Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 02 ноября 2024
22:13

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Как рождалась и возрождалась Петриковская роспись

Как рождалась и возрождалась Петриковская роспись
Петриковская роспись радует глаз каждого. Хотя в ее истории были свои испытания, когда народным мастерам надо было доказывать, что эта роспись — не местечковость, а наследие, которым надо гордиться. Но все это в прошлом. А недавно, как известно, усилиями многих людей Петриковка доказала свою жизнестойкость, вошла в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

На хуторе казака Петрика

Декоративная роспись живет в Петриковке с далеких времен, вспоминал заслуженный мастер народного творчества Федор Панко. Первое упоминание о Петриковке относится к 1772 году, то есть ко времени, когда последний кошевой атаман Войска Запорожского Петр Калнишевский перенес церковь из села Куриловка в Петриковку. А сделать это пришлось из-за того, что была опасность затопления Куриловки. А до этого село в реестр не попадало, пока в нем не возникала церковь. Само название села связывают с именем казака Петрика. В низовьях реки Чаплинки был его зимовник.

Поскольку люди в Петриковке были свободны и петриковскую женщину никто не гнал на барщину, она чувствовала себя свободной хозяйкой и хотела, чтобы в ее светлице было красиво.

В те времена казацкие церкви расписывались в стиле украинского барокко. Поэтому женщины, видя прекрасные росписи в храме, рассказывал Федор Саввич на лекциях в петриковском музее, стремились сделать так и у себя дома. Они не были художницами-профессионалами. Каждая рисовала, как умела. Женщины постоянно видели пышную природу степей, лугов, огородов, и это благодатно влияло на творения их рук.

Кисточка из кошачьей шерсти

Женщины брали краску, добавляли в нее молоко или яйцо, стригли кошечку, делали кисточку и рисовали по белой стене. Источником радости и вдохновения была сама природа. Так рождалась эта роспись. Настенные росписи в Петриковке стали традиционными. Петриковская роспись передавалась из поколения в поколение вплоть до 1930-х годов. Яркими представительницами того поколения стали мастера Т. А. Пата, А. В. Пилипенко, Н. М. Белоконь и др.

Крестьянская домашняя стенопись дала мощный толчок развитию петриковской декоративно-орнаментальной живописи. Сельские росписи не были рассчитаны на долгую жизнь. Ежегодно под большой праздник все настенные росписи смывали и наносили новые.

В начале XIX века роспись распространилась на предметы домашнего обихода — посуду, сундуки, брички. Академик Дмитрий Яворницкий в XIX веке был первооткрывателем для своих современников этой дивной красоты народной декоративной росписи. До него на территории Приднепровья никто не обращал особого внимания ни на декоративную, ни на настенную росписи, никто не коллекционировал эти народные рисунки. По поручению Яворницкого сто лет назад образцы народной Петриковской росписи начала собирать художница Евгения Эвенбах (1889—1981), ученица Николая Рериха. Своими открытиями она увлеченно делилась, в частности, с Ильей Репиным.

На республиканской выставке украинского народного искусства в Киеве в 1936-м, а затем в Москве и Ленинграде огромным успехом пользуются работы петриковских мастериц народной росписи. После этого Татьяна Пата расписала помещение библиотеки в Киевском государственном музее русского искусства, аудитории Киевского художественного института, магазин кустарных изделий в Москве, а Г. И. Павленко и П. И. Глущенко — павильон Украинской ССР на Всесоюзной сельхозвыставке. Образцы петриковского искусства пополнили коллекции музеев страны.

Школа декоративного рисунка

В 1936 г. на долю петриковского учителя средней школы Александра Федосеевича Стативы выпало открыть школу декоративного рисунка. А в качестве главного педагога Петриковской росписи он пригласил 52-летнюю в ту пору Татьяну Акимовну Пату. В 1940 году в Петриковке открыт музей образцов местного декоративно-прикладного искусства.

Школа декоративного рисунка просуществовала с 1936 по 1941 г. Выпускник 1941 года Федор Панко вспоминал, что тот выпуск оказался последним: «Нас выпустили 22 апреля 1941-го, а через два месяца — 22 июня 1941-го началась война. Ученики занимались росписью лишь на бумаге, то есть с изделиями, как нынче, тогда никто не работал. Так что привычного ныне производства на базе Петриковской росписи тогда не существовало».

Послевоенное возрождение

На долю Федора Панко выпало возрождение Петриковской росписи после войны. Еще в 1929 году в Петриковке возникла артель вышивальщиц «Вільна селянка». При ней Панко и создает цех подлаковой росписи, впоследствии переросший в фабрику «Дружба », просуществовавшую до начала 2000-х годов. Тем самым он, по его признанию, поставил Петриковскую роспись на твердый фундамент производства.

Поначалу мастера осваивали выпуск сувениров на дешевом и самом доступном сырье — прессованных опилках. Эти изделия затем покрывались краской, которая и служила фоном для будущих рисунков. Так было создано производство на основе того вида искусства, о котором до сих пор многие и не знали.

Фабрика росла, расширялась, в начале 1960-х продукция стала идти на экспорт. Все эти годы Федор Панко был главным художником. Но с появлением нового директора в 1970 году Ф. Панко вынужден был покинуть фабрику. Но как человек творческий, инициативный, он создает другое, качественно новое предприятие. 4 мая 1971 года Федор Панко основал Экспериментальный цех Петриковской росписи при Днепропетровском художественно-производственном комбинате Днепропетровской организации Национального союза художников Украины.

В цехе изготавливали изделия из пластика, дерева. Федор Панко начал роспись по деревянным изделиям, сохраняя живой фон дерева, не покрывая его краской. Здесь расписывали фарфор, фаянс, бумагу, металл, осваивали и другие материалы — стекло, ткань.

Петриковцев приглашают оформлять как интерьеры общественных помещений, так и промышленные выставки Украины, проходившие за рубежом.

Маленький цех нуждался в расширении, поэтому Ф. Панко приложил огромные усилия, чтобы построить новое просторное помещение, которое и ныне высится в центре Петриковки.

В 1998 году Экспериментальный цех (уже тогда называвшийся Экспериментальным центром Петриковской росписи) объединился с творческим объединением «Петриковка» НСХУ (создано при содействии Национального союза художников Украины в 1991 г. Организатор — А. А. Пикуш, заслуженный мастер народного творчества Украины). Новое название предприятия — «Центр народного искусства «Петриковка». В современных условиях коллектив Центра является творческим ядром Петриковской росписи. Сегодня его коллектив объединяет около сорока ведущих мастеров Петриковки, среди них 24 члена НСХУ, 6 заслуженных мастеров народного творчества Украины.

Международное признание

На Днепропетровщине народное искусство еще с 1990-х пропагандируют в школах. А уже с 2012 года Петриковская роспись как официальная дисциплина включена в программы средних и высших учебных заведений области. Стал готовить специалистов и Днепропетровский театрально-художественный колледж. Министерство культуры Украины в 2012 году определило Петриковскую роспись объектом (элементом) нематериального культурного наследия Украины. А 5 декабря 2013 года произошло знаменательное событие — благодаря большим усилиям областной власти роспись включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Gorod.dp.ua на Facebook.


ok  (09.02.14 11:45): Якісна стаття! дякую Ответить | С цитатой
Сергей  (06.02.14 11:45): Что ж автор не написал, что в Петриковке в детском саду №1 детей учат росписи? Сотрудники этого сада подготовили материалы для посібника, который выпустили для дошкольных учреждений на всю Украину. Ответить | С цитатой
1010  (06.02.14 11:14): Да,очень бы хотелось,чтобы этот завод восстановили из руин. Ответить | С цитатой
хо-хо  (05.02.14 19:35): странно что постеснялись написать , что наши власти эту самую роспись угандошили и что завода где это делалось уже нет Ответить | С цитатой
ГолыйБосыйБезволосый  (05.02.14 19:24): Мы поди не в Париже,- хватит нас тут историческими опусами кормить.. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
95
лет театру ДрамиКом

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте