармейцы, свинарки, домашние животные, различные виды парусников. Одной из самых популярных была тема цирка. Поэтому елки советских детей украшали клоуны, акробаты, всевозможные лошадки, цирковой слон с мячом, играющая на барабане обезьяна, нарядные собачки, попугаи, заяц с футбольным мячом и т.д.

В сюжетах появился политический мотив: элементы пафоса, патриотизма, эмблематики и символики (cерп и молот на пятиконечной звезде как официальный символ Красной Армии, эмблема на головном уборе, пряжке ремня и пуговицах).

Стремительное развитие страны отражали картонные дирижабли с красными звездами, автомобили, парашютисты, а позднее спутники, ракеты и космонавты. Иногда сюжет дополнялся словами, написанными очень мелкими и практически нечитаемыми уже с небольшого расстояния буквами. Так, на паровозе было написано слово «Сталин», на дирижабле - «ОСОАВИАХИМ СССР».

Сюжетно откорректированная технология «Эталонного дрезденского картонажа» в СССР продержалась крайне недолго, с 1938-ого по 1941-ый год. В условиях массового производства она постоянно претерпевала упрощения, быстро деградировала. С уменьшением «объема» изделия до плоского, раскраска становилась все менее интенсивной, упрощенной, условной и не натуральной. Сделанные из кремовой бумаги, «картонажи» стали раскрашиваться механически, порой в один-два тона.

- Наверное, в годы Второй мировой войны было не до игрушек. А как обстояло дело с ними после войны?

- Действительно, изготовление «картонажа» было прервано войной, и после ее окончания изготовление картонных елочных украшений возродилось уже в виде, как я называю, «Псевдодрезденского картонажа». А вообще эти игрушки называют «Советские блестящие картонки»:

из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора
из коллекции автора

Концепцией продукции послужили принципы третьего периода истории подлинного «Дрезденского картонажа»: максимальная простота и дешевизна. «Pappschmuck» послужил прообразом советского «картонажа» всех последующих лет. В СССР популярность «картонажа» была высокой и в 1960-е, и в 70-е годы. А по некоторым данным, последние картонные игрушки, как я назвал это направление, «Деградированного дрезденского картонажа» наряду с совершенно уродливыми и примитивными игрушками из пластика выпускались вплоть до середины 1980-х годов.

- Зато в этот период в игрушках наверняка появилось много новых образов и сюжетов…

Да, основная декоративная функция украшений из бумаги и картона была вытеснена информационно-познавательной. В сюжетах стали активно применяться русская народная сказка, басни, произведения для детей: Емеля и щука, Иван-царевич на коне, Лиса и колобок, Сорока, Дед, который пытается вытащить репку, Алёнушка и братец Иванушка, Рыбак и золотая рыбка, Мышка в платье, говорящий по телефону Крокодил, известный Квартет и прочие. Но самый массовый выпуск «картонажей» коснулся темы животного мира. Это были всевозможные «серебряные» и «золотые» птички (лебеди, курочки, петушки, попугаи, тетерев, синички, пеликан), рыбки и бабочки самых разных видов, муха, крокодил, страус, кенгуру, лягушка, ежик, белочка, ягненок, ослик, черепаха, ракушка, морской конек…

В период «Псевдодрезденского картонажа» в СССР игрушки из картона сложной формы уже не делали. Производили почти плоские фигурки, но всё равно симпатичные и очень доступные. «Картонажи» продавались в двух видах: готовой игрушки и набора для творчества. Стоили они доступно- 40 копеек, самые дорогие около 1руб. 20 копеек (до денежной реформы 1961 г.). Их высылали листами с вытисненными деталями, которые предстояло самостоятельно выдавить-вырезать, склеить в объемные фигурки и вставить петельку. Готовые украшения продавались в магазинах «Культтовары» россыпью, т.е. покупатель разглядывал образцы на подносе и выбирал желаемое. До 1961-ого года 1 штука стоила 10 копеек, после 1961-ого и до 80-х - всего1 копейка. Это были самые дешевые украшения.

- Наверное, в 1980-е такие игрушки вообще стали примитивными и исчезли?

- Лозунг социалистического хозяйствования: «Побольше товаров! Пусть и плохих, но разных!» неуклонно вел к неизбежной деградации картонного украшения. В итоге «картонаж» из изящных миниатюр, маленьких произведений искусства переродился в дешевый китч. В последний период производства елочного картонажа в СССР (1980-1985) картонка уже состояла только из одного элемента, без склейки. Печаталась она одним штампом, была без нитки:


из коллекции автора
из коллекции автора

Ассортимент сузился до минимума. Украшения (если их так можно назвать) продавали в комплекте в картонной коробке. Они заметно отличаются от предыдущих своим примитивизмом, грубыми чертами. Прокалывались иголкой покупателем.

Как и многое остальное, «Дрезденский картонаж» в любых его проявлениях является предметом коллекционирования, так как это - миниатюрные памятники ушедшего времени, артефакты культуры повседневности. Маленькие «вещи в себе», хранящие тепло рук их создателей. Предметы, бережно сохраняемые несколькими поколениями как память о навсегда ушедшей прошлой жизни, веры в чудеса рождественской сказки. Они трогательно красивы.

- От всей души желаю вам пополнения этой удивительной коллекции!

… На этом данную тему ни в коем случае нельзя считать исчерпанной. Через год мы планируем продолжить беседу с Александром Карповым – о его новых раритетах и об еще одном направлении таких украшений - формовых елочных игрушках.

Фото – из коллекции и из архива Александра Карпова

Gorod.dp.ua на Facebook.


Алексей  (12.03.20 13:15): Вопрос автору. Возможно ли связаться с героем статьи, есть небольшая интересующая проблемка относительно клейм литейных заводов и относится к раннему материалу про люки. Мейл для связи: [email protected]
Благодарю.
Ответить | С цитатой
Petro.  (30.12.19 14:23): Udivitelinii chelovek.Zdorovija i uspexov. Ответить | С цитатой
Алло  (20.12.19 00:35): А почему фотка из Риги? Ответить | С цитатой
Марина  (19.12.19 20:23): Спасибо колекционеру и автору. Очень познавательная статья. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте