|«« | «« | »» | »»| |
Сегодня, 25 октября, Днепр отмечает 76-ю годовщину освобождения от фашистских захватчиков.
Ко Дню освобождения города мы традиционно обращаемся к темам военного плана. И сегодня мы предлагаем вспомнить историю эвакуации предприятий и учреждений культуры Днепропетровска в 1941-1943 годах. Эта тема звучала в советский период, но не была на переднем плане. Она относительно мало исследована. Очень скупая информация об этом распылена по изданиям советского времени. А в сети Интернет информации по эвакуации вообще практически нет. Поэтому сегодня мы попробуем хотя бы частично восполнить этот исторический пробел и расскажем несколько историй эвакуации.
Когда и как началась эвакуация днепропетровских предприятий вглубь страны? На что обращали главное внимание? Какие предприятия эвакуировали в первую очередь? Куда, в какие города отправились мощности и кадры наших основных заводов? Как пережили эвакуацию днепропетровские театры?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«22 июня 1941 года началось нападение Германии на Советский Союз, - рассказывает Максим Кавун. - Паники в Днепропетровске не было. Благодаря пропаганде, люди были убеждены в том, что разгром фашистов – дело нескольких недель… Проводилась организованная мобилизация в Красную Армию, концентрация на месте сил для отпора немецким войскам.
Предприятия первые недели работали в чрезвычайном режиме. Рабочие передавали в фонд обороны денежные сбережения, облигации займов, драгоценности. Например, 25 июля, в выходной день, 3-я бригада механического цеха завода имени Ленина работала в полном составе и передала затем все заработанные средства для нужд фронта.
Однодневный заработок перечислил в фонд обороны коллектив Нижнеднепровского лакокрасочного завода и трудящиеся железнодорожного участка. Изобретатели завода имени Ленина предложили «почин» - отдать в фонд обороны премии за внедрение в производство изобретений. Этот «почин» поддержали и на других предприятиях. Всего за месяц, к 20 июля 1941 года в Госбанк поступило от трудящихся города более 500.000 рублей.
Крупнейшие предприятия города даже взяли шефство над полками 230-й стрелковой дивизии, сформированной в основном из жителей Днепропетровска.
В первые же дни войны предприятия города стали выпускать продукцию для нужд фронта. Например, завод имени Ленина изготавливал трубы для различных вооружений; завод имени Петровского увеличил выпуск металла и проката, завод металлоконструкций имени Молотова (затем имени Бабушкина) изготавливал фермы, понтоны и другие конструкции для возведения мостов и переправ.
Поскольку многие квалифицированные рабочие ушли на фронт, их место занимали женщины. С 23 июня на заводе имени Ленина начало массовое поступление на работу домохозяек.
В ночь с 9 на 10 июля 1941 года немецкие самолеты впервые бомбили город. В связи с приблизившейся угрозой уже с первых дней августа власти развернули работу по эвакуации населения и основных предприятий и учреждений.
9 августа 1941 года отправили первые эшелоны с оборудованием двух крупнейших металлургических предприятий города – заводов имени Г.И. Петровского и В.И. Ленина. С завода имени Ленина отправилось 9 эшелонов, с завода имени Петровского – 18.
Куда отправлялись мощности заводов? На Урал и в Сибирь, в существующие аналогичные промышленные центры. В Магнитогорске, на базе оборудования завода имени Петровского был пущен новотокарный цех. Это было сделано за 30 суток! В обычных условиях на это требовалось не меньше 5 месяцев.
Цех тонкостенных труб завода имени Ленина разместили на Синарском трубном заводе. На это ушло три месяца. В начале сентября 1941 года туда прибыл последний вагон с оборудованием. А 24 декабря 1941 года цех тонкостенных труб вступил в строй на новом месте.
Многие рабочие и мощности машиностроительного завода имени К.Е. Ворошилова (затем комбайновый) были эвакуированы в город Орск. Через два месяца созданный на базе предприятия новый машиностроительный завод начал выпускать первую продукцию.
Общая тенденция была такова: мощности крупнейших предприятий Днепропетровска были перевезены по частям (обычно по цехам) на десятки предприятий Урала и Сибири. Они были смонтированы на новом месте и в кратчайшие сроки приступили к выпуску продукции.
Часть мощностей предприятий все же осталась на своих местах. До самого 25 августа 1941 года (день захвата правобережной части города) работала турбина завода имени Петровского, дававшая электроэнергию, рабочие ДЗМО выпускали огнеметы, ремонтировали танки. В основном остались ремонтные цеха предприятий.
Позже, во время немецкой оккупации предпринимались попытки «завести» крупные предприятия. Однако они не принесли весомых результатов....
Осенью 1943 года перед войсками Красной Армии предстал разрушенный город. Было разрушено большинство промышленных предприятий: заводы имени Петровского, имени Ленина, имени К. Либкнехта, имени Коминтерна, ДЗМО и другие. 21 августа 1943 года было издано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».
Основные усилия были сосредоточены на восстановлении объектов, которые можно было быстрее ввести в строй. Уже с 10 ноября 1943 года начал работать станкостроительный завод. Мостостроительный завод (далее завод металлоконструкций) начал выпускать продукцию в первой декаде ноября 1943 года. Завод Карла Либкнехта к 1 декабря 1944 года восстановил энергосиловое хозяйство, две паровые турбины, сталеплавильный и механический цеха и выдал для фронта 1516 тонн стали.
К 1 января 1945 года из 170 крупных предприятий, действовавших в городе Днепропетровске до войны, возобновили свою работу 158.
Завод одним из первых начал подготовку к эвакуации. 8 августа 1941 года завод остановился. Металлурги этого предприятия закозлили доменные и мартеновские печи, выведя их из строя. Продолжал работать только один агрегат – турбогенератор мощностью 6000 киловатт, потому что он обеспечивал водой и светом часть города.
На Восток были увезены все основные оснащение, запасы черных и цветных металлов. Каждый день несколько эшелонов уходили на Восток. 9 августа 1941 года ушел первый эшелон.
Эвакуацией руководил директор завода И.И. Коробов. После его отъезда – главный инженер Ф.Д. Воронов, начальники цехов. На посту оставался главный энергетик завода И.Я. Любарский. Он руководил отправкой 18-го, последнего, эшелона, и последней группы рабочих и инженеров.
Работы по отправке наиболее ценного оборудования были завершены за одну неделю! К 16 августа 1941 года на заводе не осталось почти ничего ценного. Ход демонтажа и эвакуации завода контролировали лично заместитель народного комиссара (читай министра) тяжелой промышленности С.И. Резников и первый секретарь обкома партии С.И. Задионченко.
К утру 24 августа 1941 года, все основные мероприятия были выполнены. Оперативная группа, после разрешения обкома партии, отправилась на Восток.
Куда увозилось имущество завода? Интересно, что мощности завода имени Петровского отправились на почти 20 производственных предприятий Урала и Сибири! Это заводы: Чусовский, Гурьевский, Орско-Халиловский, Златоустовский, Надеждинский, Новосибирский, Нижне-Салдинский, Алапаевский, Северский, Омутнинский, Лысьвенский. А также на Кузнецкий, Челябинский и Магнитогорский металлургические комбинаты.
Как известно, немцы пытались перезапустить «Петровку», но в итоге сумели запустить только… мармеладную фабрику.
К сожалению, 24 октября 1943 года, перед отступлением, немецкое командование приказало взорвать завод и привезло десятки подрывников. Были взорваны доменные и мартеновские печи, прокатные и другие цеха.
Завод имени Петровского возрождали первым после освобождения. 28 октября 1943 года, на третий день освобождения города, на заводе имени Петровского (директор И.И. Коробов) была пущена тепловая электростанция, которая обеспечила город тепловой энергией. А в целом завод восстановил основные мощности к концу 1944 года.
Это крупнейшее металлургическое предприятие было эвакуировано одним из первых. В июне 1941 года вместо мужчин, ушедших на фронт, пришли женщины.
Газета «Днепровская правда» от 27 июня 1941 года писала:
«Ежедневно группы домашних хозяек являются к начальнику отдела кадров Днепропетровского ордена Ленина завода им. Ленина и просят принять их вместо призванных в армию мужей».
В августе 1941 года началась эвакуация основных мощностей завода на Урал. Этими работами руководил прибывший специально из Москвы начальник «Главтрубостали», член Коллегии Наркомата (читай министерства) черной металлургии СССР Ю.Н. Кожевников. Как и в случае с заводом имени Петровского, работы велись такими гигантскими темпами, что завод был демонтирован и эвакуирован за 10 дней!
9 августа, спустя два дня после начала демонтажа, на Восток был отправлен первый эшелон с оборудованием и основными кадрами баллонного цеха. А 19 августа 1941 года уехал последний, девятый эшелон. Всего ушло свыше 600 вагонов с оборудованием, аппаратурой, инструментами. Вместе с семьями на Урал выехало 4000 работников завода.
Основные мощности приехали на Первоуральский Новотрубный завод. В здании одного из цехов и был смонтирован заново баллонный цех. Уже 23 сентября 1941 года цех дал первую продукцию. В октябре началась плановая отгрузка на фронт.
Оборудование цеха тонкостенных труб и стан №2 «Маннесман» также были вывезены в глубокий тыл. 21 декабря 1941 года цех тонкостенных труб вступил в строй на новом месте.
Завод в эвакуации не просто работал, а совершал настоящие трудовые подвиги. Хотя это советский идеологический термин, но здесь он полностью актуален. Группа ученых-термистов под руководством Ю.Н. Кожевникова в короткий срок решила вопрос с термической обработкой труб, идущих для производства оружия.
22 марта 1943 года Совнарком СССР присудил им Сталинскую (затем Государственную) премию первой степени (!) за коренное усовершенствование технологии производства труб для минометов и деталей боеприпасов. Премию получили: начальник «Главтрубостали» Ю.Н. Кожевников, инженерно-технические работники завода имени Ленина С.Е. Василенко, Н.А. Тихонов, Ф.К. Касьянов, И.Г. Заславский, сотрудники Днепропетровского трубного института П.Т. Емельяненко, Н.В. Панюшкин и другие.
Главная газета СССР «Правда» писала:
«Группа трубопрокатчиков – лауреатов Сталинской премии – добилась освоения новых деталей боеприпасов. Эта работа позволяет экономить на каждой детали более 40 процентов металла, устраняет необходимость в термообработке, втрое уменьшает механическую обработку и расход режущего инструмента».
26 октября 1943 года, уже на второй день после освобождения города, появился приказ о начале работы завода имени Ленина. Его директором был назначен бывший директор трубного института П.В. Савкин. К концу 1944 года были введены две мартеновские печи, универсальный стан, трубосварочный агрегат, механический цех и другие мощности. Завод за год выпустил 6275 тонн стали, 118 тонн проката, 276 тонн сварных и 342 тонны бесшовных труб. На восстановление завода ушел всего год.
Эвакуировались не только предприятия, но и учреждения культуры.
Война застала театр имени Шевченко … на гастролях. Труппа театра находилась в Туле. Только 17 августа 1941 года театр, соединившись воедино в Днепропетровске, выехал в Казахстан в город Актюбинск. И уже в сентябре шевченковцы начали новый театральный сезон. Первой постановкой была пьеса А. Корнейчука «В степях Украины», поставил ее режиссер И. Кобринский.
Театр восстановил прежний репертуар, в том числе «Наталку-Полтавку», «Запорожец за Дунаем», «Вий» и другие. Однако в условиях войны должен был появиться и качественно новый репертуар.
В ноябре 1941 года была поставлена пьеса А. Корнейчука «Партизаны в степях Украины». В апреле 1942 года театр поставил «Шел солдат с фронта» В. Катаева, позднее - «Батальон идет на Запад» Г. Мдивани и «Русские люди» К. Симонова.
Артисты театра имени Шевченко, как и большинство трудящихся страны, передавали добровольно в фонд обороны часть заработанных средств . В Актюбинске коллектив передал в фонд обороны 4737 рублей от спектакля "Маруся Богуславка", 5500 от спектакля "Партизаны в степях Украины". 3692 рубля артисты передали на танковую колонну "Советский артист". 15 тысяч рублей пошли в фонд обороны.
Год и восемь месяцев проработал театр в Актюбинске. А в мае 1943 года его перевели в город Наманган в Узбекистане. И на новом месте артисты не унывали. Вечером они работали, а днем работали на строительстве нового театра, который был открыт 23 декабря 1943 года. Осенью театр отметил свой 25-летний юбилей именно в Намангане.
Интересно, что к дате юбилея были присвоены почетные звания: народный артист Украины – основателю театра Г. Мариничу; заслуженный артист Украины – актерам А. Хорошуну, Л. Заднепровскому, Г. Петраковской, И. Кобринскому. Театр даже основал в Намангане симфонический оркестр из украинских и узбекских музыкантов.
Кроме непосредственной работы в эвакуации, коллектив театра имени Шевченко принял активное участие в формировании "фронтовых бригад". Они формировались в театрах и отъезжали на фронт, поднимая боевой дух бойцов. Театр имени Шевченко послал на фронт три бригады: летом 1942 года, в декабре 1942 года и в декабре 1943 года. Бригады действовали на Калининском, а затем и на 3-м Украинском фронтах.
В целом труппа театра вернулась в Днепропетровск в апреле 1944 года. Началась мирная жизнь. И с тех пор труппа театра уже никогда надолго не покидала родные стены здания на Ленина (Воскресенской), 5.
***
Мы рассказали три истории эвакуации из Днепропетровска в 1941-1944 годах. Они сегодня актуальны как никогда. Эти истории напоминают нам, что война – это трагический процесс, затрагивающий миллионы людей, десятки предприятий, рубящий личные и производственные и культурные связи. 75 лет назад мы это прошли сполна, но сумели выбраться из этой военной ямы и наладить мирный труд, мирное хозяйство.
Также в годы войны были эвакуированы основные промышленные предприятия Днепропетровска - завод имени К.Е. Ворошилова (затем назывался комбайновый), завод имени Коминтерна, завод металлургического оборудования (ДЗМО), завод имени К. Либкнехта и другие. Эвакуировались и многие культурные учреждения - исторический музей имени Д.И. Яворницкого, художественный музей, театр русской драмы имени М. Горького (сейчас театр драмы и комедии) и другие. Возможно, историю эвакуации этих объектов мы исследуем в следующих публикациях», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |