Мама не исключала, что дочь могла отправиться к родственникам в Полтаву. Лишь к утру выяснилось: ребенок провел ночь у знакомых, читая книгу. «Хорошо, что все закончилось благополучно, — сказал Дмитрий Иванович. – Но меня удивило: 10-летний ребенок делает погоду в семье и едва ли не тиранит близких. Справиться с ним и сейчас сложно, что же будет дальше?..»
Именно неспособность родителей создать доверительные отношения с детьми зачастую побуждает последних убегать из дома. По их словам, они ищут на улице свободы. Вот и Ксения, которая регулярно приходит на улицу Калиновую к автобусу, снаряжаемому благотворительной организацией «Цивот-Гашем», не смогла объяснить, почему она присоединилась к бездомным сверстникам. Вряд ли она, живущая, по ее словам, в благополучной семье, нуждается в продовольственных наборах, два раза в неделю доставляемых сюда сотрудником городского центра социально-психологической реабилитации Наталией Стажило. «Приходит за свободой», — сказали за Ксению ребята. «Да», — согласилась девочка. Она, похоже, еще не понимает, что романтика улицы имеет и обратную сторону. «Я уже 12 лет живу на улице – и ничему не рад, — разоткровенничался Ярослав Мрыга. – Мой папа умер в 2000 году, мама – в 2004-м, от цирроза печени. Но до этого ее лишили родительских прав, – она не могла уследить за мной. Я был трудным ребенком и часто убегал из дома. Одно время воспитывался в интернате, потом учился в ПТУ. Занятия пропускал, и потому получил только справку. Поэтому хочу обратиться к своим сверстникам: учитесь, подумайте о своем будущем».
Иногда Ярик приходит к тете, единственному близкому человеку в этом городе, чтобы помыться и покушать. Он помогает работницам цветочного рынка, зарабатывает тридцать гривен в день и говорит, что прожить на эти деньги едва ли возможно. «А где ты будешь ночевать сегодня?» — спросили мы у паренька. «У знакомого. А завтра, наверное, в подъезде…» Ярик мечтает поступить в театральное училище. Наталия Стажило говорит, что он хорошо поет, и готова помочь пареньку, которого знает очень давно. Ребята, не один год приходящие к автобусу благотворительной организации, выросли едва ли не на ее глазах, и многим социальные работники помогали определиться с учебой и даже жильем. Но никогда не забирали в приют силой – таково главное правило уже шесть лет кормящей бездомных детей «Цивот-Гашем».
Сегодня днепропетровские приюты не заполнены и наполовину. Именно сюда направляют ребят, найденных на улицах в результате рейдов, проводимых сотрудниками служб по делам детей и криминальной милиции. А когда-то они были переполнены. Впрочем, не так давно и таких учреждений в Днепропетровске не было. По словам Аллы Литовченко, начальника управления по делам детей горсовета, обнаруженных на улице беспризорников некуда было девать. А бездомные задерживались сотнями. В 2000 году, например, сотрудники службы и милиции забрали с городских улиц 1132 детей, в 2002-м – 1008. Постепенно этот показатель пошел на убыль: в 2005 году — 392 человека, в 2007-м – 216, а два последних года не превысил и ста. «Мы отработали систему поиска и определения таких детей, — говорит Алла Владимировна. – Рейды проводятся почти каждую неделю, ребят сразу же определяют в приюты, и представители социальных служб начинают ими заниматься. Выясняют, кто их родители, причину ухода из семьи. Чаще всего оказывается – проживали в неблагополучных семьях, мамам и папам было недосуг заниматься детьми. Поэтому и велико количество подаваемых нами исков о лишении их родительских прав. В прошлом году их было 120».
Скорее всего, и обнаруженный во время последнего рейда 15-летний Андрей тоже из неблагополучной семьи. Отрабатывая район вокзала, работники криминальной милиции и главный специалист управления службы по делам детей Елена Гвоздикова тут же обратили на него внимание. «Мы сразу отличаем таких детей – по одежде, манере поведения», — говорит Дмитрий Мороз. К слову, чтобы быть незаметнее, сотрудники криминальной милиции одеваются в рейды попроще и даже, бывает, отпускают щетину. Бывалые бродяги знают их в лицо, поэтому приходится маскироваться. Впрочем, таких все меньше. По словам Аллы Литовченко, слово «приют» уже не пугает малолетних бездомных, а иные лишенные родительской ласки ребята даже сами просят поместить их в приют.
Задержанный же на вокзале Андрей из Харьковской области полчаса кормил милиционеров легендой о своем пребывании в Днепропетровске. По его словам, мама отпустила его погостить к другу и даже дала денег на дорогу.
— А как же учеба? – спросил его Дмитрий Мороз.
— Мамка справку напишет.
— И как ты время проводишь?
— Город смотрю, на вокзале греюсь. Друг должен был за мной приехать и забрать к себе. Он мне и денег дает на пропитание.
Но сотрудники милиции уже выяснили, побеседовав с великовозрастными товарищами малолетнего бродяжки: паренек не один день живет на вокзале, средства к существованию наверняка добывает попрошайничеством.
В тот же вечер беглеца определили в приют. «Мы найдем его родителей и выясним обстоятельства ухода из дома. Я не раз сталкивался с тем, что не обнаруживались явные причины побегов. Психологи нашли термин – «склонность к бродяжничеству». Кто знает, может, и наш из таких. Будем решать судьбу мальчика», — говорит Дмитрий Мороз. Каждый бездомный – это история, зачастую трагическая. Те, кто занимается обездоленными детьми, пытаются править их судьбы.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |