А летом на екатеринославском предвестнике современных роллердромов даже давали концерты. Ведь там всегда было не протолкнуться.
Как рисовать на льду картины
Вспомните, как у Льва Толстого в «Анне Карениной» Константин Дмитриевич Левин, этакий прообраз бизнесмена ХХІ века, покорял сердце Кити Щербацкой не где-нибудь, а на катке. А ведь там обстановка была обострённо накалённой: вертелись какие-то вертлявые молодые люди в коротеньких жакетках и узких панталонах; тут же подталкиваемые под зад слугами имитировали своё слияние с народом представители высшего столичного бомонда; но, главное, прямо на льду крутились пируэты и лямуры. Вы вправе спросить: где всё это подсмотрел Лев Николаевич? Так ведь он сам и его дети, когда жили в Хамовниках в Москве, ходили кататься на каток. Из Англии специально выписали коньки. Тогда коньки были деревянными, лишь лезвие было из манчестерской стали, да ещё был винт, завинчивающийся в каблук.
Очень хорошо знал технику этого дела и А. С. Пушкин, иначе откуда такие вдохновенные строки:
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек…
Между прочим, к конструкции коньков приложил руку сам великий русский царь Пётр І Алексеевич. Он, как и типично русский олигарх Борис Абрамович Березовский, любил путешествовать по чужому паспорту. В голландский город Заандем царь приехал под именем Петра Михайлова. В первый же день, выйдя на прогулку, Пётр увидел массу работоспособного голландского населения, работающего почему-то исключительно ногами, т. е. выписывающего пируэты по льду каналов. Сопровождающие его дипломаты объяснили царю, что это очень способствует росту благосостояния страны, так как во время работы человек может сломать дорогой инструмент, разбить ценный инвентарь, а, катаясь, он может разбить только нос, что никак на благосостояние страны не влияет, так же как и на внешность типичного голландца.
Пётр І тут же и себе купил пару коньков и в гостинице поставил их в изголовье, предвкушая завтрашнее катание. И хотя в доме жили исключительно русские дипломаты, конькам кто-то очень дипломатично «сделал ноги». Царь приказал купить новые коньки, и снова на утро произошёл дипломатический казус белли (casus belli — лат.), в общем, коньки вновь спёрли, такой казус.
Но гений Петра сказался даже в таком казусном эпизоде. Очередные купленные коньки он отнёс к кузнецу и велел приклепать к сапогам намертво. Никто в мире до такого ещё не додумывался. Это Пётр изобрёл жёсткое крепление коньков. Поскольку российский император был близок к народу и всегда спал в сапогах, то поутру его радость была безмерна. Коньки, конечно, опять увели, причём вместе с сапогами, зато Пётр І уразумел, что русский человек не может жить без коньков. Потому, готовясь отбыть на родину, он распорядился купить несколько пар деревянных коньков, чьи носы украшала голова коня (вот откуда русское название «конёк»).
Конечно, на первых порах в России бег на коньках был привилегией дворянства. Народ по этому поводу негодовал и даже извлёк заветную клюку, чтобы набить эксплуататору его ненавистную морд… пардон, шайбу. Но дворянство-то было на коньках, потому легко убегало от клюки народного гнева. А теперь спрашивается: если в наличии были коньки, шайба и клюка (клюшка), — так кто после этого изобрёл хоккей?
Лететь, как ветер, на коньках
Листаешь конькобежную историю, и проникаешься гордостью, что в Екатеринославе издавна прислушивались к хорошим советам, например, от А. С. Пушкина, и уж сколько лет назад стали «коньками звучно резать лёд». Для этого в Техническом саду (ныне парк Глобы) заливали каток. В его ледяном зеркале отражались разноцветные фонарики, и прямо здесь под цветастым тентом играл военный оркестр, выводя томные вальсы.
Как нелегко было дирижёру, которому приходилось мучительно изворачивать шею, чтобы лицезреть, что происходит за его спиной на льду. Но вряд ли что-то новое он мог там увидеть. Неопытные екатеринославские Кити, став на скользкую стезю, легко готовы были пасть. При этом каждую поддерживала за талию опытная мужская рука, умело направляя и приближая другое падение. Зато наивные (как представлялось Толстому) Кити именно на катке находили свою судьбу под кружащие голову три четверти вальса. Как это было прекрасно!
Но вдруг в ноябре 1910 года земская управа прикрыла это «безобразие» в Техническом саду. Пресса рассматривала две версии случившегося: то ли откат за аренду катка показался председателю управы мал, то ли риск оказался велик. Причём здесь «риск, объяснить проще простого: новая молодая жена председателя управы зачастила на каток, демонстрируя там пикантные фигуры и позы. А кого председатель выбрал себе в жёны, хорошо знал весь город, ну, а последним, как всегда, узнал муж. В общем, добрые люди намекнули: «Василий Трофимович, ты у нас просто франт. У всех мужей при молодой жене рога, как у баранчика, а у тебя с форсом — в форме коньков-снегурок».
Но поклонники фигурного катания и обольстительной председательской жены горевали недолго. Тут же каток был обустроен на берегу Днепра, возле Потёмкинского сада (нынешнего парка им. Шевченко). Кстати, именно там произошёл один казусный случай. Один из учеников екатеринославской школы, между прочим, отличник, вдруг исчез. Нет-нет, по утрам он исправно собирал книжки, получал от матери три копейки на булочку и бежал по улице, догоняя своих товарищей. Только в школе ни его, ни товарищей учителя не видели. Потому что бежали они на каток. Что вы хотите, когда тебе восемь лет, твоим коньком становится не латынь, а конёк «галифакс». И надо же было случиться беде: однажды наш отличник провалился под лёд. Ничего страшного не произошло, никто тонуть не собирался, но мокрая школьная шинель навела мать на определённые догадки. В кладовке была взята верёвка, и ею наш отличник получил от матери уж не на булочку, а по полной. Да, мы чуть не забыли сказать, что звали того маленького екатеринославца Нестор Махно. Иди знай, не поэтому ли Махно не стал потом ни меньшевиком, ни эсером, а, уважая урок матери, призвавшей его к порядку, стал анархистом, ориентируясь на их лозунг «Анархия — мать порядка». В общем, второй раз получать верёвкой не хотелось.
На коньках прямиком в историю
Катание на коньках стало столь популярным и модным в Екатеринославе, что хотелось не прерывать его в летние месяцы. И тогда три предприимчивых екатеринославца Ф. Гукке, А. Златопольский и А. Подашня взяли у Городской Думы в аренду участок на Екатерининском проспекте, 131 (ныне это пр. Маркса, 95) сроком до 1915 г. для устройства «Скэтинг-Ринка». Было возведено элегантное деревянное строение, где любой мог приобщиться к прогрессу, катаясь уже на роликовых коньках по специальному паркету.
Стоит ли удивляться, что, народ валом повалил в это заведение, особенно незамужние девушки. Это вполне понятно: только здесь, падая, можно было увлечь за собой кавалера (опыт других коньков не пропал даром). При этом общественность смотрела на падение девицы как на явление хоть и противоестественное, но с естественным финалом, ибо в «Скэтинг-Ринке» специально имелся дежурный священник, который тут же благословлял павшую девицу и её кавалера. Здесь же всегда имелись дежурные родители, которые утирали платочками дежурные слёзы. Имелись даже дежурные свидетели, которые, учитывая специфику места, имели вид гипсовых статуй, но даже из-под слоя гипса проглядывала их честность. В Екатеринославе бытовало мнение, что союзы, рождённые в «Скэтинг-Ринке», прочны и надолго остаются в памяти, так как по требованию судмедэкспертизы силуэты павших очерчивались мелом на полу — так что попробуй потом отвертись.
«Скэтинг-Ринк» стал настолько моден, что в нём стали организовывать концерты приезжих знаменитостей. Например, туда пригласили выступить известного композитора и пианиста Сергея Рахманинова. Причём приглашавшие полагали, что поскольку рояль имеет такие же ролики, как у коньков, то Рахманинов продемонстрирует фигуры высшего фигурного пилотажа, прокатившись на рояле. Но Рахманинов всех перехитрил: вышел одетый вроде как для катания на коньках, но вдруг сел за рояль и заиграл 2-й концерт для фортепиано. Конечно, за роялем Рахманинов тоже имел успех, но, ясное дело, если бы он прокатился на рояле, аплодисментов было бы много больше.
Что сказать в заключение, некогда забава царей — коньки — стала олимпийским видом спорта. Сегодня демонстрировать свою технику катания можно уже не на замёрзшем пруду, а в Ледовом дворце «Метеор». Так что если вдруг где-то в сарае или на антресолях сохранились дедушкины коньки, умные люди их берегут. Деды нам их завещали, почему бы их заветом не воспользоваться. Глядишь, таким нехитрым способом попадём в историю. Ведь на аллее знаменитостей в Голливуде, где кинозвёзды оставляют отпечатки своих ног, есть и отпечаток конька — его оставила великая олимпийская чемпионка Соня Хени, та, из «Серенады Солнечной долины». Да, рано нам отбрасывать коньки.
Автор: Валентин Крапива
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |