Согласно этому документу университетам, чтобы сохранить свой статус, придется привлечь не менее 10 тыс. студентов и готовить научные кадры. Институты же из новой классификации учебных заведений вообще исчезли и будут называться колледжами. Впрочем, те, кто сумеет приспособиться к требованиям профильного ведомства, внакладе не останутся.
Профессии размножились
Министерство образования и науки (МОН) обнародовало новый перечень специальностей, по которым с 2011 г. должна вестись подготовка в вузах. Предыдущий документ был принят в 1997 г. и уже устарел. В откорректированном списке появились такие специальности, как фитнес и рекреация, валеология (наука о здоровом образе жизни), реклама, PR, организация оптовой и розничной торговли, управление безопасностью и качеством товаров, менеджмент природоохранной деятельности, экологический контроль и аудит и пр. Все это изучалось в вузах и ранее, но не в качестве профессий, а как отдельные направления. К тому же в разных институтах их названия варьировались, что вызывало путаницу при переводе из одного учебного заведения в другое. К примеру, желающие получить диплом инструктора по фитнесу ранее должны были поступать на направление «Физическая культура», а уже со второго или третьего курса выбирать более узкую специализацию. Точно так же будущие рекламисты и пиарщики постигали азы профессии начиная с курса журналистики, который, по сути, им не особо нужен.
Главное неудобство нововведений для вузов кроется в том, что новые специальности нужно аккредитовать в МОН. Причем общий лицензионный объем на профессию, из которой выделили новинки, теперь будет дробиться поровну между всеми направлениями. К примеру, если ранее учебное заведение получало лицензионный объем на подготовку 100 журналистов и уже потом, исходя из собственных потребностей, выделяло определенное количество мест для специализаций (издательское дело, PR, реклама), то сейчас по каждому из потоков будет сразу по 25 мест. Преподаватели не исключают, что это приведет к тому, что одни направления окажутся дефицитными, тогда как заполнить другие будет сложно. «При поступлении абитуриенту бывает достаточно сложно определиться с узкой специализацией, так как он, по сути, еще «не в теме». К примеру, если сейчас существует одно направление «Химия», то по новому перечню их станет восемь (неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, коллоидная, прикладная, химия высокомолекулярных соединений)», — говорит декан дипломных студий Львовского института менеджмента Василий Миронюк. Начальник учебного отдела Запорожского национального университета Людмила Нестеренко обращает внимание и на тот факт, что специальности для бакалаврата часто не имеют аналогов в курсах подготовки специалистов и магистров, что чревато сложностями для студентов при поступлении в магистратуру. «Новый перечень не был согласован с вузами, и сейчас мы планируем обратиться в МОН с просьбой подкорректировать документ», — отмечает она. По словам эксперта, чиновники попытались унифицировать название специальностей, тогда как программы подготовки по ним в разных высших учебных заведениях могут существенно отличаться, что на самом деле не снимает проблем при том же переводе студентов из одного института в другой.
Вузам понизят статус
Но мелкими корректировками учебного процесса МОН, судя по всему, не ограничится. На сайте ведомства выставлен для обсуждения новый проект закона о высшем образовании. Учебным заведениям настоятельно рекомендовали не медлить с предложениями, которые принимаются до 25 ноября. Подобная спешка, а также тот факт, что в обновленном законе отрасль нуждается давно (у нас не имеет законного статуса даже внешнее тестирование, чем пользовались абитуриенты, доказывая в судах свое право сдавать обычные экзамены), позволяют предположить, что документ может быть принят до конца нынешнего года.
Хотя в нем собраны идеи, уже неоднократно озвученные как нынешним, так и бывшими министрами образования, проект произвел на рынке эффект разорвавшейся бомбы. Единственная норма, не раскритикованная преподавателями, — закрепление за независимым тестированием статуса вступительного испытания, что делает невозможным полный возврат к старой экзаменационной схеме. Но остальные нововведения, по их мнению, слишком кардинальные. Так, планируется отменить систему аккредитации вузов — сейчас существуют учебные заведения I–II (ПТУ, техникумы) и III–IV (институты, университеты) уровней аккредитации. Взамен предлагается ввести следующий классификатор: университеты (количество учащихся на стационаре не менее 10 тыс., от восьми факультетов, подготовка научных кадров по восьми направлениям), академии (3 тыс. студентов, подготовка научных кадров как минимум по двум направлениям), колледжи (не менее 1 тыс. студентов) и профессиональные колледжи (узкая специализация). Институтов в данном перечне нет вообще.
По сути, речь идет об укрупнении рынка высшего образования. По данным МОН, на сегодняшний день в Украине функционируют около 370 вузов, в которых учатся 2,5 млн студентов. Для сравнения: во Франции для обеспечения дипломами такого же количества учащихся хватает 100 учебных заведений, в Испании их всего 60 на 1,6 млн студентов. Теперь же на статус университетов у нас смогут претендовать только самые крупные вузы, в число которых не попадают многие институты областного уровня, где учатся по 2–2,5 тыс. студентов.
О большинстве частных учебных заведений, готовящих не более 1 тыс. специалистов, речь вообще не идет. «Нам придется либо становиться колледжем, что автоматически снижает авторитет института, ставя его на одну плоскость с бывшими ПТУ и техникумами, и позволяет готовить лишь бакалавров, либо объединяться с другими вузами», — сетует Василий Миронюк. Если новый закон примут, количество высших учебных заведений в Украине автоматически уменьшится как минимум вдвое. Это чревато увеличением конкуренции за учебные места, но все же дает шанс на более качественное образование, так как национальные университеты, чтобы не выпасть из обоймы, усилят научное направление, другие же будут объединять усилия, укрепляя наиболее слабые направления подготовки за счет ресурсов партнеров. МОН сделало еще один шаг, чтобы приблизить наше образовательное законодательство к Болонскому процессу — в отечественный реестр научных деятелей введен статус доктора философии, так теперь будут именоваться кандидаты наук. А сроки обучения в докторантуре увеличатся с трех до четырех лет.
Проект нового закона существенно расширяет и полномочия вузов. Им планируется дать полную автономию, включая право предоставлять платные услуги и самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. Сегодня, хотя перечень дозволенных платных специальностей также существует (он был принят Кабинетом Министров в этом году), средства, полученные от студентов за пересдачу экзаменов, допуск в библиотеки, спортивные центры и т. д., учебные заведения обязаны перечислять на специальный счет, куда поступают и деньги от контрактников. Дальнейшее распределение вузовских заработков возможно лишь по согласованию с профильным министерством.
Глава секретариата Украинского студенческого союза Ольга Кульбабская говорит, что теперь преподаватели полностью переведут учебный процесс на коммерческие рельсы. «Даже сейчас некоторые вузы навязывают учащимся платные кружки, факультативы по 600–700 грн. в месяц. Когда же они смогут самостоятельно распоряжаться этими деньгами, получить знания без дополнительной оплаты станет проблематично», — прогнозирует она. Замечания УСС вызывает и норма, согласно которой вузы получат право менять плату для контрактников ежегодно, не привязываясь к сумме, прописанной в договоре со студентом (сейчас за все курсы оплата ведется по тарифам, существовавшим на момент поступления). Учитывая, что аппетиты институтов ежегодно растут как минимум на 10–15%, многие учащиеся просто не смогут завершить образование.
Автор: Людмила Ксенз
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
В свою очередь, это приведет к тому что университеты заломят заоблачные цены!
Мне кажется что при любой возможности надо уезжать из этой политически-нестабильной станы! Ответить | С цитатой
Светослав, а лучше сначало второе, а затем первое!!! ;) Ответить | С цитатой