Восхождение к славе
Сергей Уточкин родился в Одессе в семье купцов. Рано осиротел и воспитывался в пансионе Ришельевской гимназии. Сызмальства увлекался спортом — плаванием, фехтованием, борьбой, причем в каждом виде выступал успешно. С началом авиаполетов в Одессе Сергей Уточкин увлекся ими и 9 октября 1907 года совершил первый самостоятельный полет на воздушном шаре. А вскоре начинается сплошная экзотика: в конце того же года 31летний Уточкин гастролирует в Египте, совершает восемь полетов над Сахарой! Вот тут-то и начинается его восхождение к славе. После возвращения домой ему вручили грамоту одесского аэроклуба о присвоении звания пилота-воздухоплавателя.
В октябре 1909-го Уточкин приехал во Францию, где изучал конструкцию аэроплана и мотора да к тому же еще поработал на авиационном заводе. В Одессу возвратился с основными узлами моноплана «БлериоII». Вместе со столяром Уточкин изготовил деревянные детали и собрал самолет. В конце года испытал его, но мотор подвел: взлета не вышло. 28 марта 1910 г. вторым после М. М. Ефимова совершил в Одессе первый полет на самолете «Фарман4». Вскоре после этого совершил еще несколько полетов, и 13 апреля 1910 года, после сдачи экзамена на звание пилота-авиатора в одесском аэроклубе, М. Ефимов вручил ему соответствующую грамоту.
Надо сказать, что к этому времени в Екатеринославе существовала группа энтузиастов, мечтавших о полетах на летательных аппаратах. В высшем горном техническом училище имени Петра I под руководством профессора П. М. Леонтовского студенты создали кружок воздухоплавателей со своим уставом, кассой и библиотекой. Как свидетельствуют материалы областного госархива, студенты частенько беспокоили канцелярию губернатора — ведь деятельность кружка была «публичной»! Сам профессор Леонтовский пожертвовал 250 рублей на создание планера, который совершил первый полет 2 июня 1910 года с Артиллерийской площади.
Авиационная неделя в Екатеринославе
Напомним, что тем летом город жил важным событием — Екатеринославской Южнорусской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставкой. Она проходила с 1 июля по 10 октября 1910 года в нынешнем парке Глобы. Члены комитета выставки, заинтересовавшись опытами горняков, предложили в рекламных целях организовать международную авиационную неделю. Свои услуги предложили аэронавт Жильбер, пилот воздушного шара Симон из Копенгагена. Аппарат новейшей системы готовился продемонстрировать на выставке местный авиатор Краузе. Оригинальный аэроплан были готовы создать на деньги выставкома кружковцы горного училища. Но все затмил приезд в город Сергея Уточкина.
В местных газетах 16 июля 1910 года появилось следующее сообщение:
«Завтра в Екатеринославе впервые состоится полет на аэроплане. То, чем интересуется весь мир, — воздухоплавание, — будет демонстрироваться нашим известным воздухоплавателем Уточкиным».
К предстоящему полету было приковано внимание всей местной прессы. Уже на следующий день она широко оповещала жителей города, что полет Сергея Уточкина состоится в 6 часов вечера на аэродроме, устроенном во дворе 2-го реального училища (рядом с парком, где проходила выставка). Газеты не преминули указать, что «назначенные полеты ни в коем случае не отменяются и состоятся при любой погоде».
И вот на первом екатеринославском аэродроме и соседних с ним улицах 17 июля 1910 года (запомните эту дату!) собралась огромная толпа народу. Екатеринославцы с нетерпением ожидали, когда прогремевший тогда на всю Россию Сергей Уточкин поднимется в воздух. Однако их ждало разочарование: начало полетов оказалось неудачным.
Из газетной хроники тех дней:
«Аэроплан поставили на краю двора, как раз против пролета между училищем и садом. Уточкин сел в кресло и пустил мотор. Пропеллер закрутился с такой быстротой, что публика, стоящая сзади, должна была придерживать шляпы. Аэроплан сначала быстро прокатился, а через несколько секунд плавно и красиво поднялся в воздух, пролетел в пролет между училищем и садом, а еще через несколько секунд, как подстреленная птица, рухнул налево в сад».
Вот такими драматическими были первые полеты. Причина катастрофы заключалась в малых размерах аэродрома (это в городскойто черте!). Аппарат ударился в деревья и повис на них, причем его левое крыло накренилось и ударилось о землю. Сергея Уточкина еще до полета смущали размеры аэродрома, но он понадеялся на силу мотора. Не пронесло...
Неудача не обескуражила его
Отдадим должное отважному пионеру воздухоплавания: неудача в небе над Екатеринославом не обескуражила его. Не прошло и нескольких дней, как екатеринославская газета «Южная заря» известила горожан о повторном полете Сергея Исаевича. Этот полет должен был состояться 22 июля на новом аэродроме — его устроили в конце Полевой улицы (ныне это проспект Кирова). Место полета вновь было заполнено тысячами жителей губернского центра. На сей раз удача улыбнулась авиатору.
И хотя полет продолжался всего шесть минут, он вызвал неподдельный восторг публики. Во время возвращения Сергея Уточкина с аэродрома огромная масса молодежи ухватилась за колеса экипажа, удержала его и устроила своему кумиру шумную овацию. Впрочем, на этом полеты замечательного авиатора в нашем городе не закончились. Газеты продолжали публиковать рекламные объявления с программой очередных его полетов. В частности, предусматривались полет на продолжительность, полет с пассажиром, эволюция в воздухе, «восьмерки» и прочие привлекательные вещи.
С целью «побития всероссийского рекорда» устраивался полет на продолжительность. Он проходил 26 июля того года и по откликам местных газет оказался неудачным, полет продолжался пятнадцать минут. Однако внезапно прекратился из-за порчи «шатуна» в моторе... Кстати, на упоминавшейся южнорусской выставке, проходившей в те дни, одним из аттракционов, привлекших всеобщее внимание, стала демонстрировавшаяся во время карнавала кинокартина «То, что видел авиатор Уточкин с высоты 100 метров». Кинематограф, как и авиация, делал свои первые шаги и позволял екатеринославцам «взлететь» над городом.
Горячая июльская десятидневка памятного для горожан 1910 года прошла под знаком воздухоплавания. Еще более активизировалась деятельность аматоров из кружка студентов горного училища. Адепты воздухоплавания по решению правления кружка приступили к постройке планеров и моделей аэропланов.
Пилотский диплом №5
А Сергей Уточкин, заставивший учащенно биться сердца екатеринославцев? Тем летом он продолжил серию публичных полетов во многих городах России и за рубежом. В конце 1910 года Всероссийский аэроклуб выдал летчику пилотский диплом №5. В августе того же года Сергей Уточкин для завода «Дукс» (Москва) совершил испытания самолета, построенного по французской лицензии.
Осенью Сергей Исаевич закончил постройку собственного биплана, сделанного по схеме «Фармана», на котором в октябре осуществил десяток перелетов над Одессой и совершил показательные полеты за рубежом. Свой сотый полет авиатор исполнил 15 июля 1911 года в Одессе. Через неделю он принял участие в групповом перелете Петербург — Москва. Возле Новгорода случилась авария. Уточкин получил тяжелую травму, но вскоре выздоровел и вновь приступил к полетам.
В 1912-м русский Икар построил еще один, усовершенствованный моноплан со скоростью сто километров в час. Под влиянием показательных полетов Сергея Уточкина в авиацию пришли С. Илюшин, П. Нестеров, П. Сухой и другие. Летчиккосмонавт Георгий Береговой так отозвался о нем: «Сергей Уточкин был воздухоплавателем, летчиком. Занимался боксом, борьбой, фехтованием. Он знал в своей жизни взлеты, приобретал мировую известность, становился богатым, а умер в нищете, зарабатывая средства на пропитание игрой на бильярде в трактирах...»
Дело в том, что в 1913 году Сергей Уточкин тяжело заболел, начал принимать наркотики и оказался в психиатрической больнице. Через год после выздоровления вновь пришел в авиацию. Осенью 1915-го он опять заболел и вскоре умер. Ему не было и сорока... 16 января 1916 года тело его было предано земле на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Автор: Николай Чабан
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |