Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Архитектурно-исторический обзор. Архитектура города 1933-1941 гг.


План развития города 1933 года

центральный универмаг (ЦУМ)

Областная научная библиотека

Русский Драматический театр им. Максима Горького

Генеральный план развития города 1933 г.
Начало 1930-х годов было отмечено новым коренным изменением стилевой направленности советской архитектуры. Переломный момент четко обозначился во время проведения конкурса на лучший проект Дворца Советов в Москве, когда в 1933 г. за основу был принят проект Б. Иофана, возрождающий монументальные традиции классического зодчества, которые на долгие годы определили творческие поиски советской архитектуры. Еще некоторое время продолжали достраиваться архитектурные сооружения по проектам, выполненным в 1920-е годы, но архитектура снова повернулась к истокам классики. Почему так произошло? Как это ни парадоксально, но внутри казалось бы одного из самых новаторских стилевых направлений, каким был конструктивизм, очень быстро оформились свои собственные каноны и штампы, ослабившие творческую активность всего направления. Воспряли духом старые мастера, а молодые архитекторы, впервые серьезно соприкоснувшиеся с историей архитектуры, увлеклись ею, что вполне естественно, и с упоением окунулись в изучение старинных увражей. Такова была общая творческая обстановка, отразившаяся на застройке Днепропетровска того времени.

В 1930-е годы город напоминал огромную строительную площадку. Особенно интенсивно расширялись промышленные предприятия левого берега Днепра. На самом крупном из них - Нижнеднепровском трубопрокатном заводе им. Карла Либкнехта были сооружены мартеновский и баллонный цехи. В 1934 г. пущены новые станкостроительный, а через год - механический цехи на проволочно-гвоздильном производстве метизного завода, ставшего предприятием союзного значения. В том же году в Амур-Нижнеднепровском районе был основан Нижнеднепровский стрелочный завод. Одновременно расширялся электротехнический завод "Светофор", производящий сигнализационное оборудование для железных дорог. В начале 1930-х годов на городской обувной фабрике был построен 4-этажный производственный корпус, в пошивочном цехе которого установили ленточный конвейер. В 1937 г. началось сооружение завода сухих завтраков, через 4 года он выдал свою первую продукцию - кукурузные хлопья. На берегу Самары, в месте впадения ее в Днепр, велось строительство мясокомбината, законченного в 1941 г.

Новое крупное промышленное строительство уже в самом начале 1930-х годов со всей остротой поставило вопрос о необходимости создания генерального плана города, отсутствие которого мешало рациональной застройке территории, лишало город целенаправленных путей развития. В 1933 г. генеральный план Днепропетровска, составленный на 15-летний период был закончен. Его выполнили под руководством М. Шаповалова архитекторы М. Карпович и Т. Вовненко. Это был первый генеральный план Днепропетровска, созданный в советское время, значение его для развития города трудно переоценить. Идеи, заложенные в нем, нашли отражение в дальнейшем строительстве и повлияли на составление последующих генпланов города. В генплане четко учитывался и рационально использовался такой важный географический фактор, как топографическая особенность местности, которую занимал город, что во многом предопределило судьбу его дальнейшего развития.

Изменившееся отношение к природным факторам в градостроительстве наглядно проявилось в возросшей популярности такого эффектного композиционного элемента, каким является водная поверхность. Река, помимо выполнения хозяйственных и санитарных функций, могла стать украшением города. Возникло совершенно новое представление о роли и значении водного зеркала в городском ансамбле. Широкое использование водной поверхности как художественного материала градостроительной композиции привело к возникновению новой планировочной идеи - река внутри города.

Новая градостроительная концепция поколебала вековую традицию размещения города на высоком берегу Днепра. Река, бывшая на окраине города, решением генерального плана как бы "перемещалась" в его центр. Для этого предусматривались расчистка подходов к воде, освобождение берегов от ветхой застройки и складских помещений. Акватория Днепра рассматривалась не только как естественный рубеж, делящий город на две части, но и как композиционная ось, соединяющая части в единое целое.

Решительной градостроительной акцией было предложение перенести центр города с пр. К. Маркса на набережную. Здесь предлагалось разместить новые крупнейшие сооружения города: Дом государственных учреждений и Дом Красной Армии. К существующим двум мостам, соединяющим левый и правый берега, проектом добавлялось еще два: один - в месте бывшего наплавного моста, продолжающий Новомосковское шоссе, другой - в районе Новых Кайдаков. Разрабатывая планировочную структуру города; авторы органично увязали ее с рельефом местности. Так, застройка правого берега размещалась на прибрежной полосе и четырех холмах.
Эти особенности природного ландшафта были учтены в проекте: пять планировочных районов правобережья имели четкие естественные границы: четыре района, расположенные на холмах, разделялись оврагами, а прибрежный район, помимо береговой линии Днепра, ограничивался железнодорожной веткой с развитой сетью подъездных путей и вокзалом. Глубокие балки, расчленяющие город в поперечном направлении, предоставили авторам генплана редкую возможность визуально отделить городские районы друг от друга. Овраги предлагалось использовать под парки, которые клиньями вторгались с периферии в центр, неся с собой чистый воздух и прохладу.
С помощью искусственных запруд предполагалось соорудить систему озер, каскадами спускающихся к прибрежной зоне. Для связи между холмами было решено параллельно Днепру проложить три скоростные магистрали с мостовыми переходами через разделяющие их овраги. Новые дороги должны были разгрузить центральную магистраль города - просп. К. Маркса

Рельеф левого берега намного спокойней и проще. Территория состоит из трех террас. Нижняя является пойменной частью Днепра и часто затапливается паводковыми водами. Средняя - плавно повышается, так что в некоторых местах перепад отметок достигает 8 м. По средней террасе проходит русло реки Гнилокиш, приводившей к заболоченности всей территории левобережья. Верхняя, переходящая в коренной берег, местами возвышается над зеркалом воды до 15 м. В северной части верхняя терраса служит водоразделом и имеет обратный уклон в сторону реки Кильчени.

Генеральный план города включал в качестве важного раздела разработку специальных гидротехнических мероприятий по борьбе с грунтовыми и паводковыми водами. На правом берегу, между железнодорожными мостами, намечалось строительство набережной, на левом берегу, в створе этих же мостов - обвалование территории. Для понижения уровня грунтовых вод правого берега сооружалась целая система горизонтального дренажа. По другую сторону Днепра, на реке Гнилокиш, с этой целью прокладывался осушительно-дренирующий канал. Кроме того, было предложено углубить русло канала и организовать по нему движение речного транспорта. Началась мелиорация всех заболоченных территорий: Амур-Нижнеднепровска, Диевки, Мандрыковки, Иосифовки и ряда других районов.

При определении перспектив развития города был принят во внимание его основной градообразующий фактор - рост промышленных мощностей. Изучены и проанализированы вопросы реконструкции старых и создания новых промышленных предприятий: во-первых, целесообразность логического завершения технологического процесса на существующих предприятиях, включая использование отходов производства; во-вторых, наличие промышленного или сельскохозяйственного сырья; в-третьих, требования полноценного использования свободной рабочей силы, в том числе обеспечение женской занятости; в-четвертых, необходимость удовлетворения потребительских нужд городского населения.

В ходе реализации генерального плана возникла необходимость в уточнении очередности этапов его осуществления. В связи с этим в 1936 г. разрабатывается трехлетний план строительства, регламентирующий сроки выполнения проекта планировки и реконструкции города на период с 1936 г. по 1938 г. По этому плану первоочередное жилищно-гражданское строительство намечалось вести на основных улицах города: набережной Днепра, проспектах К. Маркса и Пушкинском. В то же время предполагалось дальнейшее развитие города на левом берегу, вдоль линий транспортных связей. По комбинированному мосту, сочетающему железнодорожное и автомобильное движение, кроме того, был пущен трамвай. В районы нового строительства заблаговременно провели водопровод. Город энергично обживал оба берега реки.

В соответствии с предложениями генерального плана началось строительство набережной. Небольшая береговая полоса у бывшего наплавного моста уже тогда была одета в гранит. Здесь же в середине 30-х годов приступили к сооружению грандиозного Дома Красной Армии (объемом 100000 м3) по проекту архитекторов Г. Швецко-Винецкого и Б. Кащенко, победивших на Всесоюзном конкурсе с очень сильным составом участников. По сути дела это был первый шаг в формировании архитектурного облика набережной. Город, ранее фактически отрезанный от Днепра, начал выходить к его берегам. Война прервала строительство, задержав еще на одно десятилетие создание набережной в Днепропетровске.

Генеральным планом 1933 г. было определено террасообразное построение, архитектурной композиции высокого правого берега реки в полном соответствии с характером рельефа местности. Нижняя терраса проходила по набережной, вторая ступень - по просп. К. Маркса, следующая лежала на Пушкинском просп., самая верхняя находилась на вершинах городских холмов.

Чтобы осуществить снос малоценного жилья в густонаселенном районе города, было принято решение (по примеру Москвы и Ленинграда) о создании резервного жилого фонда, который сделал бы возможным проведение широких реконструктивных мероприятий. Проектом предусматривалась квартальная система застройки города. В состав обобществленного сектора квартала входили обслуживающие учреждения - клуб-столовая, детский сад и детские ясли. По периметру квартала располагались жилые дома. В 30-е годы предпочтение полностью отдавалось периметральной или рантовой композиции кварталов, пришедшей на смену строчной застройки 20-х годов. Реконструкция усложнялась необходимостью максимально сохранить ценный капитальный жилой фонд. Конфигурация кварталов выбиралась таким образом, чтобы оставить в неприкосновенности наибольшее количество пригодных для использования старых зданий, и участки периметра квартала достраивались новыми сооружениями. Там, где это было вызвано крайней необходимостью, допускался частичный снос старых зданий. Строения, находящиеся внутри квартала, оставлялись на время "естественного доживания". Жилой дом на углу просп. К. Маркса и ул. Мостовой, завершенный строительством в 1935 г. по проекту архитектора В. Самодрыги, был одним из первых в городе, созданных в соответствии с изменившейся стилевой направленностью. 100-квартирный жилой дом композиционно закрепил пересечение главной магистрали с одним из поперечных проездов к Днепру. Первый этаж, частично отведенный под магазин, украшен трехчетвертными колоннами дорического ордера, что придало зданию торжественность и монументальность. Большие окна-витрины говорят о назначении расположенных за ними помещений. В качестве художественного оформления стен удачно использована мощная пластика ограждений балконов, живописные ряды балясин создают изящный светотеневой эффект на фасаде. Стены, как это было принято в эпоху классицизма, оштукатурены в мажорной цветовой гамме, полученной сочетанием желтого поля стены с белыми колоннами и балконами.

В середине 30-х годов снова вернулся к творческой практике А. Красносельский, кипучей деятельностью как бы наверстывая вынужденный простой в период конструктивизма. В 1936 г. по его проекту был построен трехсекционный жилой дом на углу улиц Чкалова и Короленко. Планировка дома отражает характерные приемы того времени. Композиционное решение фасада отличалось широким использованием элементов классического наследия. Архитектурный акцент сделан на угловой скошенной части здания. Здесь на высоту первых двух этажей поставлен ряд колонн ионического ордера, поддерживающих балюстраду со скульптурами. Выше, на следующих двух этажах, ионические колонны сменяются пилястрами с коринфскими капителями. На следующем углу ул. Короленко, при пересечении ее с ул. Челюскина, архитектор А. Красносельский в 1940 г. построил еще один жилой дом, в котором повторен принцип ярусного членения фасада. Правда, в этом доме таких ярусов не два, а три, и нижний на высоту двух этажей подчеркнут рустовкой. Прием горизонтального членения стены на несколько поясов был излюбленным в то время. В этом плане представляет интерес жилой дом на ул. Ленина, 9, построенный по проекту архитектора М. Клебанова. Двухъярусный фасад, рустованный неглубоким швом на всю высоту стены, украшен балконами с изящными балясинами.

Важным звеном реконструкции центра города явилось формирование одной из центральных городских площадей в районе пересечения просп. К. Маркса с поперечной магистралью, ведущей к проектируемому Новомосковскому шоссе. На месте, где когда-то располагались торговые ряды, было решено создать крупнейшие в городе торговые предприятия: Центральный универмаг и "Детский мир". Проектирование этих архитектурных объектов было поручено А. Красносельскому. На месте строительства оказались сложные гидрогеологические условия. По предложению инженера М. Шермана под фундаменты было подведено дренирующее основание с отводом воды в ливневую канализацию. В качестве несущих конструкций универмага были использованы железобетонные трехпролетные четырехэтажные рамы, соединенные в уровне этажей системой продольных прогонов, образующих кессонную структуру перекрытий. Рабочие залы трех этажей универмага рассчитаны на одновременное посещение 1200 покупателей. На четвертом аттиковом этаже расположены бытовые и служебные помещения. Подвал отведен под склады и распаковочные. Связь между этажами осуществлялась тремя лестницами, открытыми с одной стороны. Промежуточные площадки лестничных маршей полукруглыми выступами выходят за пределы здания, образуя вертикальные членения на фасаде. Архитектурное оформление фасадов выполнено с использованием классических форм, но с присущим автору творческим подходом. Капители пилястр" и колонн только приблизительно напоминают коринфские, демонстрируя блестящее индивидуальное мастерство автора в прорисовке деталей. Смело нарушает А. Красносельский классические каноны при формировании объемно-пространственной композиции здания. На главном фасаде универмага архитектор неожиданно запроектировал центральный портик западающим, что позволило организовать удобную площадку перед входом в здание. Аналогичным образом запроектирован "Детский мир". В натуре была осуществлена только одна центральная часть.

На смежной, более высокой городской террасе, где расположена ул. Комсомольская, идущая параллельно центральному проспекту К. Маркса, также возводились новые общественные сооружения. Здесь в середине 30-х годов было построено здание облземотдела. В его архитектуре авторы В. Самодрыга и А. Юхилевич продолжили начатые еще во Дворце профилактики приемы освоения русской классики.


На вершину самого высокого городского холма подымается просп. К. Маркса и выходит на Октябрьскую пл. В конце 30-х годов процесс размежевания проспекта и площади был окончательно завершен. В те годы такое решение рассматривалось как упорядочение существующей градостроительной ситуации, в которой площадь воспринималась огромным бесформенным пространством.

Слева от исторического музея в 1939 г. стали возводить краеведческий музей. Здание проектировали и начали строить еще до революции, были возведены только стены.
В 1939 г. оно было достроено и реконструировано под проектный институт Днепрогипротранс. В завершающей стадии проектирования принимал участие архитектор А. Витлин.
В композиции фасадов использованы традиционные формы классики, стилистически увязанные с архитектурой существующих на площади Преображенского собора, старого здания Исторического музея и главного корпуса Горного института, размещавшегося на противоположной стороне проспекта. Выразительность пластики нового музея достигнута прежде всего благодаря устройству глубоких ниш на фасаде. Карниз над ними имеет небольшую раскреповку, в каждой нише на всю высоту здания установлена пара коринфских колонн. Над карнизом находится аттиковый этаж меньшей площади, конфигурация которого не совпадает с планом основных этажей здания. В результате на кровле получились широкие террасы, огражденные балюстрадами. Стены здания вычерчивают в плане один рисунок, карниз - другой, аттиковый этаж - третий. Все это значительно обогащает объемно-пространственную композицию сооружения.

В 1936 г. начались занятия в новом корпусе университета на просп. К. Маркса, созданном по проекту реконструкции архитекторов А. Красносельского и В. Самодрыги. Это была совместная работа учителя и ученика. Авторы надстроили четвертый этаж сооружения, умело объединив отдельные его части в единое композиционное целое.

При перестройке коммерческого училища под облисполком перед А. Красносельским стояла довольно сложная задача преобразования одного типа здания в совершенно другой. Помимо решения чисто функциональных задач, немалые сложности представлял вопрос создания нового образа сооружения с учетом сохранения старой коробки. Увеличив высоту здания путем надстройки, автор композиционно подчеркнул его центральную часть, разместив здесь зал заседаний, что придало необходимую торжественность и значимость. Реконструкция театра им. А. М. Горького - последняя работа А. Красносельского. Она была завершена перед самой войной. Архитектор и здесь остался верен себе, продемонстрировав свободное творческое отношение к канонам. Фронтон, который должен покоиться на колонном портике главного фасада, сдвинут назад, уступая место скульптурам на карнизе. В фронтоне за ними устроены оконные проемы для освещения фойе. Такое, прямо скажем, "дерзкое" обращение с классической традицией было в то же время вполне оправданным, так как давало возможность полностью использовать существующую стену старого театрального здания. Талантливый архитектор не только никогда не избегал проблемных ситуаций в творчестве, а скорее искал их, что позволяло ему проявить изобретательность и виртуозное мастерство. Работы А. Красносельского оставили яркий след в архитектурной практике Днепропетровска.

В 1935 г. в парке им. Т. Г. Шевченко по проекту архитекторов Г. Швецко-Винецкого и В. Ковалевича был построен Зеленый театр, рассчитанный на специальный репертуар, включающий массовые представления на открытом воздухе. Сооружение предназначалось, в основном, для организованной самодеятельности масс. В то же время театр служил универсальным зрелищным сооружением, позволяющим проводить митинги, собрания, народные празднества. Действие происходило на открытой круглой площадке сцены-арены, позади которой размещалась музыкальная раковина. Амфитеатр был рассчитан на 2500 сидящих и 500 стоящих зрителей. Авторы проекта продумали сценарий восприятия архитектурного объекта во времени и движении: к театру, утопающему в зелени, ведет одна из центральных дорог парка, и вначале посетитель не видит сооружения - при приближении оно раскрывается все сразу, так как зритель смотрит на него сверху вниз, охватывая единым взглядом всю панораму. К сожалению, во время войны Зеленый театр сгорел, и сейчас частично восстановлен только амфитеатр.

Бурное развитие города опередило все предварительные прогнозы и планы. С 1926 по 1939 г. население Днепропетровска выросло более чем в два раза и превысило 500 тыс. человек. Генплан, завершенный в 1933 г., к началу 40-х годов по многим позициям оказался исчерпанным. Возникла необходимость в составлении следующего генерального плана, рассчитанного на более длительную перспективу. Он был разработан в Гипрограде в 1941 г. архитекторами В. Ореховым и Н. Коломийцем. В новом генплане было уточнено функциональное распределение территорий, получила дальнейшее развитие транспортная схема города. Общественный центр снова был возвращен на центральный просп. К- Маркса. Главная площадь намечалась на пересечении просп. К. Маркса с продолжением Новомосковского шоссе на правом берегу Днепра. Усиливалось значение поперечных улиц, связывающих город с рекой.

Во вновь созданном генплане в полном объеме учитывались основные географические факторы и были сделаны все необходимые технико-экономические обоснования. Успешному воплощению проекта в жизнь помешала война. 1933-1941 гг.- период архитектурной жизни Днепропетровска, ознаменовавшийся, прежде всего, грандиозными преобразованиями, получившими отражение в новых генеральных планах города. В планировочной структуре Днепропетровска все явственнее стала проступать радиально-замкнутая схема, объединившая оба берега реки. Основные городские магистрали находили планировочное продолжение по обе стороны Днепра. Таким образом, прямоугольная сетка улиц старого города была включена в более крупномасштабную радиально-кольцевую систему. При этом Днепр перестал играть роль барьера, отделяющего правый берег от левого, хотя еще сохранялось композиционное противопоставление двух частей города. Урбанизированную панораму обжитого правого берега контрастно дополняла парковая зелень левого.

Впервые в истории города был возведен небольшой участок каменной набережной, положивший начало формированию речного фасада Днепропетровска. Здесь начали строиться крупнейшие общественные сооружения. Город стал приобретать очертания компактного пятна, равномерно развивающегося как вдоль водного диаметра, так и в перпендикулярном направлении. Эта градостроительная тенденция поддерживалась в течение многих лет. Центральный проспект города выравнивал свою высоту" стремясь к единой линии карниза. За исключением центра, в Днепропетровске по-прежнему преобладала малоэтажная застройка, так что трудно было уловить границу между приусадебным жильем городских окраин и близлежащими пригородами. Город как бы незаметно и постепенно вырастал из окружающей среды.

История города:

вул. Чкалова, 23,
1920-1940 гг.
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте