|«« | «« | »» | »»| |
А знакомство с этой историей началось так. На Городской сайт обратилась группа неравнодушных жителей Тополя-3, рассказав о следующем:
- На этот крест со страшной надписью мы обратили внимание еще несколько лет назад. Кем и когда точно он был установлен, не знаем. Но видели, что за этим траурным знаком ухаживают несколько пожилых людей. Они периодически приходят на это место, очищают от мусора. Пару лет назад высадили возле креста цветы. Рядом установлены (правда, кем, тоже не знаем) лавочки, на которые можно присесть и помянуть погибших. В этом году этих стариков никто не видел, и, судя по запущенности территории, они, возможно, вообще здесь не появлялись. Но больше всего нас огорчает другое. Какие-то нелюди в прошлые годы крест несколько раз поджигали. Вместо него устанавливали новый. Почему бы на месте креста не установить более долговечный монумент? В этом году в Украине - огромный всплеск патриотизма. Так не разумней ли патриотизм проявить не в сносе памятников Ильичу, а в увековечивании памяти о жертвах той эпохи?! В этом благородном деле могли бы помочь политические партии, общественники – думаем, много средств и сил на это не потребуется… Рассказанная история заинтересовала. Но оказалось, что прояснить судьбу креста – совсем не просто…
Побывав на месте, убеждаюсь в обоснованности тревоги топольчан. С Запорожского шоссе поминальный крест заметить практически невозможно – он утопает в зарослях дикой зелени. Правда, среди кустов виднеются и высаженные некогда цветы, но их уже практически забил бурьян. К кресту прибита табличка со следующей надписью:
«На этом месте с 1937 по 1948 год по приговору НКВД СССР были без вины расстреляны жители нашего Сичеслава, в том числе Пушкарский И.Я. Вечная память всем им».
Редкие прохожие, спешащие по делам, пожимают плечами: ничего не знаем, ничего не слышали. Только единственная встреченная мною в этом районе жительница Тополя-3, Инна, практически дословно пересказывает уже приведенную нами историю. «Еще слышала, что за крестом есть могилы расстрелянных», - добавляет девушка.
Пробравшись в заросли, замираю в удивлении. В дикой посадке на почве явственно проступают очертания холмиков – значит, здесь когда-то были могилы?! Удивляет и странная звенящая тишина на этом месте. Словно кто-то задергивает плотную штору, и всегда шумное Запорожское шоссе остается в другом измерении. В этом же месте не просто тихо – кажется, что время замедлило свой ход, чтобы дать возможность собраться с мыслями и чувствами. Такая обстановка характерна для погостов… Эту догадку косвенно подтверждает и небольшой мемориал: поминальная плита, крошечный памятничек и искусственные цветочки в вазончике. Правда, на них – ни единой поясняющей надписи…
В 1990-х годах о жертвах Голодомора и сталинских репрессий в Днепропетровске было написано предостаточно. Но среди этих публикаций я не смог обнаружить ничего, что касалось бы расстрелов НКВД в районе Запорожского шоссе. И только давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого Максим Эдуардович Кавун помог разобраться в ситуации.
- Документальных подтверждений имевших на этом месте расстрелов мирных граждан сотрудниками НКВД, увы, не существует, - говорит он. – Но вот народных преданий, легенд по поводу жертв сталинского режима хватает. По рассказам старожилов данного района, на этом месте, на 9-м километре Запорожского шоссе, происходили расстрелы мирных граждан и сотрудниками НКВД, и гитлеровцами. В одной из книг по истории Днепропетровска, изданной еще в советскую эпоху, указывается, что на этом месте гитлеровцами были в числе других расстреляны и руководители городского подполья Николай Савченко и Галина Андрусенко.
Второе предание старожилов связано с парком Писаржевского, который расположен между пр. Кирова и ул. Героев Сталинграда. До войны это было одно из крупнейших городских кладбищ. И люди, пережившие оккупацию, рассказывали, что в этом месте фашистами тоже производились расстрелы мирных граждан. Эта история получила продолжение уже в 1980-90-е годы. На парковой аллее, ведущей к «Славутичу», был установлен мемориальный знак – камень с табличкой «Мирным гражданам, жертвам гитлеровских репрессий». А в 1990 году активисты-патриоты вместе с журналистами областной газеты «Прапор Юности» на этот же камень добавили табличку «Жертвам сталинских репрессий».
- Я прекрасно помню и статью об этом событии, и табличку, которая впоследствии неизвестно куда исчезла, - добавляет Максим Кавун. – Возможно, на окраинах Днепропетровска тоже есть места, где в сталинскую эпоху производились расстрелы мирных граждан или же производились захоронения жертв. Документальных свидетельств об этом – нет, существуют лишь противоречивые предположения. Поэтому мы будем особо благодарны за сведения по данному поводу от старожилов города или их потомков, располагающих полезной информацией. Единственным же официально подтвержденным местом массового захоронения жертв сталинского режима в Днепропетровске является Севастопольский парк. В 2008 году мной и краеведом Владимиром Лойком в Днепропетровском областном архиве были изучены документы по захоронениям на территории Севастопольского парка жертв Голодомора в 1932-33 годах. На основании этих документов был подготовлен материал, опубликованный в том же году в сборнике «Приднепровье».
Эти объемные материалы открывают страшную правду о происходившем в 1932-33 годах. Спасаясь от голодной смерти, десятки тысяч изможденных селян хлынули в Днепропетровск. Приезжих сосредотачивали неподалеку от железнодорожного вокзала и «Озерки», в центральной промколонии и Доме предварительного заключения. Властью были созданы специальные бараки для фильтрации приезжих в районе тупика трамвая №4. Город оказался не в состоянии приезжих ни обеспечить работой, ни накормить. Ежедневно от голода умирали десятки, сотни людей. Местом захоронения умерших от голода выбрали Севастопольский парк, который как кладбище был закрыт только в 1941 году. Хоронили жертв Голодомора в южной части кладбища, в районе примыкания к современной улице Симферопольской. Как следует из одного документа, только за февраль-апрель 1933 года на Севастопольском кладбище было захоронено 1200 тел скончавшихся от голода людей. По самым осторожным оценкам, на этом месте похоронено не менее 2 тысяч умерших от голода.
- С этими захоронениями в том же 1933 году возник скандал, - добавляет Максим Эдуардович. – В архиве хранятся материалы так толком и не завершенного расследования по факту ненадлежащего захоронения жертв Голодомора. Кто-то из горожан (очевидно, шедших на Южный вокзал) написал жалобу о том, что из свежих могил на Севастопольском кладбище виднеются человеческие останки. Проведенная следователями проверка показала ужасающую картину. Погибших от голода, очевидно, хоронили так много и так спешно, что из толком не засыпанных могил виднелись человеческие ноги, голова. Виноватым за этот ужас сделали сторожа кладбища, который, конечно, отрицал свою вину.
Расследование ничем не закончилось… Удивляет следующее. Прошло уже шесть лет после введения в научный оборот материалов по захоронению жертв Голодомора в Севастопольском парке. Но почему-то за все это время никто из представителей патриотических сил не озаботился установлением мемориального знака по данному поводу…
Будем надеяться, эта публикация подтолкнет патриотов и неравнодушных горожан к установке таких мемориальных памятников и в Севастопольском парке, и на Запорожском шоссе. Патриотизм заключается не только в сносе старых идолов. Разрушить старое можно быстро, а вот как с тем, чтобы создать новое?
Автор: Людмила Батальская
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Ясно, что это где-то вдоль Запорожского шоссе между кольцом и Старокодацкой на стороне кладбища.
Кстати, в начале 90-х мне рассказывал об этом месте местный житель, тогда, годов 60-ти. С его слов, расстрелы были в р-не ул. Старокодацкой. В каком месте между шоссе и Аэропортовской - точно не указывал. Строения там еще были, или специально построенные, или специально для таких дел приспособленные. Ответить | С цитатой