Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 25 июня 2024
08:26

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Инвестиции в украинский ГМК: аварийная экономия

Инвестиции в украинский ГМК: аварийная экономия
Для стабильной работы металлургии инвестиций только в модернизацию уже недостаточно. За последние десятилетия отрасль не только сильно износила агрегаты, но и стала деградировать в профессиональном плане.

Аварийные хроники

Ежегодно на отечественных метпредприятиях происходят десятки аварий, более или менее серьезно сказывающихся на их производственных и финансовых показателях. Резкого ухудшения ситуации эксперты не отмечают, речь идет скорее уже о хронической проблеме. «Уровень аварийности в металлургической отрасли в последние годы остается на одном уровне. Хотя этот уровень значительно выше, чем до 1985-1986 гг. , – отмечает вице-президент Украинской ассоциации сталеплавильщиков (УкАС) Алексей Смирнов.

В числе только крупных аварий 2011 г. можно отметить выход из строя кислородного блока на Енакиевском МЗ (начало февраля), серию неполадок на аглофабрике и обрушение на карьере «АрселорМиттал Кривой Рог» (конец прошлого-начало нынешнего года), прорыв горна на ДП№2 ММК им. Ильича в начале мая, – сообщил аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз. В летние месяцы металлургам пришлось столкнуться с целой серией аварийных остановок агрегатов: ДП№9 на АМКР, конвертер №1 на «Азовстали», МНЛЗ №3 на Днепровском МК, ДП№5 на «Запорожстали».

В августе по решению Госгорпромнадзора была запрещена эксплуатация ДП№5 на АМКР, где, в т. ч. , были обнаружены разрыв и деформация стабилизационной и опорной системы, что привело к наклону печи. Правда, по информации самого предприятия, печь была остановлена планово на капремонт – даже если принять эту версию, остается непонятным: как эта «пизанская башня» могла эксплуатироваться в принципе. Впрочем, как подтверждают, в том числе, летняя авария на МНЛЗ№3 на ДМКД (введена в эксплуатацию в начале 2011 г. ) и сентябрьская – на ДП№1 на Алчевском МК (запущена в 2007 г), модернизация агрегатов еще не гарантирует спокойного сна собственников. И, тем не менее, изношенность оборудования эксперты практически единогласно называют главной причиной большинства аварий.

«Удивительно, что еще работают»

По данным ОП «Металлургпром», за 10 лет средний объем инвестиций в черную металлургию Украины составил $24 на 1 т произведенной стали (суммарно $8,7 млрд. за этот период. Для сравнения – российские металлурги вкладывали $57/т (всего $37 млрд. ).

Освоение капинвестиций метпредприятиями ОП «Металлургпром», млн. грн. :

2000г 2001г 2002г 2003г 2004г 2005г 2006г 2007г 2008г 2009г 2010г
1747,3 1505,1 1225 2118,5 2939,4 4922,9 6400,1 10356 8437,3 4921,8 4466,6

Данные ОП «Металлургпром»

«Даже в докризисных 2007 и 2008 гг. совокупный объем капинвестиций в метпроизводстве составил $2,1 млрд. и $1,7 млрд. соответственно (причем большая часть этих средств была вложена одним игроком – корпорацией ИСД), или около $45 в пересчете на тонну годовой выплавки стали. Для сравнения, российские металлурги в те же годы инвестировали $55 на тонну производства – при том, что большинство российских предприятий находились уже на завершающей стадии модернизации. Так что неудивительно, что в украинской металлургии так много неполадок. Удивительно то, что эти агрегаты (в первую очередь, это касается аглофабрик АМКР и ЕМЗ) – вообще еще работают», – считает Е. Дубогрыз.

При этом, как отмечает Алексей Смирнов, металлургическое оборудование зачастую имеет не только крайнюю степень физического износа, но и является морально устаревшим, что не позволяет предприятиям использовать современные системы автоматизации.

«Вопрос износа оборудования представляется ключевым для целого ряда металлургических заводов Украины. Это, прежде всего, относится к металлургическим цехам, построенным 40 и более лет назад. Такие цехи (или металлургические циклы) требуют системной модернизации, а соответственно – больших инвестиций. Достаточно часто оказывается проще вывести из эксплуатации и снести такой цех, но это также непростой вопрос в плане финансирования», – констатирует А. Смирнов.

По данным «Металлургпрома», в I полугодии 2011 г. предприятия объединения нарастили объем капитальных инвестиций по сравнению с АППГ на 35%, до 2072,8 млн. грн. Однако в абсолютном выражении объем инвестиций не дотягивает даже до показателей 2009 г. Для того, чтобы подтянуть отечественную металлургию хотя бы до уровня российской, по оценке BG Capital, объем инвестиций должен составлять не менее $25 млрд. – и это только для шести крупнейших украинских меткомбинатов: «АрселорМиттал Кривой Рог», ММК им. Ильича, «Азовстали», «Запорожстали», Алчевского МК и Енакиевского МЗ. При этом, как считают в BG Capital, главной проблемой являются даже не средства, а сроки модернизации. «Учитывая, что техперевооружение необходимо выполнять поэтапно и, по возможности, без существенного снижения объемов производства – тотальная модернизация украинских меткомбинатов займет, в самом лучшем случае, около 8 лет (это при отсутствии проволочек и препятствий со стороны разного рода государственных органов)», – отмечает Е. Дубогрыз.

Кадры решают все

В свою очередь, А. Смирнов в числе ключевых причин аварий называет даже не износ основных фондов, а низкий уровень квалификации и технологической дисциплины персонала, нарушение режимов эксплуатации оборудования и агрегатов, недостаточный уровень контроля и автоматизации технологических процессов. «Проблема комплектации кадрами метпредприятий на всех уровнях является крайне болезненной. Хорошо известно, что выпускники школ очень неохотно идут в вузы на металлургические специальности (как и на многие другие технические). Так продолжается уже более 20 лет, а это значит, что уже давно металлургическая промышленность не пополняется наиболее талантливыми и одаренными молодыми специалистами. И это уже государственная проблема, которая непосредственно сопрягается с финансовыми интересами хозяев заводов, – отмечает вице-президент УкАС. По словам эксперта, имеет место диалектическое противоречие между социальной сферой государства (которое учит молодежь за деньги налогоплательщиков) и собственниками предприятий, которые берут этих молодых людей на работу на весьма низкую зарплату, не затратив при этом никаких усилий. «По моему мнению, владельцы заводов и компаний должны в большей степени участвовать в обеспечении и стимулировании процесса обучения», – уверен А. Смирнов, отмечая, что такая практика широко используется в Европе и США.

Перспективы

Определенные посткризисные подвижки в плане техперевооружения есть, однако если объемы инвестиций в самое ближайшее время не вырастут в разы, производители стали уже вскоре рискуют перепрофилироваться в торговцев металлоломом, – уверен Е. Дубогрыз. Решение кадровых проблем потребует, пожалуй, еще более глобальных усилий и средств. Уровень профессионализма в отрасли продолжает неуклонно снижаться и собственники ФПГ, приобретающие новое оборудование, уже в открытую говорят о том, что боятся подпускать к нему своих работников. При этом особых попыток переломить ситуацию пока не наблюдается.

«Необходимо внедрять многоступенчатую подготовку кадров. Вероятно, должно развиваться пост-инженерное образование, которое должно привязываться к конкретным предприятиям. Это может быть определенный симбиоз университетского образования и опыта лучших промышленных предприятий. При этом результаты обучения должны находить свое выражение в дальнейшем продвижении конкретного работника по служебной лестнице. Повышение же квалификации кадров будет способствовать повышению уровня автоматизации и контроля за металлургическими процессами, а, следовательно, повысит дисциплину труда. Здесь важным рычагом может стать система оплаты труда, в том числе премий и штрафов, а также страховок», – отмечает А. Смирнов.

Gorod.dp.ua на Facebook.
ФОТО:

Авария сталевоза на одном из предприятий
   


ЧиК  (20.10.11 21:43): Как может быть иначе? А вот если бы Ахметов и Пинчук вкладывали бы деньги в модернизацию своих комбинатов, то и производственные мощности не истощали и ... правда и капиталы их не удваивались-утраивались за год, как это происходит ныне.
Правильно, дав отмашку своим депутатам, они получат от державы помощь для спасения отрасли. Но за ИХ депутатов голосуем-то мы, а не только Ахметов и Пинчук!
Ответить | С цитатой
nv  (20.10.11 20:54): Наверное, Украина как промышленная держава обречена. Ведь какое отношение в нашем обществе сложилось к труду! работают только лoxи и лузеры, а настоящие реальные пацаны косят бабло, пилят бюджеты и делят откаты. Поэтому чем отличается хороший работник от плохого? Тем, что работает больше и лучше. За ту же зарплату. Голубая мечта наших капиталистов. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Эх  (20.10.11 16:35): Все эти хозяева - временщики. Выжмут все, что можно выжать - и перебросят капиталы в другие сферы, например в спекуляции землей. Надо менять общественно-политическое устройство в государстве, а все эти советы типа " владельцы заводов и компаний должны в большей степени участвовать в обеспечении и стимулировании процесса обучения" бесмысленны. Эти владельцы даже налоги стараются не платить с помощью оффшоров, в заводы деньги не вкладывают. Какая там система образования... Разве что если студент будет заключать договор с ними о пожизненном рабстве ... Ответить | С цитатой
kot1066  (20.10.11 16:32): на фотке по всей видимости - Алчевск.
там тоже забросили модернизацию. Собственник ударился в переустройство парка в Партените.
Ответить | С цитатой
arm  (20.10.11 14:51): Причины лежат на поверхности. Во-первых, низкая зарплата в металлургии (для хороших специалистов с 5 тыс.грн сначала упала до 3,5 тыс.грн, люди стали увольняться, теперь пытаются набирать новых за 2,5 тыс.грн). Во-вторых, умерла наука, нет связи между производством и обучением. В-третьих, сокращения, при сохранении нагрузки и низкие зарплаты преподователей в металлургической академии. Итог понятен. Ответить | С цитатой
Владимир Итро  (20.10.11 14:42): Профессор Смирнов из Донецка- человек очень умный и грамотный. Лично его знаю, его многочисленные научные труды и монографии. И пишет все почти правильно. Но вот наши "форбсмены", сколотившие "тяжким трудом, потом и кровью" свои миллиарды о модернизационном будущем ГМК не думают почти. Им нужно здесь и сейчас, побольше, без налогов и с офшорами. Недавно узнал, что Ахметов -- "просто акционер СКМ"!!! :--(( Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами
•  24 пасажирські вагони та 2 екскурсійні. У Дніпрі до виходу на маршрути готують нову партію вживаних трамваїв з Лейпцига (11)

•  В Днепре на продажу выставили уникальный протезный завод (9)

•  Прати треба вночі: експерт з Дніпра пояснив, чому графіки відключення важливі і їх неможливо уникнути (7)

•  Конфлікт Тищенка із «Сином»: через що у Дніпрі «затримували» ексбійця Kraken (6)

•  У Дніпрі посадовці комунального підприємства налагодили схему розкрадання бюджетних коштів на парковках (6)

•  Вандали облюбували сквер Янгеля у Дніпрі (5)

•  У Дніпрі нарешті знизилися ціни на помідори (5)

•  У Дніпрі на проспекті Сергія Нігояна перекинулась вантажівка з брухтом (5)

•  У Дніпрі оновлюють аварійний трамвайний переїзд на розі просп. Лесі Українки та вул. Степана Бандери (5)

•  У Дніпрі на Марії Лисиченко зіткнулись Toyota Land Cruiser та тролейбус №20: рух ускладнено (5)


* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
13,5
млн грн финансовой помощи для полиции Горсовет выделил в 2023 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте