|«« | «« | »» | »»| |
Вторым спортсменом-олимпийцем (после гребца Анатолия Ткачука), причастным к Днепродзержинску, был тяжелоатлет Султан Рахманов.
Перед Олимпиадой-80 в Москве, Султан несколько лет жил и тренировался в нашем городе. Олимпийский турнир тяжелоатлетов, проходивший с 20 по 30 июля в универсальном спорткомплексе "Измайлово", принёс 18 рекордов мира. У супертяжеловесов в стартовом протоколе числилось 12 штангистов, среди них - двухкратный олимпийский чемпион Василий Алексеев. Два года он не принимал участия в турнирах штангистов. Ради Олимпиады-80 он решил вновь выйти на помост. Не получилось у ветерана нашей тяжёлой атлетики, двукратного олимпийского чемпиона. Но его поддержал Султан Рахманов, который закрепил успех сборной СССР. Султан поднял в рывке 195 кг и в толчке 245 кг, набрав в сумме 440 кг и, опередив ближайшего представителя – спортсмена из ГДР Хойзера в сумме на 30 кг, стал олимпийским чемпионом.
О встречах, дружбе и совместных тренировках с Султаном Сабуровичем Рахмановым рассказывают ныне здравствующие тренеры и спортсмены Каменского.
Александр Таркин (тренер по тяжелой атлетике):
- Впервые с Рахмановым я встретился в спорткубе "Дзержинка" в начале 70-х годов. В Днепродзержинск Султан приехал уже мастером спорта. А к участию в соревнованиях самого высокого ранга его подвел уже Эдуард Павлович Бровко, который несколько раз в неделю приезжал на "Дзержинку" и в старом зале проводил с ним тренировки. Кстати, Эдуард Павлович не смог поехать на первенство Украины в Ровно, где Султан выступил и получил звание мастера спорта международного класса. Довелось с ним ехать мне. Я тогда числился тренером на "Дзержинке". Кажется это был 1974 год. Тогда Султан в рывке поднял штангу весом 160 кг и толкнул 230 кг.
А в Днепропетровск Рахманов уехал по нескольким причинам. Как-то помогали мы ему делать гараж. Ждем автокран для того, чтобы поставить перекрытие. А его все нет и нет. Тогда Рахманов звонит директору спортклуба "Дзержинка", который обещал предоставить кран. А Зубрицкий отвечает, что забыл о просьбе. Султан смачно послал его подальше и после этого уехал. На его переезд в Днепропетровск подействовало также негативное отношение некоторых рабочих цеха ремонта металлургического оборудования на ДМЗ, в котором он числился. Мужики начали высказывать недовольство, что Рахманов получает деньги не выходя на рабочее место. Я ходил в цех, предлагал людям прийти и посмотреть как пашет на тренировках Султан. Некоторые с пониманием отнеслись. Но были и такие, которые в штыки встретили меня. А Рахманов был гордый человек, поэтому такое отношение рабочих обидело его.
Владимир Николич (к.м.с. по тяжелой атлетике, выступал в полусреднем весе):
- Мама Султана Татьяна Коваленко родом из села Днепрово-Каменка (Верхнеднепровский район, Днепропетровской области). Отец из Кара-Калпакской АССР (Узбекская ССР). Родился Султан в Средней Азии, а занесло его сюда после того, как старший брат, который занимался боксом, приехал на родину матери. Султан, будучи еще пацаном, тоже немного занимался боксом. Однажды на пляже, слегка подкачанного, стройного парня увидел Владимир Степанович Устич и предложил заняться тяжелой атлетикой. Султан сначала отказывался, ссылаясь на занятия боксом. Но тренер все-таки настоял на своем.
После нескольких лет занятий штангой на Рахманова уже сделали ставку. И с ним стал заниматься Эдуард Павлович Бровко. К тому времени парень уже был женатый. И для того, чтобы обеспечить семью жильем, а спортсмену уделить побольше внимания для тренировок, ему облспорткомитет предложил переехать в Днепродзержинск и устроить на работу на Днепровский металлургический завод (в то время в Советском Союзе не признавали проофессионального спорта и практически все спортсмены где-то числились, - прим. автора). В 1973 году Рахманов в Днепродзержинске по улице Мира в доме № 21 получил квартиру. А на следующий год мы с ним поступали в Киевский физкультурный институт. Он уже был членом олимпийской сборной СССР, получал стипендию. В институт прошел по всем параметрам. А я, к сожалению, так и не поступил. Мы тогда выступали за ДСО "Авангард".
Тренировался Султан по индивидуально разработанному плану, по своей методике на "Дзержинке", куда к нему с Днепропетровска пару раз в неделю приезжал Э.Бровко. Перед Олимпийскими играми в Москве в 1980 году Рахманов уже переехал жить в областной центр. После золотого выступления на Олимпиаде немцы подарили ему "Джип", на номере которого было написано "СУЛТАН". Тогда это было в диковинку. Его потом долго упрашивали высокопоставленные партийные чиновники сменить номер. Еще был такой случай, когда Рахманов выиграл какие-то соревнования. Немцы сделали прямо на нем замеры параметров его тела. Через время ему пришла посылка с спортивным костюмом. Форма так удачно была пошита, без единого изъяна. И это несмотря на то, что Султан немного прибавил в весе. Мы были поражены искусством немецких закройщиков. Надо сказать, что тогда со стороны зарубежных спортсменов и простых людей было к нему больше внимания и помощи, чем от наших функционеров. Последний раз я встречался с Султаном Сабуровичем в 1996 году, когда в Днепродзержинске впервые проводился турнир штангистов "Богатыри Приднепровья", посвященный ему. Организатор соревнований Алексей Ефимович Петеримов пригласил тогда многих известных тяжелоатлетов и тренеров. Я тогда присутствовал в качестве гостя. Не смог выступить, потому что побоялся рисковать здоровьем. У меня ведь обе руки поломанные.
Алексей Петеримов (тренер по тяжелой атлетике):
- Знакомство с Султаном Рахмановым состоялось в 1981 году в Новосибирске, где я, как главный тренер области, проводил чемпионат Советского Союза. Делегация из Днепропетровска из семи человек во главе с первым секретарем горкома КПСС Владимиром Ошко приехала в предпоследний день, когда все номера гостиницы "Обь" были заняты. Администратор гостиницы послал их ко мне. Пришлось Евгения Бровко, Зиновия Архангородского, Султана Рахманова и еще нескольких человек поселить в мой люксовский двухкомнатный номер. Рахманов тогда выиграл соревнования.
А после переезда в Днепродзержинск мы с Рахмановым виделись на чемпионатах области. Однажды из Москвы ехали в одном купе. Сделали застолье и Султан вместе с нами пел песню "Ой, мороз, мороз". А в 1996 году в честь него я провел в Днепродзержинске турнир "Богатыри Приднепровья". Тогда было самое большое представительство спортсменов (около двухсот, - прим. автора), представлявших девять областей Украины. Эти соревнования проводятся до сих пор и постоянно посвящаются кому-то из известных штангистов или тренеров. В дальнейшем мы ездили друг к другу в гости. Однажды Султан побывал у меня дома с женой и сыном. Приезжал он и на соревнования, которые проводились на воздухе, возле ДК "Химик". Потом хорошо посидели на банкете в кафе "Свояк".
Автор: Виктор Куленко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |