Не боги горшки обжигают
Если верить древним легендам, первыми подчинили себе глину боги. Первыми людьми были глиняные люди — их вылепил Прометей. Человек же сумел раскрыть этот материал, вдохнув в него жизнь. И сегодня каждая талантливая авторская работа излучает тепло и свет. И в каждой — отпечаток не только рук, но и души мастера, ее создавшего.
Сказанное по праву можно отнести и к нашему земляку, который почти два десятилетия назад забросил диплом химико-технологического института и увлекся керамикой. Всерьез и надолго!
- К ремеслам меня тянуло всегда, - рассказывает Сергей Горбань. - Когда в руки попалась глина, я почувствовал, что меня увлекает сам процесс. Свой гончарный круг я собрал за три дня, но самостоятельно осваивать гончарное искусство пришлось очень долго.
Начал Сергей с забавных безделушек для интерьера, а потом перешел к более сложным, философским образам, оставаясь при этом простым и понятным для почитателей своего творчества.
За годы своей работы днепропетровский керамист создал просто невероятное количество глиняных штуковин: тут вам и цветочные горшки, и скульптуры для садовых ландшафтов, и фонари, и даже ванна! Да-да, одаренный умелец соорудил глиняную купальню диаметром полтора метра, которая «ушла с молотка» ни много ни мало - за 4 тысячи условных единиц! В творческом арсенале мастера-гончара есть не только посуда или фигурные вазочки, но также горшки-великаны, достигающие полутора метров в высоту!
- Для таких больших изделий используется специальный гончарный круг: он низкий, мощный, но работает медленно, - поясняет автор.
Вообще, по мнению Сергея Горбаня, работа на круге – самая романтическая часть всего процесса. Но, увы, очень короткая.
- Пиалу на гончарном круге можно сотворить за минуту, а то и меньше, а полностью готовой она станет только через неделю, - отмечает мастер.
Но так уж получается, что чистого творчества, как и чистого искусства, не бывает. Каждый художник отчасти ремесленник. Но не всякого ремесленника можно назвать художником.
В каждой работе - рутина и поэзия
- Я стараюсь не задумываться над вопросом: художник я или ремесленник, - объясняет собеседник. - Этот вопрос меня, по большому счету, не интересует. Ведь в каждой профессии есть поэзия и рутина. Не понимаю, как можно отделять одно от другого?
Но все-таки в основе любого стоящего произведения неизменно содержится идея, замысел, который надо постараться воплотить.
Однажды, обрезая в саду ветки деревьев, Сергей надумал сотворить кресло-гнездо, которое может вместить и выдержать целую семью.
- Когда человек соберет свое гнездо, ему будет там хорошо, - считает Сергей Горбань. - Каркас обеспечивает прочность, правильную, нужную форму, а внешний вид гнезда определяет каждый. В этом, собственно говоря, и вся суть. Гнездо каждого человека будет отличаться от другого, ибо он сам его и соберет.
На удивительное кресло ушло полприцепа ветвей. Автор убежден: выбирать можно любые деревья, кроме акации, т.к. она колючая. Сидеть в таком гнезде очень удобно, к тому же запах дерева настраивает на отдых. Минус в такой арт-мебели только один - Сергей Горбань не рекомендует садиться в кресло женщинам в колготах или чулках.
Впрочем, эта работа не вполне типична для мастера-керамиста. В ней действительно больше вдохновения. Хотя без той самой рутины этот оригинальный замысел так и остался бы замыслом.
Но Сергей не ограничился одним-единственым рукотворным креслом-гнездом. Он создал собственную школу-мастерскую керамики – своеобразное гнездо, «птенцы» которого со временем тоже станут настоящими мастерами. Не зря же говорят: учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться!
В его школе гончарства проводятся занятия с детьми от 3-4 лет. С невероятным восхищением, а иногда и удивлением дети смотрят, как в их маленьких ручонках теплая живая глина превращается в симпатичную чашечку, которую ребенок потом сможет сам разрисовать.
Кстати, детишки, для которых Сергей проводит мастер-классы, в перерывах любят поиграть в прятки - используя для игры... работы своего учителя! Малышня надежно прячется в них с головой - попробуй найди! И потом очень жалеет, когда очередной проданный «тайник» увозят из мастерской.
Художник вторичен по отношению к природе
- Иногда садишься за работу, а в голове пустота, - признается мастер. - Но потом начинается процесс, и идеи сами тебя находят. Еще бы! Аппетит приходит во время еды. Все начинается с подготовки глины. Даже очищенная глина требует промеса. Потом - несколько мгновений романтики гончарного круга. После лепки следует сушка. Возможно, какое-то декорирование. Затем - первый утильный обжиг, и второй – глазурный.
Рассматривая бесформенную глиняную массу (она похожа на мерзлое масло: снаружи теплая и жидкая, а внутри еще твердая), почти невозможно (даже мысленно) отсечь от нее «все лишнее». Но у настоящего мастера получается на удивление легко и просто. Происходит магия: из безликого кусочка глины вдруг появляются ваша будущая чашка, горшочек или тарелочка.
Хотя кого сегодня удивишь обычной керамикой? Другое дело, когда она приобретает самые причудливые формы: удивительной океанической раковины, морской или небесной звезды. Сам гончар признается, что все лучшие идеи ему подсказала природа, по отношению к которой художник всегда вторичен. Зато художнику дано право выбора. В чем и сказываются мудрость и неординарность автора.
- Гончара обычно представляют древним бородатым стариком, - рассказывает Сергей Горбань. - Его образ связывают с почтенным возрастом и бедностью. Многие удивляются тому, что существуют молодые мастера. Вроде бы, они должны рождаются седыми, умудренные опытом и знаем жизни.
Между тем, как мне представляется, такое мнение во многом оправдано. Дело тут, конечно, не в возрасте, а в мудрости. Но мастер должен быть таковым. С чуткой душой и вечно юным сердцем. Ну а помогают в этом Сергею Горбаню его дети София и Арсений и жена Эмилия, с которой он никогда не побьет горшки. Во всяком случае, свои собственные.
Автор: Александр Разумный
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |