|«« | «« | »» | »»| |
"Семь лет бывает всего лишь один раз, сказала руководитель историко-краеведческого общества Татьяна Герасюта, открывая заседание. - На следующий год нам будет больше лет, а значит будет больше достижений, новых книг, изданных нашими членами, новых маршрутов, куда мы поедем. Задумок очень много. В следующем году мы планируем пригласить на одно из заседаний общества директора Украинского института национальной памяти Владимира Михайловича Вятровича. Коротко скажу чего мы с вами достигли за семь лет:
* Провели 91 заседание. Из них 18 выездных.
* 3756 человек приняли участие в заседаниях.
* Провели 14 презентаций книг, написанных членами нашего общества.
* Впервые за семь лет получена премия конкурса городского совета в области культуры. Ее в этом году удостоилась книга Александра Слоневского "Четыре поколения, или исповедь за усопших".
А темой прошедшего заседания стал доклад А.Слоневского "Нестандартные методы краеведческих исследований".
"Сначала у меня все было как у всех, - рассказывает А.Слоневский - семейные предания, встречи со старожилами, работа в музейных архивах, первые публикации. Короче, стандарт, через который проходят все краеведы. Первый скачок произошел во время исследования жизни Богумила Эмильевича Ципля, правнучка которого Ольга Карловна Таланкина является активным членом нашего общества и присутствует сегодня. Богумил Ципль был служащим Днепровского металлургического завода, председателем просветительско-благотворительного чешского общества в Каменском, выдающимся садовником. Кстати, он ежегодно поставлял по 300 ананасов, выращенных в своем саду, к императорскому двору.
Его письма, датированные 1918-1920 годами, сохранились в домашнем архиве Ольги Карловны. Дом по проспекту Пелина (в советские времена в нем размещалась редакция городской газеты "Дзержинец", - прим. автора) он построил для своих четверых детей. В 1921 году Богумил Эмильевич выехал в Чехию. И оттуда писал письма в Каменское, в частности к Ольге Гриневич, бабушке Ольги Карловны. В одном из писем он сообщает, что составил отчет для президента Чехии Масарика о своей деятельности в Каменском, когда он был председателем просветительско-благотворительного общества. И мне совершенно неожиданно пришла мысль, которую я озвучил перед Ольгой Карловной, чтобы она от своего имени написала письмо в Канцелярию нынешнего президента Чешской Республики с просьбой помочь найти письма-отчеты Ципля. На ее запрос через некоторое время был получен пакет с ксерокопиями документов, написанных Б.Циплем на имя президента Масарика.
После перевода на русский язык мы узнали массу новых сведений об австро-венгерской оккупации Каменского 1918 года, о подробностях тогдашней жизни жителей и о деятельности самого общества. Кстати, дед еще одного нашего краеведа Эдуарда Смейкала, был в президиуме просветительско-благотворительного чешского общества, а прадед Ольги Карловны был его председателем. Таким образом через 100 лет их внук и правнучка работают вместе в одном краеведческом обществе. А еще мне довелось документально подтвердить, что Ольга Карловна дворянского происхождения.
Мы настолько привыкли, что на все письма приходят или формальные отписки, или вообще нет обратной связи, что такое отношение на столь высоком уровне в других странах очень нас удивляет.
Художник Адольф Денисович Медвецкий является возможно одним из лучших пейзажистов нашего города. Об этом человеке я узнал от его друга, ныне покойного Бориса Павловича Мельниченка. Борис Павлович познакомил меня с супругой художника Марией Ивановной Медвецкой (Должиковой в девичестве), которая рассказала о муже, показала его мастерскую и подарила одну работу. Познакомились и поженились супруги в 1942 году в Германии, куда они были вывезены на принудительные работы в город Оберхофен. Мария Ивановна рассказала очень много фактов о тогдашней жизни остарбайтеров, которые противоречили официальной советской пропаганде. У нее сохранились фотографии того периода. На одной она в праздничном одеянии, и Адольф Денисович, одетый в костюм-тройку, с бабочкой, находятся в окружении молодых людей. Возможно это их свадебное фото. Вместе с ними жили и работали две сестры Медвецкого. Мария Ивановна очень хорошо помнит название городка, где они работали, Оберхофен, земля Баден-Вюстенберг, область Штутгарт, район Аахен и фамилию тех людей, на фабрике которых они работали. А Адольф Денисович там был художником, и по просьбе этих фабрикантов писал картины, как оригинальные пейзажи, так и делал копии семейных фотографий.
После этого мне пришла в голову мысль написать письмо на деревню дедушке. То есть по указанному вдовой Медвецкого адресу. И что вы думаете, пришел ответ от местного краеведа Дитера Бампеля, который сообщает, что в семьях города еще до сих пор помнят русского художника, который в 1942-43 годах писал там картины. И более того, в семьях старожилов остались его полотна. У нас завязалась оживленная переписка, Дитер стал высылать мне фотографии тех картин. На одной из картин стоит подпись "1942 год, художник Медвецкий". Бампель провел новые краеведческие исследования, которые начал публиковать в местной газете. Он убедил владелицу одной из картин пожертвовать ее и передать в дар на родину художника, а сам оплатил пересылку. Мария Ивановна Медвецкая подарила эту картину мне, а я, понаслаждавшись успехом, передал ее в наш музей истории города. И теперь она демонстрируется на некоторых выставках.
А теперь классика жанра, история с Игнатием Игнатьевичем Ясюковичем. Однажды работая в архиве музея ДМК я наткнулся в сборнике о горнорудном деле за 1914 год на некролог, помещенный в адрес Игнатия Ясюковича. Там среди прочего было написано о том, что необходимо отправить телеграмму-соболезнования вдове покойного Брониславе Генриховне Ясюкович в город Кутно Варшавской губернии. У меня появилась мысль, что возможно там, где проживала жена и похоронен Игнатий Игнатьевич. Ведь до того времени нам не была известна даже страна, где он похоронен. Это могли быть и Петербург, где он работал, и Польша, и Литва, откуда он родом. Я связался с архивом города Кутно, где мне сообщили, что действительно в селении Хотов находится могила И.Ясюковича. Мне удалось через Консульство Польши в Харькове выбить командировку в Польшу. Я поехал в Хотов и посетил усадьбу Игнатия Ясюковича.
Там до сих пор находится фамильный склеп семьи Ясюкович. В местном архиве Кутно я нашел очень много материалов относительно жизни Ясюковича в Польше, о его деятельности. Через год мне удалось снова туда поехать, и по невероятному стечению обстоятельств, в Варшаве я встретился с внучкой Игнатия Игнатьевича. Сама она живет в Англии, но в Варшаве у нее есть двухкомнатная квартира. После знакомства она передала мне много документов, фотографий.
И имея на руках свои исследования, в результате получилась книга "Игнатий Ясюкович. Имя в истории". Она в свою очередь дала толчок к новому осмыслению масштаба личности этого человека. Пошла цепная реакция увековечения памяти Игнатия Ясюковича. В костеле у нас была установлена мемориальная доска, а далее уже началась работа Гарника Хачатряна над его бронзовым бюстом, открытого 17 июля 2014 года. И сейчас есть сведения, что улица Губы будет переименована в улицу Ясюковича".
После доклада члены общества поделились случаями из жизни краеведов.
Автор: Виктор Куленко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |