Просить милостыню на Руси никогда не считалось зазорным. Тем более на паперти храма. Однако времена меняются. Неоднократно приходилось слышать про серьезные конфликты церковных нищих с духовенством. О жизни современных попрошаек корреспонденту «Газеты…» рассказал обаятельный в общении мужчина, промышляющий уже около года у Свято-Преображенской церкви.
- Какая разница, кем я был раньше? – говорит Игорь. – Когда меня выгнали из дому, пошел собирать бутылки. Но это работа утомительная, стали болеть ноги. Тогда и пришел на паперть. «Смотрящих», как на зоне, здесь нет, принимают любого. Слава Богу, неподалеку от церкви живет сестра, сейчас квартирую у нее.
Впрочем, «домашняков», по словам Игоря, в нищенской общине, состоящей из десятка человек, всего двое – он и «Борода», бывший врач-терапевт. Остальные ночуют на вокзале. Отношения между нищими складываются товарищеские. Вместе просят, вместе скидываются «для сугреву».
- Правда, бегать в магазин, - улыбается Игорь, - как самому молодому, приходится мне. И потом – я же джентльмен! Есть, правда, у нас бывший афганец. Как напьется, так начинает рэкетом заниматься. По отношению к своим же. А иной раз развалится церковных ворот и дрыхнет. Кому такое понравится?
Отсюда и конфликты с батюшками, которые периодически пытаются мужиков с паперти убрать. Бывало, даже казаков вызывали, чтобы самых рьяных нагайками поучить. Однажды и сам Игорь по спине плетью схлопотал. Но не сильно, по-доброму.
- Тут ведь, - говорит мой собеседник, - разные люди стоят. Одни от безысходности, другие - лишь бы на выпивку насобирать. Мне скоро пятьдесят. Семьи нет, цели в жизни, по большому счету, тоже. Деликатесы мне не нужны. На вино «настрелял», выпил – и хорошо. Ведь просить – не воровать.
Сколько можно «настрелять» за день на паперти? В будни – гривен 10-15, не больше. Другое дело – праздники. На Пасху, Рождество заработок нищего может доходить и до 400 грн.
- Подает обычно лишь каждый пятый, - говорит Игорь, - как правило, мелочь. Самое большее, что мне давали – двадцатка. А вот афганцу однажды подфартило – сразу сотку подали.
Характерно, что некоторых нищих даже на порог церкви не пускают. Несмотря на то, что по православной традиции человек, получивший подаяние, должен отмолить его, во здравие жертвователя.
- Сам в храм захожу регулярно, - утверждает нищий-джентльмен. – Обязательно ставлю свечку Николаю-угоднику. Он ведь как-никак наш покровитель.
Кстати
Нищие пугают прихожан
Некоторое время назад корреспонденту «Газеты…» приходилось беседовать с нищими Свято-Троицкой церкви, которые очень жаловались на притеснения со стороны духовенства.
- Ведь как бывает, - прокомментировал тогда ситуацию настоятель храма отец Владимир, - нищий за подавшего молиться должен. А у нас тут есть одна женщина по кличке «Камбала», с глазом у нее что-то. Так она, если кто не подаст, проклинать его в голос начинает. Так, глядишь, и прихожан отвратить от церкви можно!
Обратите внимание
Согласно церковной традиции, подавать милостыню следует правой рукой, со словами: «Да не оскудеет рука дающего!»
Автор: Игорь Гусаров
Просим |
У церковной ограды |
ул. Центральная (сложные судьбы, добрые души) |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Тетку зовут Марина.Недавно видел ее на барабашовском рынке в Харькове,с неизменной кружкой в одной руке,а в другой традиционный приемник.Похоже поменяла днепровскую прописку на Харьковскую. Ответить | С цитатой
Если даешь милостыню, то просто давай, давай от чистого сердца... Ответить | С цитатой