Мини-регата из детства…
Кто из сегодняших взрослых дядей не пускал в детстве по лужам или первым весенним ручейкам кораблики? У кого-то бумажные были, у кого-то — деревянные. А кто просто брал щепку, мамину вязальную спицу и листок бумаги на нее как парус натягивал.
— Вся ребятня одновременно пускает кораблики, и как только убеждаемся, что они поплыли, сами пускаемся от старта к финишу, метров этак за тридцать, и ждем, чей все-таки придет первым?.. Случалось и так: ждем, ждем, а их всё нет и нет! Тогда медленно начинаем высматривать свои судёнышки. А они — и смех и грех — застряли, зацепились за что-нибудь… Освобождали кораблики, и они снова продолжали плавание. Обиднее всего было тогда, когда моё горе-судно, пусть изредка, но застревало, а другие доплывали…
К великой радости и гордости автора этих воспоминаний, чаще всего побеждал его кораблик, скорее потому, что он уже тогда умел подобрать более подходящее, юркое «плавсредство».
А потом, когда чуточку постарше становились, отправляли свой самодельный флот, правда, в мечтах, в кругосветные путешествия в судомодельных кружках, которые раньше работали при станциях юных техников и домах пионеров в каждом городе. Там уже мастерили большие корабли, и подросток мог почувствовать себя капитаном своего парусника, линкора или даже пиратской шхуны, отправляясь, опять же в мечтах, по морям и океанам.
Зачем же шлепать по лужам и что-то там представлять, скажет современная продвинутая детвора, когда в «компе» можно целыми эскадрами по морям-океанам ходить и стирать с лица земли виртуальной планеты целые континенты?
Ну что ж, каждому времени — свои ощущения, взгляды на те или иные вещи и свои выводы. Нашему герою увлечение детства не только подарило профессию, но и смысл всей жизни.
— А начиналось все просто, как, наверное, и у многих моих сверстников, — говорит Василий Гузь. — Дети тогда сами себе игрушки мастерили. В магазинах их вообще не было. А мой отец слыл хорошим плотником. Сначала он мне паровозик сделал из дерева, потом танк. Как бы я сейчас был рад, если бы эти игрушки сохранились! Потом мы, пацаны, сами начали строить то экскаватор, то грейдер. Недостатка раньше в чертежах не было, считай, каждая семья выписывала какой-нибудь технический журнал. А среди моих сверстников очень популярным был журнал «Моделист-конструктор». Он и сейчас издается в России.
Так и пристрастился Василий к моделированию. Другие ребята тоже потянулись за ним.
— А в школе был судомодельный кружок, — продолжает Василий Петрович. — Я в него еще записан не был. И вот однажды кружковцы соревнования проводили на нашей реке в селе, запустили модель парусника, а он, немного отплыв от берега, возьми и остановись. Я тоже пришел со своим корабликом, он плывет себе и плывет. Не останавливается. Руководитель кружка Александр Николаевич Алексеев тогда и пригласил меня к себе на занятия. Вскоре он перешел на другую работу, а мне, учащемуся, директор школы поручил вести кружок вместо него. Еще и деньги какие-то платили. Мы занимались только по выходным дням. А то бы и уроки прогуливались — тяга к авиамоделизму и судомоделизму у ребят была в те годы огромной. Сидели до 4 часов утра, склеивая кусочки дерева, пластика, картона.
Воспитанники судомодельного кружка Богуславской сельской школы гремели на всю область, создавая действительно прекрасные модели — красивые и грамотные, с технической точки зрения. Причём изготавливались они из ненужного материала. К примеру, для корпуса собирали фанерные ящики из-под фруктов, для парусов подходила старая занавеска. Что очень важно, детали парусников делаются по точным масштабам, ведь малейшая ошибка может привести к тому, что яхта будет плыть будто бы через силу. Как «Беда» капитана Врунгеля.
Однажды, будучи уже девятиклассником, Василий услышал, как учитель, кивнув его сторону, говорит кому-то из своих коллег:
— Лет через десять вот этот станет кораблестроителем…
Ключи от квартиры в обмен на победы…
Услышанное запало в душу. Да так, что и сомнений не было в том, какому делу посвятить себя во взрослой жизни. Серебряная медаль открывала двери в любой престижный вуз. Кораблестроительных институтов было всего два на всю страну — в Ленинграде и Николаеве. Поехал в Николаев.
На первом курсе стал посещать институтский судомодельный кружок. Вместе с другом начали строить модель подводной лодки. Со всеми отсеками, механизмами, электрической частью. Словом, все сделали как надо. С этой своей моделью ребята должны были поехать на чемпионат Европы. Но когда испытывали свое изделие на Днепро-Бугском лимане, лодка утонула.
Неудачи в творчестве — обычное дело. Не надо только отчаиваться, утешал себя Василий, продолжал совершенствоваться, посещая занятия, которые вел во Дворце пионеров талантливый преподаватель, кандидат технических наук.
Очень скоро он и сам становится руководителем кружка. Точнее сказать, тренером, потому что моделизм — это тот же спорт. Вот так и совмещал лекции в институте с весьма полезной и для себя практикой судномоделирования, обучением технически грамотных умов. Не бросил любимое занятие даже тогда, когда были получены диплом и место в конструкторском бюро знаменитого на всю страну Николаевского судостроительного завода «Океан». Под руководством Василия Петровича Гузя воспитанники судомодельного кружка Дворца пионеров города Николаева участвуют в выставках, в престижных соревнованиях, привозят достойные награды.
Однажды на областных соревнованиях команда кружковцев Дворца пионеров выигрывает все первые места в каждой из трех групп моделей. Команда же кораблестроительного завода «Океан» заняла лишь восьмое место.
— Вызывают однажды меня по внутреннему телефону к директору, — вспоминает Василий Петрович. — Что, думаю, случилось? Зачем понадобился простой конструктор директору 50-тысячного коллектива? Никого напрямую к высокому начальству не вызывали — только через руководителя отдела. Захожу в приемную, секретарь сразу: «Проходите!». Директор начал с вопросов.
— Сколько лет у нас работаете?
— Год.
— А живете где?
— В семейном общежитии.
Тут хозяин кабинета запускает руку в ящик своего рабочего стола и достает ключи.
— Из моего директорского фонда. От двухкомнатной квартиры. И вы ведете клуб юных техников на нашем «Океане».
Доверие могущественного Игната Романовича Чумакова было оправдано с лихвой. Все 12 лет, в течение которых сотрудник конструкторского бюро Василий Гузь работал на заводе и учил будущих корабелов, команду «Океана» неизменно сопровождал успех.
Василий Петрович до сих пор помнит талантливую девочку-семиклассницу. Маленькая росточком Светлана Страшевская поехала на соревнование с моделью большого контейнеровоза. Ее соперником был мастер спорта международного класса с очень красивой моделью. Он незначительно уступал девочке. На пьдестале почета рядом с маленькой Светой в центре высокие парни, стоящие по бокам ступеньками ниже, видно было, чувствовали себя не совсем комфортно.
Дети и внуки ставят рекорды, жена шьет паруса…
Все хорошо, все очень нравится. Но почему-то тянет в родные края, в Богуслав. Решает вдруг уйти, но не отпускают. Обещают новую должность, учебу на курсах повышения квалификации в Ленинграде. Но он для себя уже все решил. Домой, в Павлоград! Во всяком случае, работа, связанная с модежным техническим творчеством, для него найдется.
По приезде в Павлоград его с радостью приняли на работу в конструкторское бюро местного оборонного завода, где только что начали применять станки с числовым программным управлением — то, в чем он прекрасно разбирался. Но, как сегодня говорит сам Василий Петрович, с курса не сошел, параллельно ведя судомодельные кружки в Павлограде и в родной школе села Богуслав. Пять дней на работе, только суббота и воскресенье остаются для занятий с детьми.
В итоге снова оставил производство и переквалифицировался в преподавателя технических дисциплин. Василий Петрович Гузь, кораблестроитель, отличник народного образования, «обратил в свою веру» дочь Юлю, десятикратную чемпионку области, выступавшую на соревнованиях с малыми противолодочными кораблями, сына Виталия, который имеет много собственных моделей. И уже 14-летняя внучка Даша «строит» военные корабли, 5 раз побеждала на областных соревнованиях. У бабушки Вали чисто женские заботы — шить паруса, стирать их и гладить. А еще строгий наказ: только побеждать.
А дома у талантливого изобретателя целая коллекция собственноручно построенного флота: точные копии каравелл из экспедиции Христофора Колумба — «Санта-Мария», «Нинья», «Пинта», военный корабль «Альбатрос», на нем Василий проходил военную практику и времени, как видно, не терял. Рядом величественный «Святой Петр» Беринга. Десятый год в работе гордый крейсер «Варяг», в конструкции которого учтены самые микроскопические детали.
…Если вы где-нибудь в городе случайно заметите группку ребят, которые несут парусники к ближайшему водоёму, скажите им, что они молодцы. А также пожелайте удачи!
Автор: Валентина Кордюкова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Статья добрая, человечная, без плевков в сторону истории.
Спасибо автору и побольше бы таких корреспондентов в газету, может и популярность бы выросла. Ответить | С цитатой