И убедились, что казаки были умелыми садоводами
О грушах в русском языке сложена масса пословиц. Но, как правило, обидных. «Одна гнилая груша сто груш сгноит», «Был муж, да объелся груш», «В праздник - Груша, а в будень – клуша», «Не струшу: хоть на грушу», «Висит груша – нельзя скушать», «Либо грушку съесть, либо на кол сесть», и так далее. Потому на душе потеплело, когда стало известно, что на днях груше присвоили статус ботанического памятника Украины. Правда, не простой, а трехсотлетней раскидистой красавице из Кривого Рога, занесенной в «Книгу рекордов Украины». «Вечерка» поехала проверить удивительный факт.
«Не рушь бабьих груш»
Место, где ныне стоит старинная Груня, как любовно называют ее соседи, сейчас расположено почти в центре Кривого Рога, недалеко от площади Освобождения и почти рядом с церковью Покрова. Район Карнаватки, улица Шмидта, 13. А в далеком 1704-м, когда и самого города еще не было, тут выросло несколько глинобитных домов, выстроенных казаками в рыбацком поселении Коптиловка (от «коптить рыбу»).
В нынешней усадьбе Николая Кучмы сохранилась часть самого первого дома. Двое из поселенцев – Кравец (тот, кто шил кожухи) и Кучма (теплая казацкая шапка) – посадили в своих садах маленькие грушевые саженцы, неизвестно откуда привезенные. У Кравца саженец погиб, а у Кучмы выжил и долгие годы оставался единственным фруктовым деревом края.
Шли века. Рождались и умирали потомки, сменялись владельцы усадьбы, а груша продолжала расти вширь и ввысь. Ее крону, достигшую в диаметре 15 метров, называют генеалогическим древом. И по праву. У многочисленных родственников была традиция в юбилейные годы дерева съезжаться под его раскидистую сень. А двухсотлетие груши в 1904 году шумно отметили запорожские и донские казаки, устроив под ее кроной настоящий праздник. В память о той встрече осталась фотография, но отыскать ее нынешние хозяева не смогли. Согласно преданию, один из казаков, выпив изрядное количество медовухи, чтобы проверить крепость ствола, взялся за топор. Но после нескольких ударов упал, окончательно опьянев. А наутро обнаружили, что на стволе ни одной царапины, а вот рука казака сломана.
Ветви дерева-старожила ломались всего дважды: в 1926 году, когда в него ударила молния, расколов ствол на три части, и в начале минувшего августа, под порывами сильного ветра. Лишь дятлам было позволено нарушить целостность плотной, без единой трещины коры, продолбив в ней несколько дупел.
Толщина ствола в обхвате – 4 метра, высота – 14.
«Любит, как душу, а трясет, как грушу»
Стоя в тени достигающих земли ветвей, я ощутила дыхание истории. Обычно, если культурное дерево не обрезают, оно дичает. То есть мельчают плоды, теряя свои вкусовые качества. А у этой груши, никогда не знавшей обрезки, плоды по-прежнему крупные и сочные. Выходит, казаки задолго до Мичурина занимались садоводством и селекцией. Причем умели выращивать такие устойчивые сорта, что и великий селекционер им бы позавидовал.
Все, кто лакомился плодами чудо-дерева, отличались долголетием. Нынешнему хозяину Николаю Кучме 91 год, и он не только полностью сохранил самостоятельность в передвижении, но обладает феноменальной памятью, наизусть декламируя поэмы, читает лекции в школах, замечательно поет, пишет стихи и любит путешествовать по округе. Что же, интересно, за сорт такой вывели казаки?
По словам Николая Харлампиевича, казаки прозвали его дмитривкой, так как посадил грушу Дмитрий Кучма. Плоды крупные, медовые, душистые, напоминающие сорт ильинка. Зреют в начале августа, причем все одновременно. Собирать нужно сразу же, и обязательно в полдень – плоды в это время самые наливные. А поскольку они совершенно не лёжкие, то тут же и сушить.
- Трусить грушу для нас было настоящим праздником, - вспоминает Николай Харлампиевич. - Сходились соседи, потому что урожая хватало на целый квартал. На ночь клали плоды на разогретую печь, под заслонку, наутро высыпали на доливку (земляной пол), затем – опять в печь. И уже после – в мешки, которые подвешивали на горище на бантину. Получалось около пяти мешков. Узвар из плодов хорошо лечит сердце и почки.
Сейчас груши только консервируют, за неимением печи. Удивительно, но родит груша каждый год, все 300 лет.
Что же дал владельцам уникального дерева статус ботанического памятника? Оказалось, ничего.
- Обратился в райсовет Центрального городского района (к которому относится Карнаватка), чтобы помогли вывезти сломанные ветром ветки, но прошло два месяца, а помощи нет, - разводит руками Николай Харлампиевич. – Хорошо бы сделать стяжку кроны, чтобы приподнять ветви от земли. Да и омолодить хоть раз в жизни. Это же история.
Автор: Любовь Романчук
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |