|«« | «« | »» | »»| |
Этот год – богат на юбилейные даты городского транспорта.
В июне исполнилось 120 лет днепровскому трамваю. Городской сайт знакомил читателей с тайнами возникновения и истории трамвая – от Екатеринослава до наших дней.
А сегодня, 7 ноября, исполняется ровно 70 лет выпуску на линию первых троллейбусов в Днепропетровске. Сегодня мы совершим путешествие в историю этого вида транспорта в нашем городе.
Когда появились первые планы строительства троллейбуса в нашем городе? Как открывали троллейбусное движение 70 лет назад? Как выглядели первые машины? Каким был первый маршрут? Когда возникли другие популярные маршруты троллейбуса? Какие маршруты являются «ветеранами» и существуют более полувека?
Секреты истории раскроет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Троллейбус – популярный безрельсовый электрический вид транспорта, - рассказывает Максим Кавун. - Он значительно младше трамвая. Впервые этот вид транспорта был создан в начале 80-х годов XIX столетия в Германии, в 1882 году. Фирма Siemens & Halske открыла первую троллейбусную линию в предместье Берлина Галензе длиной всего 540 метров. Эта линия действовала с апреля по июнь 1882 года.
В Российской империи проекты троллейбусной линии были предложены еще в 1904 году. Это был проект линии «Новороссийск – Сухум». В Советском Союзе троллейбус появился в 1933 году. Как нетрудно догадаться, это произошло в столице, Москве. Самой известной троллейбусной линией бывшего Союза был крымский троллейбус «Симферополь – Ялта» длиной 86 километров. Кстати, сегодня это самый протяженный троллейбусный маршрут в мире. Основная активность строительства троллейбусных линий в СССР пришлась на 1950-1970-е годы.
История троллейбусного движения в Днепре очень интересна, скрывает много интересных фактов. Она недостаточно изучена, по сравнению с историей того же трамвая. Приходится «вгрызаться» в исторические источники. Например, много материалов сохранилось в городской прессе, начиная с 1940-х годов. Это газеты «Днепровская правда», «Зоря» и «Днепр Вечерний». Много интереснейшей информации содержит газета «Электротранспортник».
Очень большой труд по истории электрического транспорта в Днепропетровске проделал Иван Михайлович Науменко, - кстати, работник этого же предприятия. Он издал в 1997 году единственную по этой теме книгу «З вершини століття», где в форме очерков изложена история трамвая и троллейбуса в нашем городе. Однако многие интересные страницы еще скрыты в архивах и ждут своего исследователя, – отмечает Максим Эдуардович.
Первые планы строительства троллейбуса в городе на Днепре относятся еще к довоенному времени. В мае 1934 года городские власти выдвинули предложение связать троллейбусной линией центр города и Амур-Нижнеднепровск через «Старый» мост. Это было время крупных градостроительных проектов, отвечавших лозунгу «социалистической реконструкции» города. Например, именно в 1934 году было начато строительство днепровской Набережной.
Однако появиться троллейбусу в 1930-х годах в нашем городе оказалось не суждено. И все-таки вопрос этот не сходил с повестки дня. К нему вернулись сразу же после освобождения города в 1943 году. «Вторая попытка» рождения троллейбуса стала успешной. В сентябре 1945 года был создан проект строительства первой троллейбусной линии. Она планировалась от вокзала до парка имени Шевченко и предполагала длину 12 километров (в оба конца).
3 января 1946 года городской совет принял решение о строительстве первой троллейбусной линии. Строительство планировалось произвести в две очереди: сначала от вокзала до горсовета, а затем от горсовета – до парка имени Шевченко.
Сегодняшний житель города может легко запутаться: горсовет находился совсем не там, где сейчас расположена мэрия (просп. Яворницкого, 75), а занимал до 1982 года здание бывшей Городской Думы, где ныне размещается колледж культуры (просп. Яворницкого, 47). Это угол Екатеринославского бульвара и главного проспекта.
Кроме этого, было запланировано связать троллейбусом и левый берег с центром. Линия должна была пройти по деревянному мосту, сооруженному в 1944 году, на месте современного «Нового» моста.
В 1946 году, наконец, приступили к созданию линии троллейбуса. Оборудование для нее изготовили крупнейшие предприятия Днепропетровска: завод имени К. Либкнехта – 450 опор, завод имени Молотова – 1150 кронштейнов. Строительство первой линии развернулось летом-осенью 1947 года. Ставили опоры, натягивали контактный провод. Строители спешили: по советской традиции, торжественное открытие движения было намечено день в день в 30-летнюю годовщину Октябрьской революции.
И вот 7 ноября 1947 года первый троллейбус пошел. Строго говоря, началось троллейбусное движение на день раньше – вечером 6 ноября. Тогда, в рамках испытаний, несколько вагонов провезли по проспекту Карла Маркса (сейчас - Яворницкого) несколько десятков человек.
Газета «Зоря» по этому поводу восторженно писала:
«Тролейбус пішов!…
О 10 год. 30 хвилин вечора було пущено ток по тролеях. По святково прикрашеному, осв ітленому яскравими вогнями, проспекту ім. К. Маркса славно покотили голубі тролейбуси. Дніпропетровці, присутні на вулиці, з задоволенням спостерігали перший рейс.
Опробування пройшло успішно. До 12-ї години ночі три машини, що курсували за маршрутом: Провіантська вулиця – будинок міськради, зробили по чотири тура і перевезли перші десятки пасажирів».
На следующий день, 7 ноября, произошло официальное открытие троллейбусного движения в Днепропетровске. После завершения традиционной демонстрации несколько машин от улицы Провиантской (ныне Пастера) подкатили к трибуне, расположенной на тогдашней главной площади имени Горького. Сегодня это место не узнать – пространство перед парком Глобы занимает строительство станции метро «Театральная». Именно здесь официально были презентованы первые троллейбусы. Газеты вышли с радостными фото вагонов перед главной трибуной.
Интересно, что в числе водителей, выведших первые троллейбусы на маршрут 7 ноября 1947 года, были две женщины. История сохранила их имена – это Ксения Григорьевна Скрыпник и Тамара Корнеевна Писарева.
В 1947 году, за неполные два месяца, троллейбусами было перевезено 152 тысячи пассажиров. Длина линии по маршруту «Вокзал – Горсовет» от вокзала до ул. Баррикадной составляла 5,7 километров. Для ремонта троллейбусов сначала выделили часть трамвайного депо № 1 в районе «Озерки».
Как это тогда было принято, сразу после открытия требовались новые рекордные темпы развития, новые горизонты. Поэтому нет ничего удивительного, что уже 1 мая 1948 года линия троллейбуса была продлена до парка имени Шевченко по улице Дзержинского (Вернадского). Теперь в городе работали уже два маршрута: «Вокзал – Горсовет» и «Вокзал – Парк Шевченко».
Интересно, что, несмотря на название маршрута, троллейбусы не доезжали до вокзала, так как он тогда стоял в развалинах, а останавливались возле улицы Пастера, у здания хлебозавода № 1 (бывший корпус суконной фабрики). Только когда в ноябре 1951 г. было открыто новое здание вокзала, троллейбусы стали следовать до Привокзальной площади.
Через год, в 1949 году, к этим двум троллейбусным маршрутам добавился третий «Вокзал – Центр – Нижнеднепровск». Он шел по новой линии длиной 4,1 километра: от центра по улицам Миронова (Европейская) и Плеханова (Владимира Великого), мосту через Днепр в район станции Нижнеднепровск, до исполкома АНД-района (район современного виадука). Общая длина линий в 1949 году достигла 17,1 километра. Как следствие развития троллейбуса в городе, 1 сентября 1949 года управление трамвая получило новое, закономерное название – Днепропетровское трамвайно-троллейбусное управление (ДТТУ).
Интересно, что первые 4 троллейбуса в 1947 году были не отечественного производства. И прежде, чем попасть в наш город, они изрядно попутешествовали. Вагоны немецкой фирмы МАН до 1944 г. работали в городе Черновцы. Затем они попали в Румынию, откуда в 1945 году вернулись по репарациям на территорию в Украины, в Киев. Оттуда, через два года работы в столице, их выделило Министерство коммунального хозяйства в Днепропетровск. Две машины были оборудованы фирмой Сименс-Шукерт, а два – фирмой Браун-Бавери-Компани-ВВС.
Эти четыре машины, украшенными праздничными лозунгами, и открыли движение троллейбуса в Днепропетровске 7 ноября 1947 года. Именно их мы видим на нескольких фото в прессе того времени.
В 1948 году к импортным машинам присоединились отечественные. Из Москвы пришли две машины МТБ-82 на 65 мест, а осенью – еще шесть. На 1 января 1949 года в городе курсировали 12 троллейбусов – четыре МАН и восемь МТБ-82.
В 1952 году, через пять лет после открытия движения, троллейбусом в Днепропетровске перевезено 11 миллионов 779 тысяч пассажиров . Быстро увеличивался троллейбусный парк. В 1952 году прибыли еще 3 троллейбуса, в 1953 году – еще восемь. В 1954 году в городе работало уже 37 троллейбусов, а в 1958 году – 60 троллейбусов. В 1955 году протяженность троллейбусных линий составила 18 километров.
С течением времени и активизацией застройки левого берега было решено продлить линию по Новомосковскому шоссе (просп. Газеты «Правда», ныне Слобожанский проспект). В 1954-1955 годах интенсивно развернулось строительство троллейбусной линии по шоссе. И вот в 1956 году был открыт троллейбусный маршрут №3. Он прошел через Старый мост до завода имени К. Либкнехта. А в 1957 году троллейбусная линия продлена намного дальше по Новомосковскому шоссе до поселка Новое Клочко. В 1959 году троллейбусники продолжили «обживание» левого берега. В поселке Новое Клочко было сооружено троллейбусное депо, рассчитанное на 100 машин.
А в 1957 году появился маршрут №4, который существует до сих пор. Новая линия связала элитный нагорный район города (от парка имени Шевченко) с рабочими кварталами в Ленинском районе. Длина этой линии составила 16 километров.
В 1959 году, опять-таки перед праздником 7 ноября, было открыто движение по маршруту №5. Он прошел почти полностью по проспекту Кирова (Поля). Сначала начинался от улицы Серова (Фабра) и шел до улицы Парковой (Титова). Позднее маршрут «закруглили» только на проспекте, и он начинается от проспекта Пушкина.
В 1960 году на линии выходило уже 72 троллейбуса. В 1964 году – уже 130 троллейбусов. Каждый год количество машин стремительно росло. Например, в 1961 году в троллейбусное депо пришли новые 10 машин: 6 машин ТР-8, 2 машины ЗИУ-8 и 2 машины МТБ-82. В 1967 году пришло 47 машин. В 1965 году работало 130 троллейбусов. В 1967 году протяженность троллейбусных линий составила 88 километров.
В 1960 году введены в эксплуатацию 6 и 7-й троллейбусные маршруты. В 1960 году первый раз было принято решение о работе без кондукторов. Однако этот эксперимент был непродолжительным и оказался быстро свернут.
В 1961 году в городе открылись два новых маршрута, которые стали «ветеранами» и своего рода «брендом». Это кольцо «А» и кольцо «Б». Общая их длина – 32,7 километра. Почти шестьдесят лет «А-шки» и «Б-шки» составляют неотъемлемую часть городского пространства Днепра, без которых трудно представить себе центр нашего города.
В ноябре 1966 года, с открытием Нового моста через Днепр, по нему пошло троллейбусное движение. В 1969 году открыт 9-й маршрут протяженностью 15,2 километра.
1970-е годы стали временем крайне интенсивного развития троллейбусной сети. Это было напрямую связано с гигантскими темпами развития тогдашнего Днепропетровска. Город быстро превращался в мегаполис, строились новые жилмассивы. В 1976 году население перевалило за миллион человек. Установилась тенденция, когда троллейбусные маршруты соединяли центр и новые жилмассивы.
В 1971 году появился еще один маршрут-ветеран. Это «10-ка», соединившая нагорный район с жилмассивом «Лоцманский», а ныне «Победа». До 2017 года тупик маршрута был на углу проспекта и улицы Фурманова. В этом году принято решение «закруглить» маршрут на Соборной площади. Озвучены планы продлить 10-й маршрут до самого железнодорожного вокзала.
А уже через два года, в 1973 году, открыт 12-й маршрут, также связавший центр города с массивом «Лоцманский» («Победа»). Этот маршрут прошел по Набережной. В 1972 году открыт троллейбусный маршрут № 11.
В 1973 году открыт троллейбусный маршрут №13. Он связан речной порт с только что основанным массивом Красный Камень (застраивался с 1971 года). Маршрут прошел по западному отрезку Набережной. В 1974 году открыто сразу два маршрута – №14 и №15. Протяженность линий увеличилась на 12 километров.
В январе 1975 года открылся еще один маршрут-ветеран. Это №16, от Соборной площади до жилмассива Тополь. Это один из самых длинных городских маршрутов; его протяженность – 17,4 километра. В 1976 году открыт новый маршрут, соединивший жилмассив «Тополь» и завод «Полимермаш».
В 1976 году было начато строительство троллейбусного депо №2. 20 июля 1980 года депо №2 было торжественно открыто.
В 1977 году, через тридцать лет после открытия троллейбусного движения в Днепропетровске, в городе насчитывалось 17 маршрутов, 246 машин, одно депо. Длина троллейбусных линий составляла 170 километров. В апреле 1978 г. на городских маршрутах Днепропетровска появились новые троллейбусы марки ЗИУ-8-ДВ, вместимостью 126 пассажиров.
В 1979 году продлены маршруты № 11 и № 16. Открыт новый троллейбусный маршрут на жилмассив Тополь по ул. Евпаторийской (им. Паникахи) В 1980 году в Днепропетровске работало 310 троллейбусных машин. В 1980 году открыт новый длинный маршрут, который соединил Октябрьскую площадь (Соборную) и цех КГШ. Это маршрут №6.
В 1981 году открыты сразу два троллейбусных маршрута. Это маршрут № 14-а длиной 3,6 километра, от проспекта им. Газеты Правда (Слобожанский) до цеха «Ш» завода им. К. Либкнехта. А 19 декабря в АНД-районе открыт новый троллейбусный маршрут № 17 «Клочко-6 – ЦУМ», протяженностью 17,9 километров.
В сложные девяностые годы троллейбусная сеть продолжала довольно интенсивно развиваться. Открывались новые маршруты, опробовались новые типы машин. В том числе продукция днепропетровского «Южмаша».
В 1990 году открыт троллейбусный маршрут №18. В 1991 году открыт маршрут №19. Он связал жилмассив Тополь с улицей Рабочей до улицы Каверина. В 1992 году открыты троллейбусные маршруты № 20 и № 21.
В тяжелое время экономического кризиса продолжали поступать новые машины. Так, в 1991 году получено 54 троллейбуса ЗИУ-9, восемь сдвоенных троллейбусов ЗИУ-10, 24 вагона КТМ-5М. На линии проходили испытания двух троллейбусов «Южмаша».
В 1993 году, с апреля, в качестве эксперимента было введено бесплатное обслуживание на транспорте, без билетов. Этот эксперимент действовал до декабря 1994 года. В 1994 году в городе действовало 24 троллейбусных маршрута длиной 193 километра.
В 1996 году была изменена конечная остановка многих троллейбусных маршрутов, следующих на левый берег: № 7, 14, 17, 18, 20. С улицы Глинки она изменена на улицу Миронова (Европейская).
В 1996 году в порядке эксперимента в городе была сделана попытка создать новые маршруты, соединившие узловые точки, но в неожиданных комбинациях. Это маршрут № 23 «улица Космическая – улица Глинки», № 24 «улица Космическая – улица Фурманова», № 21 «Тополь-3 – ДИИТ», № 22 «Подстанция – Тополь-3». Однако эти маршруты просуществовали недолго.
В 1997 году троллейбус в нашем городе торжественно отпраздновал свое 50-летие. В театре имени Шевченко прошло торжественное собрание, награждение и праздничный концерт.
К началу нового тысячелетия троллейбус как вид транспорта в мире переживает кризис. Во многих странах, как Австралия, Бельгия и Финляндия, троллейбусные системы полностью умерли, а в США, Германии, Италии, Канаде, Японии и других странах остались лишь единицы. В 2015 году в мире было 289 троллейбусных систем.
Зато в Украине и в Днепре троллейбус как вид транспорта продолжает развиваться. Хотя последние два десятка лет троллейбусное хозяйство города пребывает, конечно, не в лучшем состоянии. Некоторые маршруты были ликвидированы. Это касается, например, маршрута №13, который соединял центр с жилмассивами Красный Камень, Коммунар, Парус.
В то же время основные троллейбусные маршруты сохранились. Они по-прежнему востребованы тысячами горожан. В последние годы отношение к троллейбусному движению начало меняться к лучшему. В 2016-2017 годах образ троллейбуса как колымаги советского периода, продуваемой всеми ветрами, постепенно начал изменяться. На центральных маршрутах все больше новых машин с другим дизайном, интерьером, кондиционером и другими удобствами.
***
Хочется надеяться, что такой традиционный для нашего города вид транспорта, как троллейбус, за 70 лет ставший привычным, продолжит свое существование и будет развиваться дальше. В период засилья маршруток, вопросы развития троллейбусных маршрутов остаются очень актуальными », - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
москалі =ж.-більшовики ОКУПУВАЛИ Україну лише в 1921р =через ЧОТИРИ РОКИ після бандитського кривавого заколоту Ответить | С цитатой