В это время пик популярности переживали социалистические соревнования, сулящие победителям всенародный почет и, что немаловажно, денежные премии.
«Это было очень авторитетно, те, кто побеждал, становились героями публикаций в прессе. Ну и, конечно, народ привлекали подарки и финансовое поощрение. В конце тридцатых годов уровень премии составлял 500 рублей, что было очень крупной суммой. Также передовикам дарили именные часы, костюмы, пальто из дорогих материалов, различные сервизы. В общем было за что побороться», — рассказал «Сегодня» научный сотрудник Днепропетровского национального исторического музея Дмитрий Романчук.
Но если имя прославленного шахтера Алексея Стаханова даже сейчас помнят многие, то не каждый знает, что и в Днепропетровске трудились работяги, ставившие на уши своими рекордами весь СССР.
СТАХАНОВЦЫ-СТАЛЕВАРЫ. По словам историка, на Днепропетровщине были особенно популярны три вида соцсоревнований: стахановское движение, ударничество и многостаночничество. «Всей стране были известны имена стахановцев-сталеваров Днепропетровского завода им. Коминтерна — Алексея Сорокового и Якова Чайковского. Свой первый всесоюзный рекорд Сороковой установил 4 февраля 1935 года, когда сварил плавку весом 58,4 т за 5 часов 15 минут при технической норме 6 часов. Ему было присвоено звание «Лучший сталевар Советского Союза», и он был зачинателем стахановского движения в Днепропетровской области», — рассказал нам Дмитрий Романчук.
Коллега Сорокового Яков Чайковский также был удостоен этого высокого звания в 1932 году, а через четыре года сталевар начал один за другим устанавливать мировые рекорды по выплавке стали. «31 декабря 1936 года он установил свой первый мировой рекорд — сварил плавку весом 90 тонн за 4 часа 20 минут. Потом он побил свой же рекорд. А 18 августа 1941 года, когда шли бои за Днепропетровск с немецкими войсками, сталевар установил свой последний мировой рекорд — сварил за 4 часа 90 тонн стали, которая так и застыла в доменной печи, ведь именно в это время мартеновский цех был поврежден вражеским снарядом», — рассказал историк.
ШАХТЕР-МНОГОСТАНОЧНИК. С началом третьей пятилетки, стартовавшей в 1938 году, рабочих захватило новое течение — многостаночничество. Лучше всех в этом проявил себя рабочий Кривбасса Алексей Семиволос. Ему долгое время не давала покоя слава Стаханова и, наконец, в 1940 году рабочий придумал способ, как добывать больше руды.
«27 июля 1940 года Семиволос прошел 22 погонных метра проходки, выдал на гора 184 тонны руды, то есть выполнил норму на 120%. Уже в следующем году в Москве была издана книга «Метод многозабойного бурения Семиволоса и условия его развития», — рассказал Дмитрий.
Как пояснил историк, до внедрения метода Семиволоса расстояние между забоями было большое и половину рабочего времени бурильщик тратил впустую — на переходы между ними. Он предложил разместить забои один за другим, а также освободить бурильщика от всякой подготовительной работы, которую теперь выполняли помощники, чтобы шахтер не разлучался с инструментом. «Во время Великой Отечественной войны Семиволоса эвакуировали на Урал, где он продолжил работу. За два года работы там он со своими учениками и последователями побил 60 рекордов. За это время шахтер добыл более 30 тысяч тонн руды. Ее хватило на то, чтобы выплавить металл и сделать из него 700 танков Т-34», — добавил Дмитрий Романчук.
К слову, само движение соцсоревнований с приходом войны постепенно пошло на спад. «Каждого передовика нужно было материально поощрить, а в условиях войны на это особо денег не выделялось. Потому и не стали люди так рьяно ставить рекорды, как ранее», — пояснил историк.
Ради премии машинисты экономили топливо и ремонтировались прямо в пути
Практику соцсоревнований власти старались внедрять во все сферы деятельности — от тяжелой промышленности до сельского хозяйства. Для железнодорожников учредили звание «Лучший машинист СССР». Правда, в отличие от показателей шахтеров и металлургов, которые можно было зафиксировать количеством добытых ископаемых или выплавленной стали, машинисту необходимо было блестяще выполнить 12 пунктов специального списка.
В 1931 году звания лучшего среди железнодорожных «шумахеров» удостоился днепропетровец Михаил Парфенов. Так вот, для того чтобы завоевать первенство среди коллег со всего Союза, он выполнил такие условия:
Автор: Майя Скиданова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |