Темы "русского" стиля с соответствующими изменениями, обусловленными развитием образных систем и художественных приемов, варьировались в сооружениях города, возведенных и в последующий период. Среди них можно назвать одноглавые с пристроенными колокольнями Покровскую (1870 г.) и Благовещенскую (1894 г.) церкви.
Не обошлось в Екатеринославе без увлечения другими стилевыми направлениями - в частности, неоготикой. Именно в этом образно-художественном ключе решен построенный в середине XIX в. Английский клуб на углу Екатерининского просп. и Воскресенской ул. Главным архитектурным мотивом здания является ритмичное чередование высоких стрельчатых окон.
Значительным достижением в благоустройстве города явилась реконструкция Екатерининского просп., начатая в 1847 г. Дотоле немощеная, неухоженная улица, прерывавшаяся "провальями" и ручьями у подножия горы, пыльная наверху и заболоченная в низинах, постепенно превратилась в благоустроенную магистраль с мощеным шоссе посредине и бульварами по бокам.
Характеризуя застройку города начала 60-х годов XIX в., один из современников отмечал, что в ряду губернских городов России Екатеринослав занимал "среднее место по величине и красоте построек". Однако как местную достопримечательность, украшающую город, выделял проспект, к которому примыкали лучшие постройки.
В 1862 г. в Екатеринославе насчитывалось 315 каменных и 3060 деревянных домов (в 1847 г. соответственно 57 и 1461), а население составляло около 20 тыс. чел. Промышленность города состояла из суконной фабрики, небольшого чугуноплавильного, нескольких кирпичных, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных заводов, а также ветряных и водяных мельниц. Перспективы экономического развития города, расположенного на Днепре выше порогов, представлялись весьма скромными.
Строительство в 1884 г. железной дороги и железнодорожного моста через Днепр резко изменило экономическое положение Екатеринослава, оказавшегося в центре нового, быстро развивающегося промышленного района капиталистической России, использующего угольные запасы Донбасса и рудные кладовые Кривого Рога. Город начинает превращаться в крупный центр черной металлургии и металлообрабатывающей промышленности. 10 мая 1887 г. здесь вступил в строй Александровский Южно-русский металлургический завод. Вскоре к нему прибавились трубопрокатный, железоделательный, сталеплавильный, бетонный и другие заводы. Возрастает торговое значение Екатеринослава. Быстрыми темпами увеличивалось население: в 1887 г. оно составляло 48100, в 1897 г.- 121216, в 1912 г.- 218578 человек. Накануне первой мировой войны на промышленных предприятиях города было занято свыше 50 тыс. рабочих.
В 1890 г. в Екатеринославе возник первый марксистский кружок, в 1897 г. был создан "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" во главе с И.В.Бабушкиным и И.X.Лалаянцем, преобразованный в 1898 г. в Екатеринославский комитет РСДРП. Массовые выступления рабочих отмечались в 1898, 1901, 1902, 1903 годах. Екатеринославский пролетариат, руководимый большевиками, активно участвовал в революции 1905-1907 гг. Рабочий Александровского завода большевик Г.И.Петровский был избран в 1912 г. депутатом в 4-ю Государственную думу, где возглавил фракцию большевиков.
Исторические и социально-экономические условия капиталистической России, становление и развитие промышленности самым непосредственным образом сказались на дальнейшем градостроительном росте Екатеринослава, привели к значительным и противоречивым коррективам былых генеральных планов, во многом изменили архитектурный облик города.
Например, линия железной дороги, обусловленная местоположением мостового перехода через Днепр, разделила территорию города на две фактически обособленные части, воспрепятствовав его логичному развитию по течению реки. Еще незастроенные земли за железной дорогой со стороны Новых Кайдаков были проданы промышленным товариществам для размещения заводов. Это свидетельствовало об отказе от градостроительных идей генерального плана 1817 г.
Градостроительная чересполосица усугубилась почти хаотичным размещением в пригородах промышленных предприятий, подъездных путей, рабочих слободок и поселков. Так, за Аптекарской балкой разрослась Чечелевка, по другую сторону железной дороги, ближе к Днепру - Старо- и Новофабричная слободки, за Брянским заводом с Новыми Кайдаками слилась слободка Брянская. По сравнению с застройкой центра города рабочие слободки отличались измельченностью кварталов, дробностью дворовых участков, наличием узких улиц, переулков и тупиков.
За городским кладбищем и Старогородной ул. выросло 30 кварталов так называемых Новых планов. Одновременно с размещением ряда предприятий и рабочего поселка Амур на левобережье наметилось развитие города на обоих берегах Днепра.
В период экономического подъема Екатеринослава на рубеже XIX - ХХ вв. повысилось благоустройство центральных районов города, совершенствовались водопровод и канализация, появилось электрическое освещение. В 1897 г. в городе начал работать трамвай. Строились новые жилые и общественные здания: доходные дома, особняки, гостиницы, административные учреждения, банки, конторы, учебные и культурно-зрелищные заведения. Повышалась этажность зданий и плотность застройки, которая на главных магистралях нередко смыкалась в сплошную стену. В архитектуре отражались социальные противоречия капиталистической действительности, росли контрасты между жилищами имущих слоев и жалкими лачугами рабочих окраин.
В этот период для Екатеринослава работают зодчие Петербурга, Москвы, Харькова и других городов. Здесь складывается солидная местная архитектурная школа.
Выдающимся инженерным и архитектурным сооружением Екатеринослава стал двухъярусный металлический мост через Днепр, построенный в 1884 г. по проекту Н.Белелюбского. Символизируя достижения отечественного мостостроения, демонстрируя возможности использования металлических конструкций в строительстве, мост сыграл большую роль в судьбе города, способствуя его развитию. В последующем металлоконструкции прогрессивных для своего времени решений широко применялись в строительстве промышленных предприятий Екатеринослава.
Жилая застройка центральных районов города конца XIX в. состояла, в основном, из 2-3-этажных домов. Характерной особенностью местной строительной школы было мастерское владение кирпичом, из которого почти со скульптурной пластичностью, выполнялись разнообразные архитектурные детали и декор - дверные порталы, оконные наличники, цоколи и карнизы, колонны, полуколонны, пилястры, капители и прочие элементы. Многие здания возводились с неоштукатуренными фасадами, демонстрируя достижения "кирпичного стиля". В художественно-стилевом отношении строения выглядели разнообразно: одни своим декоративным убранством напоминали о прототипах европейского неоренессанса, другие тяготели к классицизму, в иных повторялись мотивы архитектурного романтизма, многие отличались самыми неожиданными сочетаниями разностильных элементов.
Немало подобных зданий сохранилось доныне по улицам Шевченко, Комсомольской, Исполкомовской и др. В ряду таких сооружений определенным изяществом, тонкой прорисовкой и пластикой деталей и декора выделялся особняк по нынешней ул.Д.Бедного, 5, построенный по проекту Д.Скоробогатова в конце XIX в.
С наступлением XX в. в жилой застройке Екатеринослава появляются многоэтажные доходные дома. Рядом со зданиями, архитектурные формы и декор которых перепевают мотивы классики, нередко соседствуют дома, построенные в стиле модерн. Такое обычное для тех времен соседство ныне можно наблюдать, например, в застройке ул.Комсомольской, где рядом с протяженным 3-этажным домом, щедро украшенным развитыми полуколоннами, сложными наличниками и карнизными тягами (дом №9), возвышается 5-этажный корпус бывшего доходного дома, возведенного зодчим-модернистом (дом №7). С богатой пластикой этих зданий контрастирует почти аскетичный облик соседнего 5-этажного дома (№5), где протяженные вертикали и сдержанный декор, присущий модерну, подчеркивают тектонику и структуру этого строения.
К числу лучших сооружений, возведенных в стиле модерн, можно отнести дом, расположенный на углу улиц Шевченко и Гоголя. 2-этажный с цокольным этажом, увенчанный угловой башенкой, он отличается хорошими пропорциями, соразмерностью целого и частей, добротностью деталей и декора. О профессиональных призязанностях бывшего владельца особняка рассказывают помещенные на фасадах барельефы на темы горнорудной промышленности. Во дворе сохранилась интересная железобетонная террасная лестница, которая в прошлом вела в сад.
Заметным событием в архитектурной жизни Екатеринослава явилось строительство в 1910-1913 гг. доходного дома. В разработке проекта принимал участие петербургский архитектор П.Фетисов. В образном решении и декоре здания были использованы мотивы украинского народного монументального зодчества эпохи барокко.
Одним из наиболее примечательных сооружений города стало здание театра-клуба Общественного собрания, построенное в 1912 г. по проекту харьковского архитектора А.Гинзбурга. Аскетичные, но выразительные формы здания, сооруженного из железобетона, подчеркивают соответствие внешнего облика и внутреннего пространства. Здесь мастерски использованы конструктивные и художественные возможности железобетона.
На рубеже XIX - XX вв. начала интенсивно застраиваться нагорная часть Екатерининского просп. в районе Соборной пл. В 1899-1901 гг. на месте обширного пустыря по проекту академика А.Бекетова возводится в стиле модерн комплекс зданий Высшего горного училища (первоначальный облик ансамбля изменился в результате достроек и реконструкций, осуществленных по проекту братьев Бернардацци после преобразования в 1912 г. училища в Горный институт).
По другую сторону проспекта, на одной оси с Преображенским собором, в 1903-1905 гг. по проекту гражданского инженера Г.Панафутина строится здание Екатеринославского краевого историко-археологического музея им.А.Н.Поля. Выразительное сооружение, решенное в традициях неоклассики, вполне соответствовало требованиям своего времени. По проектам Панафутина в 1910-х годах построены биологическая станция Горного института, больница Красного Креста, ряд железнодорожных сооружений. Он преподавал строительное искусство и архитектуру в Горном училище и институте, способствуя совершенствованию местной архитектурной школы.
В 1904-1905 гг. на проспекте было реконструировано старое и построено новое здание почтово-телеграфной конторы, сохранившееся поныне (авторы - гражданский инженер Бочаров и архитектор А.Миклашевский). Неподалеку от вокзала в 1905-1907 гг. по проекту А.Бекетова возводится огромное здание Управления железной дороги.
По проектам екатеринославского губернского архитектора Ф.Булацеля в городе строятся Зимний театр (1906-1907 гг.), здание Коммерческого клуба (1911 г.), театр Английского клуба (1913 г., совместно с А.Петровецким). В этих добротных строениях сочетались черты архитектурного академизма с модерном.
В городе работало немало талантливых зодчих. Однако, пожалуй, наиболее значительную роль в преобразовании архитектурного облика старого Екатеринослава сыграл инженер-архитектор, воспитанник Института гражданских инженеров Д.Скоробогатов, который почти три десятилетия, с 1890 по 1917 гг., работал здесь городским архитектором и продолжил творческую деятельность в годы Советской власти. В архитектурном творчестве Д.Скоробогатов был сторонником классического направления, академизма, отдавая определенную дань и модерну.
С его именем связаны разработка и реализация проектов коммунального благоустройства города 1890-х годов - замощение улиц, устройство кирпичных и железобетонных подземных коллекторов и водостоков, прокладка первых трамвайных линий, строительство трамвайного и пожарного депо, городских боен и т. п. В конце XIX в. Д.Скоробогатов строит детскую больницу на Пушкинском просп. Здание имеет классическое пятичастное деление фасадов с акцентировкой центрального и боковых ризалитов. Главные входы подчеркнуты портиками, опирающимися на первый этаж.
Творческой удачей зодчего стало здание Городской думы, возведенное на Екатерининском просп. в 1900-1901 гг. В архитектурном облике сооружения просматриваются черты близости к так называемому венскому ренессансу. Несмотря на сложность участка (значительный перепад рельефа вдоль главного фасада), здание имеет центрическую композицию объемов, подчеркивающую монументальность и парадность общественного сооружения. Среди немногих сооружений зодчего, решенных в модернистском плане, можно назвать казармы Феодосийского полка (1908 г.). В числе творческих достижений Д.Скоробогатова - такие важные для города объекты, как 2-е реальное училище (1908 г.), 1-я женская гимназия (1908 г.), 2-я мужская гимназия (1910 г.). Коммерческое училище, построенное в 1909-1912 г., сразу же было отнесено к числу лучших сооружений города. Первоначально (до перестройки 1930-х годов) это было 3-этажное, классического облика здание с пятичастным делением фасадов. Центральный и боковые ризалиты на уровне второго-третьего этажей были украшены стройными колоннами коринфского ордера.
С 1912 г. в Екатеринославе работал другой талантливый зодчий А.Красносельский. Здесь он построил несколько доходных домов по улицам Крутогорной (1910 г.), Садовой и Тихой (1914 г.), сиротский приют (1915 г.), анатомический корпус Мединститута (1916 г.) и ряд других сооружений. Уже в то время определились стойкие привязанности зодчего к неоклассическим формам архитектуры. Расцвет творчества А.Красносельского приходится на годы Советской власти.
Заканчивая обзор застройки Екатеринослава капиталистического периода, можно сделать вывод, что здесь с некоторой замедленностью и поправкой на местные условия повторялись основные тенденции и противоречия развития отечественной архитектуры. В сооружениях города конца XIX - начала XX в. прослеживается широкая палитра архитектурных направлений: эклектика, реминисценции ордерных стилей - неоренессанс и неоклассицизм, поиски национальных форм, модерн. Конкретные архитектурные решения в немалой степени зависели от квалификации и художественных привязанностей зодчего, вкусов заказчика, потребностей и экономических возможностей города.
В революционную эпоху с ее глубокими социальными потрясениями, ломкой отживших устоев и форм общественной жизни, культуры, искусства город вступал с надеждой на грядущее обновление. Его принесла Великая Октябрьская социалистическая революция.
ІСТОРИЧНЕ ФОТО |
Управління Катерининської залізниці, 1840-1920 гг. |