|«« | «« | »» | »»| |
По сложившейся традиции, эту виртуальную экскурсию по городу для нас проведет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Человеческие (антропоморфные) изображения довольно активно использовались в качестве декора в архитектуре Екатеринослава конца XIX – начала XX веков, - рассказывает Максим Кавун. - Если в качестве «звериного» декора, безусловно, доминировала «львиная тема», то из человеческих изображений на фасадах домов Екатеринослава мужские образы, пожалуй, представлены даже больше, чем женские. Несмотря на то, что мы можем до сих пор наблюдать на исторических зданиях массу декоративных изображений женских голов и даже кариатид (в виде женских бюстов), все-таки мужские лики в разных ипостасях и разнообразнее, и более распространены по количеству.
К сожалению, время интенсивного развития Екатеринослава пришлось на тот момент, когда классицизм начал исчерпывать себя как общекультурное явление. Поэтому выдающиеся памятники архитектуры этого стиля в городе можно перечесть по пальцам. Зато время «золотого века» Екатеринослава конца XIX века пришлось на расцвет эклектики – эпохи развития архитектуры, когда здания, построенные еще по канонам классицизма, обильно украшались декором – растительным, антропоморфным или зооморфным. В среде историков архитектуры есть такой термин - «классицистирующая эклектика». Фасады зданий, выполненных в эклектической манере, очень часто сверху и донизу покрыты декором. Именно поэтому три десятилетия (с 1880-х по 1900-е) развития архитектуры Екатеринослава представляют нам десятки образцов характерного декора, где человеческие и звериные изображения тесно переплетаются с растительным орнаментом.
Почему владельцы зданий помещали те или иные фигуры на фасад своего строения? Вероятно, сказывались два основных фактора: общие вкусы владельца и архитектурная мода того времени. В основном размещение тех или иных фигур на фасадах зданий Екатеринослава не несло в себе какого-то серьезного продуманного смыслового значения. Имеются лишь несколько исключений, как, например, барельеф Бетховена на здании Общественного собрания, где проводились концерты и музыкальные вечера. В рамках провинциальной архитектуры Екатеринослава размещение на фасадах женских головок, статуэток Амуров и голов сатиров имело цель выделиться из общей массы, порадовать публику, служило признаком элегантности и того, что столетие спустя назовут «гламуром».
За звание дома, где на фасаде «живут» больше всего Амуров, могут побороться три здания. На третьем месте – доходный дом купца Самсона Липавского по ул. Михаила Грушевского (бывшая К. Либкнехта), 6, построенный в 1896 г. Внушительное для тогдашнего города четырехэтажное здание владелец решил снабдить соответствующим «звучным» декором. По центру фасада красуется надпись «Самсон», увековечивающая имя владельца. Наверху изображена и дата строительства. А над окнами третьего этажа, в полукруглых фронтонах красуются целых 16 Амуров. Здесь они изображены в виде улыбающегося обнаженного мальчика, стоящего с поднятыми руками, посреди растительных гирлянд.
И все-таки больше всего Амуров «живет» на фасаде другого здания. Это двухэтажный доходный дом 1890-х годов на углу улиц Сечевых стрельцов (бывшая Артема) и Святослава Храброго (Чкалова), в 1998 реконструированный с надстройкой в деловой центр «Цитадель-1». Здесь Амуры располагаются над окнами второго этажа. Обращает на себя внимание, что Амуры на этом здании практически идентичны Амурам на доме Самсона Липавского. Возможно, эти дома проектировал один архитектор. Здесь Амуров целых 22 (!). Из них 9 на фасаде по ул. Чкалова и 13 на фасаде по ул. Сечевых стрельцов (Артема).
Ну а второе место занимает здание по соседству (ул. Сечевых стрельцов, 18), выполненное в формах стиля рококо. В роскошном декоре этого здания выделяются целых 18 Амуров. Здесь декоративные статуэтки мальчиков вообще уникальны – они поставлены как часть капителей колонн, обрамляющих окна второго этажа. Мальчики поддерживают миниатюрные капители ионического ордера.
Конечно, первое место в этой типологической группе занимают Амуры на арке въезда в особняк Пчелкиных (пл. Успенская – бывшая Д. Бедного, 5). Особняк построен в 1898 г. выдающимся архитектором Д.С. Скоробогатовым и известен благодаря уникальному декору на фасадах и интерьерах. Арку въезда украшают два массивных Амура, держащих картуш с вензелем в виде переплетенных букв «ДП». Буквы обозначают имя и фамилию владельца здания – купца Давида Пчелкина. Такой элемент декора был вполне типичен в архитектуре столетней давности. Однако буйная фантазия горожан уже в советское время истолковала эту вполне невинную архитектурную деталь в скабрезном духе. Мол, раз буквы «П» и «Д» – значит, «публичный дом». Сегодня эту легенду с радостью перепечатывают многие СМИ, особенно электронные.
Несколько пар Амуров, держащих вензель владельца, украшают и здание на ул. Южной, 2. Это особняк, построенный в 1890-х годах с элементами ренессанса. Над окнами второго этажа красуются улыбающиеся Амуры, держащие картуш с вензелем и древки с флагами. Первоначальные Амуры не уцелели, здание с конца 1980-х годах стояло в руинах, и было восстановлено только в конце 1990-х годов. Лепной декор, в том числе и Амуры, был выполнен заново.
Совсем рядом, на полквартала выше, нас встречают еще несколько пар Амуров на здании по ул. Шевченко, 39. Над окнами второго этажа помещены три пары улыбающихся крылатых Амуров, держащих замковый камень – декоративный элемент, увенчивающий окно.
Пожалуй, самая интересная композиция с Амурами находится на здании по ул.Староказацкой (бывшей Комсомольской), 55. Здесь два Амура с крыльями держат вазу, напоминающую жертвенник, внизу которой изображена женская голова. Композиция еще хорошо сохранилась, но покрыта трещинами, как и все здание – ценный памятник архитектуры 1880-х годов. Эти Амуры смотрятся очень экзотично в окружении современных информационных и рекламных постеров.
Причем, как правило, головы сатиров на зданиях использовались вместе с другими элементами – женскими головами, львиными мордами и другими. Еще один момент – на зданиях Екатеринослава можно встретить как «злые» изображения Сатиров с характерной мимикой, так и «добрые», с характерной улыбкой.
Изображения голов сатиров, вплетенные в растительный орнамент, часто можно встретить в нижней части обрамлений оконных проемов. Например, это здания на ул. Короленко, 2-А (16 сатиров), Староказацкая (Комсомольская), 48 (10 сатиров), Шевченко, 39 (8 сатиров). Часто они настолько незаметны, что надо внимательно приглядеться.
Любили использовать изображения сатиров и в качестве завершений замковых камней – это декоративный элемент, обычно завершающий оконный или дверной проем, или располагающийся по сторонам этого проема. Такие головы сатиров можно встретить на доходных домах по ул. Олеся Гончара, 4 и по ул. Староказацкой (Комсомольской), 15. В последнем случае на одном здании можно видеть сразу два вида головы сатиров: один на уровне первого этажа и второй – над оконными проемами третьего этажа с широко открытым ртом. На доме по ул. Центральной, 14 улыбающиеся головы сатиров и вовсе заменяют замковый камень над окнами второго этажа.
Самые интересные, на мой взгляд, головы сатиров, расположены на двух зданиях – Уездная земская управа (также известна как вендиспансер) на углу улиц Сечевых стрельцов и Шевченко и по ул. Староказацкой, 55. На здании Управы три головы мохнатых сатиров с очень злым выражением лица, использованы в качестве капители в оформлении оконных проемов. На здании по ул. Староказацкой, 55 одна голова мохнатого сатира помещена над окном второго этажа.
Эталоном здесь может служить здание на углу улиц Баррикадной и Шолом-Алейхема, декорированное в духе французского рококо. Кроме растительных гирлянд, и букетов цветов, обильно украшающих фасад, хорошо видны и головки ангелов над окнами второго этажа. Здесь «живут» 14 ангелочков, по семь на каждом фасаде. Здание доходного дома на углу улиц Короленко и Староказацкой украшают и женские головы, но на самом верху, притаились четыре головы ангелов. И, наконец, на доме по ул. Шевченко, 39, вместе с изображениями амуров и сатиров, есть шесть головок ангелов над окнами второго этажа.
На фасаде Уездной Земской Управы 1880-х годов (угол Сечевых стрельцов и Шевченко) среди всего богатого декора этого здания можно разглядеть фигуру Тритона над балконом. Он изображен в виде упитанного мальчика с двумя рыбьими хвостами в нижней части.
Сохранились на домах Екатеринослава и головы бога Зевса – главного бога древнегреческой мифологии. Они украшают здание бывшей Губернской земской управы (Спуск Крутогорный – бывшая ул. Рогалева, 21), здание на ул. Глинки, 12 и дом с аптекой Прицкера на просп. Нигояна, 4. К сожалению, эти элементы в последнее время разрушаются – даже за последний год исчезла одна голова с аптеки Прицкера.
Одинокая голова средневекового рыцаря с усами заметна среди обильного декора здания по ул. Староказацкой (Комсомольской), 15. Она помещена над въездной аркой первого этажа. Если учесть, что рядом размещаются головы сатиров, композиция выглядит особенно экзотично.
Самые интересные полноростовые мужские фигуры находятся на доме по ул. Глинки, 12. Двухэтажное здание построено в 1899 г. и уверенно входит в пятерку лучших по количеству и качеству декору зданий Екатеринослава. В полукруглом фронтоне по центру главного фасада помещены две фигуры – мужская и женская, которые держат картуш с датой «1899». По бокам располагаются еще два фронтона, в каждом по две фигуры. В одном из них – две женских. Во втором фронтоне – фигура обнаженного мужчины с факелом в руках, напоминающего Прометея и обнаженного мальчика, напоминающего Амура. Смысловое назначение всех этих фигур, если оно вообще имело место, также остается загадкой и по сей день.
Статуя Музы и барельеф каким-то чудом сохранились до наших дней. Но сегодня они не встречают к себе бережного отношения. Три года назад прямо возле барельефа великого композитора была установлен кондиционер, а вытяжной шнур установили прямо… перед носом у Бетховена.
На здании Центрального универмага (1938 г., архитектор А.Л. Красносельский), размещены по две мужских и женских фигуры. Фигуры рабочих находятся на завершении главного фасада по проспекту Яворницкого (бывший К. Маркса). Аналогичную картину можно наблюдать и на знаменитой «сталинке» архитектора О.Б. Петрова по просп. Яворницкого, 55. Здесь две женских фигуры с ребенком и рогом изобилия и две фигуры рабочего с кайлом. Одна из этих фигур уже четырнадцать лет, с 2002 г. стоит без головы – символ незавершенной реконструкции этого здания.
Ну а фигуры студента и студентки украшают здание общежития по просп. Гагарина, 33. И на здании ДК машиностроителей (ул. Рабочая) находится скульптурная группа скульптора И. Знобы: студент со студенткой с изображением лиры. Студент правой рукой указывает девушке путь на Южный машиностроительный завод.
Как видим, «мужские образы» в архитектурном декоре отражают ментальность, символы и ценности исторических эпох в жизни нашего города: от гламурных Амуров и Сатиров в эпоху торжества буржуазного Екатеринослава до рабочих и студентов в советском Днепропетровске. В новую, рыночную эпоху здания нечасто декорируют скульптурными изображениями. На здании бизнес-центра «Цитадель-2» (угол ул. Артема и Чкалова) в 1998 г. установили фигуру мужчины на коне, задрапированного тканью. Появление этой композиции вызвало различные кривотолки. Однако никакой серьезной смысловой подоплеки данная скульптура не несет – это один из символов постмодерна в архитектуре. Посмотрим дальше, какие новые мужские образы появятся в архитектуре нашего города в XXI веке», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Фото автора и из архива Максима Кавуна.
Автор: Володимир Городченко
Gorod`ській дозор | |
Фоторепортажі та галереї | |
Відео | |
Інтерв`ю | |
Блоги | |
Новини компаній | |
Повідомити новину! | |
Погода | |
Архів новин |
вырвали, вандалы, выкинули, вместо них поставили железяку серой краской оградки кладбищенской и рады что на голову себе нагадили. крысива! железна тферь!
руки бы поотрывать да железяки вместо них Відповісти | З цитатою