В конце прошлой недели ладья «Русич», совершающая кругосветное путешествие, успешно преодолела штормы и бури Индийского океана и пришвартовалась у западного побережья Малайзии. Отрезок пути от Шри-Ланки до малайского острова Лангкави составил 1270 морских миль. На данном этапе в интернациональном экипаже из 9 человек участвовало два украинца – днепропетровец Виталий Цаликов и харьковчанин Алексей Пилипенко. Председатель оргкомитета международного парусного проекта Борис Филатов – тоже наш земляк. С ним мы и поговорили о захватывающем мореплавании и не только о нем.
- Борис Альбертович, проект «Кругосветное плавание древнеславянской ладьи «Русич», председателем оргкомитета которого вы являетесь, судя по многочисленным публикациям в интернете, поистине уникален. Отчего же сведения о нем так скупо просачиваются в печатные СМИ и на телевидение?
- Реакция пишущей и снимающей братии была предсказуемой. Ведь наша пресса, за редким исключением, это – слепок с общества. А публика сегодня, как и в Древнем Риме, требует, в основном, хлеба и зрелищ, ну, или с поправкой на нынешние реалии, - попкорна и развлекательных телешоу. Самодеятельное мореплавание в эти рамки, очевидно, не вписывается.
Что касается ладьи «Русич», то это действительно необычное судно. Оно скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X-XII веках. По преданиям, на подобных суденышках дружина князя Святослава Игоревича в 995 году разгромила Волжско-Камскую Болгарию и Хазарский каганат со столицей Итиль на нижней Волге.
Но одно дело ходить по реке и совсем другое – по океану. Прямой парус без галсов позволяет использовать только попутный ветер. В противном случае приходится налегать на весла. Есть, правда, еще маломощный дизель, но он предназначен для прохождения каналов и шлюзов.
А теперь представьте примитивную деревянную посудину посреди Индийского океана, для которого семь баллов – не шторм и полтора метра – не волна. Я бы сказал, что авантюра с ладьей «Русич» сродни отважным морским походам знаменитого норвежца Тура Хейердала.
- Согласно словарю Ожегова, авантюра – это «рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех». Значит, стопроцентной гарантии, что ладья дойдет до конечного пункта второго этапа – Австралии, не существует?
- Первопроходцы, в том числе и дружина ладьи «Русич» во главе с Сергеем Синельником, конечно же, рискуют, сомневаются и часто полагаются на случай. Так что Ожегов, в принципе, прав. Хотя лично мне ближе изначальный смысл слова «авантюра», происходящего от французского aventure – «приключение».
Что касается прогнозов, то они в отношении морских многомильных плаваний – дело неблагодарное. Кто мог дать гарантию, что Тур Хейердал в 1947 году на бальсовом плоту «Кон-Тики» успешно преодолеет 4000 миль из Перу через Тихий океан до Полинезии? Тогда путешественникам повезло, а вот в 1969 году папирусная лодка «Ра» через несколько недель после отплытия развалилась на куски. И хорошо еще, что команду, в состав которой входил и советский врач Юрий Сенкевич, удалось спасти. Через год «Ра-II» успешно доплыла из Марокко до Барбадоса. А в 1978 году тростниковая лодка «Тигрис», выйдя из Ирака, была задержана у входа в Красное море по политическим причинам, и Хейердал в знак протеста сжег ее в Джибути, так и не достигнув намеченной цели. Как видите, даже самому знаменитому путешественнику XX века далеко не все удавалось.
- За морскими походами Тура Хейердала в свое время следил весь мир. В СССР, например, даже «Пионерская правда» регулярно публиковала соответствующие отчеты. При том что в те годы мировых сенсаций хватало, вспомним хотя бы бурное освоение космоса. А теперь девять человек на утлом суденышке штурмуют открытый океан – и тишина.
- Тотальное равнодушие – бич современного общества. По крайней мере, в странах СНГ. Вы думаете в Казахстане, России или Белоруссии, чьи граждане наряду с украинцами участвуют в путешествии на ладье «Русич», реакция другая? Достаточно сказать, что на всю огромную Россию нашелся лишь один условный спонсор – телекоммуникационная компания, предоставившая ребятам спутниковый телефон.
Олигархи, выбрасывающие десятки миллионов долларов на персональные яхты, маленькой ладьи «не заметили». Да что там олигархи… Большинство СМИ молчаливо ждут путешественников «на берегу», видимо, рассчитывая, что те начнут за деньги размещать заказные статьи и сюжеты о себе, выносливых и смелых. Словно они ходили в далекие земли за золотом и алмазами и теперь возвращаются с добычей. И ладно бы наши печатные издания и телеканалы были перенасыщены интересной информацией. Так нет же – сплошные дутые сенсации и примитивная «развлекуха».
Сейчас уже нет смысла спорить, что было первым – «курица» или «яйцо», но СМИ и потребители их продукции образовали замкнутый круг. Газеты и ТВ кормят «пипл» тем, что он охотнее «хавает», а «пипл», в свою очередь, подсел на информационную баланду и требует «продолжения банкета».
Приведу конкретный пример. Мои хорошие друзья братья Синельники в 2006-2008 годах прошли – где пешком, где на мотоциклах «ИЖ» - семь крупнейших пустынь мира. Это было беспрецедентное испытание человеческих возможностей. Но средства массовой информации упорно хранили молчание. И вот где-то в Африке на братьев напали представители малоизученного племени. Точнее, даже не напали, а просто преследовали их какое-то время. Синельники рассказали об этом на своем сайте. Что тут началось! ОРТ и НТВ выдали по сюжету. Вышли статьи в ряде центральных газет. Тональность сообщений была апокалипсической. Наподобие того, что заслуженных путешественников России взяли в плен злые людоеды. Откровенное вранье полилось рекой. В точном соответствии с сюжетом фильма «День радио».
- Вы сетуете на невнимание к путешественникам СМИ и спонсоров, но сами-то дали ребятам денег на дорогу…
- Дал на самое необходимое – авиабилеты, портовые сборы, затраты на ремонт судна, минимальный запас еды. Основные продукты питания парни добывают сами – ловят рыбу, запасаются в местах стоянок фруктами. Конечно, как путешественник со стажем я просто обязан помогать своим друзьям. Занятость не позволила к ним присоединиться, но, общаясь по спутниковой связи и читая их отчеты на сайте, как бы проживаешь еще одну - параллельную жизнь, захватывающую и опасную.
- Выходит, чтобы получить от Бориса Филатова материальную помощь, нужно быть его другом?
- Если завтра ко мне подойдет человек и скажет, мол, мы с товарищем решили взойти на Говерлу, но денег на билеты не хватает, дайте пару сотен долларов, то я его, конечно, отправлю подальше Говерлы. Но когда на одном из мотослетов я познакомился с Виталием Цаликовым, простым слесарем-газовщиком, который исколесил на допотопном мотоцикле весь Непал, то поневоле проникся к этому парню уважением. Веселый, коммуникабельный Виталий, стоило ему услышать о кругосветке на ладье «Русич», буквально впал в ступор. Оказалось, мечтой о мореплавании под парусом он бредил еще с детства. Пусть, говорит, меня даже выгонят с работы, но я все равно поплыву. Как было ему не помочь?
- То, что вы делаете, можно назвать благотворительностью?
- Я не люблю слова «благотворительность» и сопутствующих ему синонимов – «спонсорство», «меценатство» и прочее. Потому что эти понятия сегодня монополизированы и опошлены чиновниками и депутатами. То есть, людьми, которые по долгу службы обязаны, я подчеркиваю – обязаны творить для людей благо. Они же творят исключительно саморекламу.
Купит такой красномордый дядя компьютер для детского дома, а потом позирует на фоне этого компьютера телеоператорам местных каналов, смотрите, мол, какой я щедрый. Резко усиливается благотворительный зуд перед выборами. Доходит до абсурда – на заказные сюжеты и публикации тратится средств во много раз больше, чем собственно на благотворительные подарки. Я знаю, о чем говорю – за семь лет работы телеведущим навидался всякого. В оправдание замечу, что ни в «Губернских хрониках» на 9 канале, ни в «Губернских прогнозах» на 51-м, как бы нас ни критиковали за предвзятость, мы ни разу не показали ни одного заказного сюжета. При том что желающих попасть на экран за деньги было хоть отбавляй.
Вместо показной благотворительности я предпочитаю просто помогать людям. В первую очередь стараюсь поддержать тех, кто живет мечтой и надеждой, а не только колбасой и телевизором. Я не могу конкурировать с организациями, спасающими бедняков от голодной смерти. Но ведь духовная смерть – тоже скверная штука. И она наступает, если в человеке погибла мечта.
Я не делю друзей на богатых и бедных. Есть те, кто может осуществить свою мечту самостоятельно и те, у кого это по разным причинам не получается. Вторым я стараюсь по возможности помочь. Проект ладьи «Русич» - тому лишнее подтверждение.
Финансирование дерзких проектов – это инвестиции в будущее человечества. Для меня авторитет в этом вопросе - британский миллиардер Ричард Бренсон, с которым мне посчастливилось познакомиться. Он пригласил меня в проект Virgin Galaсtic в качестве первого украинского космического туриста, когда корабль SpaceShipTwo существовал только на бумаге. И я рискнул собственными немалыми деньгами, потому что мне предложили стать инвестором, а не банальным покупателем экзотической услуги.
Бренсон – очень богатый человек, который мог бы по примеру наших олигархов коллекционировать океанские лайнеры, столичные особняки или футбольные команды. А он поставил на кон свое огромное состояние, погрузившись в рискованный космический проект. Параллельно он строит подводную лодку для исследования глубоководных впадин. Другими словами, двигает вперед цивилизацию.
- Кто, по-вашему, способен «подвинуть» Украину на путь цивилизации – доморощенные богачи, именуемые у нас элитой, или народ?
- Нынче модно твердить, что элита далека от народа (раньше нечто подобное Ленин говорил о декабристах). Но если так, то народ сегодня в массе своей страшно далек от… мечты. К счастью, это касается не всех. Можно прожигать время с кружкой пива, жаловаться, что нет денег на отдых в Крыму или Турции, а можно использовать каждую свободную минуту для реализации сокровенных планов, и материальный статус здесь ни при чем.
Мечта – та же вера, только не в божественные, а в человеческие силы и разум. Она – основа духовности, состоящей в преобладании нравственных интересов над материальными. А для людей духовных не существует ни ментальных, ни имущественных противоречий. Они всегда найдут между собой общий язык. Они же совместными усилиями и вытащат страну из кризиса. По крайней мере, есть у меня такая мечта.
СПРАВКА «Кругосветное плавание древнеславянской ладьи «Русич» - международный парусный проект. Председатель оргкомитета проекта – днепропетровский адвокат, мотопутешественник, автор и ведущий телепрограммы «Губернские прогнозы» Борис Филатов.
Ладья «Русич» построена в Петрозаводске (Россия) и является точной реконструкцией деревянного судна домонгольской эпохи с прямым парусом. Ее длина – 14 и ширина – 4 м, водоизмещение – 11 т. Максимальная численность экипажа – 18 человек. Команда ладьи в соответствии с древнерусскими традициями называется дружиной.
Известно, что древние варяги в эпоху расцвета своей цивилизации ходили на подобных судах по Атлантике от Скандинавии в Сицилию и обратно, но перейти в Южное полушарие не решались. Дальнее плавание под парусом для большого экипажа путешественников и по сей день остается сверхсложной задачей.
Первый этап плавания состоялся в 2010 году. Дружина стартовала из города Тольятти и прошла 4500 миль по Волге, Дону, через Черное, Мраморное, Средиземное, Красное моря в Индийский океан. Первый этап путешественники посвятили великому землепроходцу Афанасию Никитину.
В настоящее время проходит второй этап кругосветки, стартовавший 1 мая 2011 года. После шестимесячной стоянки в порту Салала султаната Оман ладья вышла в Индийский океан по направлению к Австралии. Этот этап посвящен великому путешественнику XIX века Н. Н. Миклухо-Маклаю.
На участке плавания от порта Салала до Шри-Ланки на борту «Русича» находилось семь опытных мореходов из России, Белоруссии и Казахстана. В Шри-Ланке на борт поднялись два украинца – Виталий Цаликов и Алексей Пилипенко. Руководитель экспедиции - заслуженный путешественник РФ Сергей Синельник.
Автор: Борис Хмелевой
Ладья «Русич» является копией деревянных суден домонгольской эпохи. |
Днепропетровец Виталий Цаликов (справа) и харьковчанин Алексей Пилипенко исполняют обязанности рулевых. |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |