В последнее время в Украине все чаще звучит словосочетание "электронное правительство". Оно напоминет полумифическое блюдо "дефлопе" из фильма "О чем говорят мужчины" — то самое, которое "лучшее", и означает, что во всех ресторанах "дефлопе" уже есть, и только незадачливый герой его еще ни разу не пробовал. Так и с е-управлением: практически у всех соседей Украины это уже работает, и только мы пока не особо понимаем, что же имеется ввиду: то ли нас захватит враждебный искусственный интернет, как в "Терминаторе", то ли вся власть переедет в "Фэйсбук". "Сегодня" разобралась в вопросе и выяснила, что такое электронное правительство, что нужно для его создания и когда же мы сможем голосовать, не выходя из дома.
Естественно, е-правительство — это не роботы, управляющие человечеством, а модель госуправления, которая использует современные компьютерные технологии и сеть интернет. В идеале она повышает эффективность и прозрачность власти и позволяет обществу контролировать ее. Другими словами, такое правительство — это масштабная информатизация всех процессов в обычной деятельности министерств, ведомств и местных органов исполнительной власти.
"Пионерами" в сфере электронного правительства принято считать западные демократии. Но в целом они только придумали словосочетание, а первым идею правительственного портала реализовал Сингапур, в конце 1990-х годов. Его портал не только предоставлял информацию о правительственных органах, но и позволял совершать действия, для которых ранее гражданину нужно было идти в госучреждение. Сейчас сервер поддерживает несколько разделов: бизнес, оборона, образование, занятость, охрана здоровья, жилье, правопорядок. К примеру, для того чтобы пожениться, сингапурцу не обязательно идти в местный аналог загса — достаточно зайти в раздел "Семья" и зарегистрировать брак. А чтобы вызвать полицию (или сообщить о правонарушении), нужно зайти в раздел "Правопорядок".
В США в 2000 году стартовал проект FirstGov, объединивший около 20 тысяч сайтов госорганов. До 2002 года американцы могли оформить по сети водительскую лицензию и заполнить некоторые документы, а к 2005 году появился единый сайт федерального правительства, через который граждане могут общаться напрямую с представителями высшей и местной власти.
В Европе лидером является Великобритания — там правительственные услуги предоставляются через интернет, мобильную связь, цифровое телевидение и колл-центры. Граждане могут получать справки и документы, подавать жалобы, заполнять налоговые декларации и видеть, как на их запросы реагируют органы власти в режиме онлайн.
В целом, электронное правительство делится на три уровня реализации. Первый — "Правительство — гражданам" (Government 2 Citizens, G2C): позволяет людям намного меньше стоять в очереди за справками, формами и иной информацией. При этом бюджет экономит ресурсы, а граждане — деньги. Второй — "Правительство — бизнесу" (Government 2 Business, G2B): позволяет автоматизировать налоговые выплаты, проводить электронные тендеры на поставку продукции и так далее. Интересен тот факт, что Швеция, сэкономив на электронной системе закупок 50% средств, теперь закупается только "по сети". Грузия также сумела сэкономить около 200 миллионов долларов, внедрив подобную систему. Третий уровень — "Правительство — правительству" (Government 2 Government, G2G): позволяет автоматизировать отношения и документооборот между ведомствами, управлять работой госаппарата, вести внутреннее делопроизводство и координировать деятельность региональных управлений и территориальных подразделений. То есть отказаться от "бумажек", которые могут идти из столицы в область неделю.
Принципы:
Этапы:
Поскольку в вопросах электронного правительства мы — новички, равняться нам нужно на страны, которые успешно внедряют у себя информационные технологии в области оказания услуг и управления государством. Ближайший сосед, у которого можно смело брать пример, — Молдова. У них процесс начался недавно: в 2010 году было принято само решение, а уже в 2011-м появилась команда, которая приступила к созданию проектов. "Сегодня" удалось поговорить с сотрудниками государственного Центра электронного правительства Молдовы, которые рассказали нам о своих успехах и неудачах.
"Концепт разрабатывался совместно с Всемирным банком, который выделил на него $20 млн. Парламент страны его согласовал, приняв международные нормы, мы составили план кофинансирования, — рассказывает Артур Рябой. — Позже появились и другие доноры. В 2010-м мы готовились, а в 2011-м создали стратегию развития, где были прописаны 13 направлений. Дальше по каждому из этих направлений разрабатывались законопроекты". Среди этих решений — оцифровка публичных услуг, обеспечение каналов доступа для граждан, создание общей государственной технологической платформы и дата-центров, развитие ИТ-потенциала в государстве и так далее. Помимо этого, на каждый год разрабатывался отдельный план.
"Раньше в Молдове работало одно учреждение, в котором можно было получить справку о несудимости, — рассказывает Влад Маноил. — Естественно, очереди были огромные, по 800—1000 человек в день. Мы начали с того, что граждане смогли заказать эту услугу по интернету. Да, все еще нужно было ехать в центр, но только чтобы забрать готовую справку. После того как появилась платежная система, граждане получили возможность ее оплатить и заказать доставку в местное отделение МВД. В итоге не надо ехать в столицу и тратить несколько дней — на заказ, а потом и на получение". По той же схеме пошли учреждения, выдающие акты гражданского состояния — свидетельства о рождении, смерти и так далее. В результате сейчас житель Молдовы через сайт центра может заказать необходимые документы, получить справки и увидеть доступную информацию о разных ведомствах.
Еще одно решение Молдовы — создание mCloud, облачного сервиса, на который "переселилась" половина министерств и ведомств страны. Вся информация на "клауде" дублируется, дата-центр обладает запасными источниками энергии, линиями связи, генераторами и охлаждающими элементами. На очереди — вторая фаза: страна собирается приобрести еще один дата-центр и соединить все существующие учреждения в единое "облако".
"Еще до недавних пор 98% жителей не платили карточками в магазинах, только снимали наличность в банкоматах, — объясняет Маноил. — Не говоря уже об интернет-покупках. Сейчас ситуация значительно улучшилась. А ведь шансов, что украдут кошелек, гораздо больше, чем у электронного мошенничества". Кроме боязни новых технологий, была и другая проблема: сами руководители и служащие министерств не понимали, как перейти от бумаги к цифре. Так что "политическая воля" крайне важна.
Ну и, конечно, процесс внедрения современных технологий сложен. "Будьте готовы к тому, что первый год, два, три, четыре результатов вы не увидите — это особенность процесса, он сложный и трудоемкий, — подчеркивает Артур Рябой. — Но не стоит ждать, когда будет готово все и сразу, иначе можно опоздать. Делайте, как мы — понемногу. Как с этой справкой — хотя бы возможность заказать ее. Не ждите создания системы оплаты".
В целом же, объясняют специалисты, процесс создания электронного правительства бесконечен: "Посмотрите на Эстонию. Они начали делать это с 2003 года и до сих пор не закончили".
Еще в 2003 году правительство Януковича выпустило постановление о создании электронного правительства. С тех пор, до прошлого года, никто о нем не слышал. Сейчас "процесс пошел": развитием его занимается Госагентство по вопросам электронного правительства; создана рабочая группа; начались консультации с Молдовой, Польшей и Эстонией; создаются "зеленая" и "белая" книги (сборники схем по созданию); готовятся изменения в законодательстве — в частности, закон об открытых данных и электронное обращение граждан. "В первую очередь мы хотим добиться эффективной и прозрачной работы власти и дать населению и бизнесу качественные электронные услуги, — объясняет глава Агентства Александр Рыженко. — Кроме того, нужно развивать ИТ-сферу, улучшить сотрудничество разных органов власти. В планах — электронные закупки, информатизация судов, охраны здоровья и образования. Первые результаты уже есть: Государственная архитектурно-строительная инспекция согласилась шагнуть в будущее. Теперь по сети можно зарегистрировать сообщение и декларацию о начале подготовительных или строительных работ. В данный момент Агентство работает с Минэкологии, чтобы сделать доступными их услуги. В экспериментальном режиме работает и портал открытых данных data.gov.ua, на котором все желающие могут увидеть разные регистры и списки, включая некоторые статистические данные Госстата, МВД, Минэкономики.
Результатом должна стать оптимизация денег и ресурсов. Кроме того, граждане смогут участвовать в бюджетоуправлении. "В Мексике, к примеру, часть бюджета города "отдают" гражданам. И они голосуют, на что его нужно потратить", — рассказывает Рыженко. Но есть и проблемы. Первая — плохая координация между разными ведомствами, вторая — отсутствие крупных средств. Третья же и основная — человеческий фактор: "Люди должны захотеть работать в электронном виде, работать прозрачно, — говорит Рыженко. — Это уменьшит контакт человека и чиновника и значительно уменьшит коррупцию. Мы это видим на примере строительной отрасли".
К 2020 году Украина должна быть "оцифрована". Это значит, что у граждан должен появиться единый кабинет, в котором можно заплатить налоги, получить информацию, заказать справки и услуги. В планах также — электронное голосование, но оно пока — утопия.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Бабули и жЭнцины в сфере бюрократии, которые типа будут с ней работать, вообще об этом вкурсе? Ответить | С цитатой