Конфликт между Свято-Тихвинским женским монастырем и школой-интернатом №1 не первый месяц живо обсуждается в СМИ и Интернете. В сентябре страсти накалились до предела, а сейчас случилась развязка. Правда, договорились стороны кулуарно и пока об этом не заявляли. Впрочем, такой «закулисности» во всей этой истории было немало, чего уж делать исключение для ее финала.
Это здесь воюют?
Авторитет настоятельницы в монастыре ощущается сразу. На доске у входа – написанное от руки объявление: студент-иконописец ищет комнату. Подчеркнута строка – «По благословению игуменьи Зосимы». То же благословение требуется, чтобы войти в административный корпус – об этом свидетельствует табличка на двери. В нескольких метрах от нее припаркован привычный атрибут церковных дворов – большой черный джип.
Впрочем, атмосфера в монастырском дворе приятная. Никаких ужасов и грубости, о которых упоминают недоброжелатели, мне не встретилось. Монахини и послушницы заняты в основном уходом за садом. Здесь тихо и спокойно. Сидя на удобной лавочке в ухоженном дворике напротив церкви, с трудом веришь, что этот монастырь – участник нашумевшего земельного конфликта. Более того – атакующий участник.
Дети и монастырь уже менялись зданиями
С момента основания Свято-Тихвинский монастырь владел огромными землями и, наверное, до сих пор жил бы припеваючи, занимая всю территорию от улицы Рабочей до современного стадиона «Метеор», если бы не революция. На шестом году новой власти его постигла та же участь, что и другие храмы, – он был закрыт. Территорию как-то сразу отдали детям. Сначала здесь размещался детский дом. А в 1952 году появилась школа-интернат для детей с отставанием в развитии. Но монастырь, так уж случилось, закрывали дважды. Дело в том, что во время войны детский дом увезли в эвакуацию, и монахини снова заселили свою обитель. Считается, что в тяжелые послевоенные годы отношение к церкви стало чуть более лояльным, и потому монастырь не трогали.
Зато в 1952 году власть вдруг закусила удила, взбрыкнулась и снова стряхнула со страны религию, а с карты Днепропетровска - монастырь. Причем в документе, свидетельствующем об этом решении, указано, что монахини якобы произвели какой-то чудовищный самовольный захват здания. Божьи невесты вторично были выставлены вон из своего дома, а их место заняла школа-интернат.
Вот и получилось, что больше полувека назад школа, соседствующая сейчас с монастырем, выжила его с исконно церковных территорий. Сегодня происходит обратное: возрожденный монастырь потихоньку отбирает свое.
Подарок президента
Возрожденные при независимости церкви очень обязаны бывшему президенту Украины – Леониду Кравчуку. Именно он в далеком уже 1994 году издал указ, который до сих пор является основанием для всех церковных земельно-имущественных притязаний. Согласно ему, все культовые строения и имущество, которые находятся в государственной собственности и не используются по назначению, должно передать религиозным организациям.
Если бывшую церковную пристройку занял хозяйственный магазин или бакалея, легко решиться на такую передачу. А что, если в искомых домиках учат серьезно больных детей?
Управление образования облсовета, которому подчинен интернат на Чичерина, нельзя назвать жадиной: в 1998 году оно передало Свято-Тихвинскому монастырю целых восемь зданий, а в 2000-м – еще два. Монастырь зажил нормальной жизнью, а интернату пришлось потесниться. В его распоряжении остались несколько корпусов советской постройки и четыре старых здания. На них монастырь (а вернее – епархия) пообещал не претендовать. Свидетельство чему – подпись митрополита Иринея под соответствующим документом – соглашением о совместной деятельности.
В обмен на отсутствие претензий на старые здания монастырю отдали одно из новых – учебный корпус постройки 60-х годов.
Передумали…
В 2009 году монастырь попытался вернуть остаток исконно своей собственности – четыре старых корпуса, используемых интернатом как раз по тому «не тому» назначению, которое подразумевалось в президентском указе. В сентябре епархия обратилась с соответствующим иском в областной хозяйственный суд. Ответчик по иску – облсовет, а интернат – лишь третья сторона.
Конечно, представители интерната замахали руками: эге-гей, ребята, вы же подписывались, что не претендуете! Пугаться им было чего: достаточно вспомнить расформирование детдома на территории Свято-Николаевского мужского монастыря или случившееся в Павлограде. Созданную там усилиями родителей мини-школу для детей-инвалидов выгнали из предоставленного ранее церковного помещения из-за конфликта с мэром города. В результате православных детей приютила баптистская церковь.
Суд тянул с вердиктом год и вынес его 19 августа 2010 года. Передача зданий еще не началась лишь потому, что на решение подана апелляция. Но по слухам, в апелляционном суде пока не видят причин отказывать в передаче строений. Давайте разберемся, так ли это, и что теперь ждет интернат.
Во-первых, указ 1994 года касается только имущества и построек. Вернуть просто землю, когда-то ему принадлежавшую, ни один храм не может. Зато строения – пожалуйста. Если сохранились. Ни на какие постройки, сделанные на бывшей монастырской земле уже после ее отчуждения, епархия не может претендовать. Поэтому вопрос правомочности требований уперся в год постройки четырех спорных корпусов.
Официально дату не знает никто. Но по поводу минимум одного здания сомнений нет: на фасаде одноэтажного флигеля выбиты даты – 1876 год и 1899 год. Все четыре спорных здания производят впечатление одинаково старых и очень похожи на те, что сейчас принадлежат монастырю, – так, будто являются частью одного комплекса.
То есть как минимум на одно здание монастырь имеет полное право. А если предположить, что постройки – ровесники, то и на все четыре.
Выходит, что де-юре монастырь может претендовать на здания и получить их – как построенные им. Но де-факто он от этого права отказался в 2000 году. Что изменилось за эти годы? Очевидно, дело в каких-то закулисных договоренностях между епархией и областным советом – последний, судя по всему, дал «добро» на передачу построек и, значит, на судебный иск против себя же.
Здания заберут, но детей оставят
Развязка наступила на прошлой неделе. Пока СМИ сталкивали лбами игуменью Зосиму и директора интерната Ольгу Шум, те встретились и в присутствии представителя облсовета все обсудили. Результаты беседы официально не оглашались, но, судя по всему, вопрос с передачей зданий решился в пользу монастыря. Но – без ущемления интересов интерната. Ранее нервничавшие представители интерната сейчас на удивление спокойны.
- Мы не ссорились! – говорит Ольга Шум об отношениях с монастырем. – И речь о том, что детей куда-то выгонят, вообще не идет. Мы продолжаем функционировать.
И на будущее сотрудничество с соседями директор теперь смотрит иначе.
- Думаю, будет подписана передача зданий, но они останутся в нашем пользовании. Сейчас, например, гаражи школы находятся на территории монастыря, и у нас нормально получается сосуществовать.
Благодаря общественному резонансу интернат получил много заочных сторонников. Ольгу Шум, впрочем, агрессивные массы – даже настроенные защищать подконтрольное ей заведение – не радуют.
- Эти люди в Интернете борются друг с другом. Поднимают зачем-то вопрос веры, а это здесь ни при чем, - считает она.
При общении с представителями церкви оказалось, что позиция монастыря – не совсем та, которую ему приписали СМИ и молва. Да, здания точно будут передавать. Но выгонять детей никто не собирался.
- Наоборот, все будет сделано для того, чтобы лучше опекать этих детей, - заверяет отец Валентин, секретарь епархии.
Сейчас монастырю тесновато, это заметно даже невооруженным глазом. Но как быть с давним обещанием отказаться от претензий на здания? Оказывается, оно уже не актуально.
- Жизнь не стоит на месте, сами люди нуждаются в расширении церкви, - пояснил отец Валентин. – Кроме того, у нас же сейчас сохранились всего 10% от дореволюционных церковных построек. Государство многое у нас забрало.
Кстати, у Свято-Тихвинского монастыря есть еще один «детский» сосед. Детдом и школа для детей с последствиями полиомиелита и ДЦП тоже занимает часть бывшей монастырской территории.
- Когда-то были разговоры о возвращении зданий монастырю, - вспоминает Любовь Дмитренко, заместитель директора детского дома. – Монастырских у нас два здания. Но это было давно и дальше разговоров не шло.
В целом, заверяют в детдоме, отношения с монастырем у них самые что ни есть добрососедские. Сестры передают детям сладости, когда-то сильно помогли с одеждой. Правда, в одном вопросе монастырь оказался принципиально жестким: проход через его территорию детям закрыт. Раньше приходящие ученики (таких в школе-детдоме около 50) заходили в монастырь с улицы Чичерина и попадали на школьный двор через специальную калитку. Теперь им приходится обходить монастырь, а для больных детей это несладко. Зато о зданиях детдому беспокоиться нечего.
- Мы никогда не тронем этих детей, - подтвердила матушка Зосима, настоятельница Свято-Тихвинского монастыря. – И с интернатом у нас были нормальные отношения, пока СМИ не стали раздувать скандал.
Матушка Зосима собирается передать в суд гарантийное письмо, заверяющее, что интернат не будет выселен, пока сам не захочет съехать.
- Возможно, для интерната построят со временем лучшие здания. Есть люди, которые готовы помочь с этим, - говорит настоятельница. – А то, что земля теперь будет монастырской, убережет ее от захвата людей, которые не пощадили бы ни детей, ни нас.
Этот конфликт изначально был неоднозначным: кто в состоянии расставить приоритеты между духовенством и детьми-инвалидами? Обоим претендентам действительно необходимы эти здания, но монастырь, в отличие от государственного интерната, «привязан» к земле исторически. И развиваться ему более некуда: он находится среди городской застройки. Живи мы в хорошем, добром правовом государстве – решение отдать предпочтение монастырю было бы идеальным. Но почему-то вызывает опасение, что через несколько лет интернат может оказаться на отшибе, пусть даже в новом здании. Остается надеяться, что представители епархии и монастыря, которым когда-нибудь достанутся все его здания, используют свое влияние, чтобы «изгнанникам» подобрали хорошее место.
Автор: Ольга Руденко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
С какого такого перепугу это было бы идеальным решением??? Если бы речь шла о Киево-Печерской Лавре - ладно, пусть духовенство там кишит. А при чем тут этот несчастный Свято-Тихвинский?? Почему монастырю, а не какой-нибудь секте, в самом деле? Церковь, к счастью, отделена от государства и её интересы не могут быть привыше государственных.
Исторически в Днепре можно найти море территорий, которые когда-то были церковными, если все вернуть попам - жить можно будет в 2-3 микрорайонах города. Ответить | С цитатой