Организатором события выступил Центр православной культуры «Лествица» (руководитель — протоиерей Игорь Собко, заслуженный работник культуры). Это был 25-й по счету концерт классической музыки в рамках проекта «Остров классики», и состоялся он по благословению Иринея, митрополита Днепропетровского и Павлоградского, при поддержке нардепа Андрея Шипко.
Цянь Чжоу родилась в Китае, училась в Шанхайской консерватории. Выиграв первый приз в Национальном конкурсе Китая в 1984 году, она через год отправилась в США, где блестяще окончила консерваторию Пибоди — одну из наиболее престижных в США. Слава обрушилась на Цянь Чжоу уже в 18 лет: она получила всемирное признание после блестящей победы в 1987 году на конкурсе Маргерит Лонг-Жака Тибо в Париже. Ломая все стереотипы в 50-летней истории конкурса, Цянь Чжоу выиграла не только Гран-при, но и все пять Основных призов. Ее победа и международное признание открыли двери во все самые престижные концертные залы мира. Более 20 лет Цянь Чжоу выступала в качестве солистки с самыми знаменитыми оркестрами в Европе, США, Азии и Африке. Сольные выступления Цянь Чжоу состоялись в Амстердаме, в Карнеги-холл в Нью-Йорке, Токио и Вене. «Вашингтон пост» восторженно отзывался о выразительном таланте скрипачки, отмечая тонкое и деликатное исполнение. Французская газета «Le Figaro» называла Цянь Чжоу «великим художником». А издание «Ла Nazione» во Флоренции отметило, что «ее выступление было вдохновенным, мощным, выразительным и техничным до кончиков ногтей. Ее назвали поэтом в этимологическом значении, потому что она — та, кто создает красоту и счастье». И вот она впервые в Украине.
Утром в день выступления музыкант дала короткую пресс-конференцию — на встречу с журналистами Цянь Чжоу пришла прямо с репетиции, заметно уставшая, но, несмотря на это, ответила на вопросы и продемонстрировала уникальную скрипку ХVIII века.
— Госпожа Чжоу, Вы легко приняли приглашение выступить на «Острове классики» в Днепропетровске? Какое впечатление на Вас произвела наша страна и наш город?
— Приглашение приняла с удовольствием. Люблю приезжать в эту часть земного шара, потому что здесь очень богатая культура. Здесь приятно и легко играть, потому что очень подготовленный зритель. Я впервые работаю с оркестром в Днепропетровске, поражена мастерством дирижера Наталии Пономарчук. Впервые я услышала выступление коллектива в Киеве, и для меня большая честь работать с ним сегодня. Наталия Пономарчук — прекрасный и очень чуткий музыкант. Лучшие музыканты мира почитают за честь исполнение скрипичного концерта Йоганеса Брамса, с которым мы сегодня выступим в вашем городе.
— Вы играете на уникальном инструменте 1737 года итальянского мастера Джованни Батиста Гваданини. Чувствуете ли вы ответственность за этот раритет?
— Нет, скрипка для меня не вещь, а, скорее, партнер, у инструмента есть душа, и я чувствую во время выступления родство душ. Возможность играть на этой скрипке мне щедро предоставил моq соотечественник — мистер Рин Keй Meй — владелец более 600 уникальных инструментов. Ведь скрипки, созданные в XVI—XIX веках, сегодня хранятся в частных коллекциях. Их стоимость достигает нескольких миллионов долларов.
Специалисты отмечают, что у инструментов Гваданини — глубокий, насыщенный, бархатный благородный звук. До этого я играла на инструменте Страдивари, Гваданини практически этого же уровня мастер. Говоря о скрипке Гваданини, хочется отметить, что Амати делал скрипки очень узкие и небольшого размера. За ним следует Страдивари, скрипки которого объемнее и рассчитаны на более широкую аудиторию. Этот инструмент Гваданини достаточно большой для скрипки, сравнительно широкий, и исполнителям с небольшими параметрами и небольшими руками достаточно тяжело на нем играть. Но звук очень богатый и очень отличается от инструментов Амати. Все скрипки делались из одного дерева, но у каждого мастера был свой клей и свой лак, что и влияет на звучание, голос инструмента.
Скрипка требует особого ухода и особенно страдает от повышенной влажности, которая негативно влияет на дерево. Для таких инструментов больше всего подходит сухой климат. Я живу в Сингапуре, где влажность достигает 100%. Это очень тяжело для инструмента и для исполнителя — трудно играть. Гораздо лучше играть где-нибудь в Греции или Испании, где влажность 50%. Но лучше всего инструмент открывается в климате таких городов, как Нью-Йорк. Днепропетровский климат для уникального инструмента тоже благоприятен.
— Музыка — тот вид искусства, который неизменно связан с другими тонкими нитями душевных движений. Известно, что Вы — не просто звезда мировой величины среди музыкантов, но и педагог, и художница. Как у Вас на всё хватает времени, и стоит ли ждать не только Ваших сольных выступлений, но и персональную выставку?
— Игра на инструменте требует много времени, и это главное. Сольное выступление требует подготовки, нужно глубоко исследовать, изучить произведение. Моим первым педагогом в США был Сыновский, выходец из России, пианист и скрипач. Педагог — это член команды, в консерватории со студентами мы именно команда. Выставка не планируется, рисую я немного, для себя, это, скорее, увлечение. Главное — музыка.
Живопись, поэзия, литература — все это инструмент познания музыки. У меня много друзей среди художников, искусствоведов. Я люблю посещать музеи, поразил Эрмитаж в Санкт-Петербурге, интересуюсь живописью, особенно эпохи Ренессанса, люблю русскую литературу, Достоевского и Чехова, которые оказали на меня большое влияние.
Самым первым музыкальным моим впечатлением было «Лебединое озеро» Чайковского. И я помню себя маленькой, когда отец просил что-то станцевать под эту мелодию. Думаю, что именно с этого момента у меня и началась большая любовь к музыке.
Автор: Людмила Маслова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |