Вторая мировая война принесла городу огромный ущерб: почти все промышленные предприятия были разрушены, уничтожено более 40% жилищного фонда, сожжены парки и скверы. Центральный проспект К.Маркса лежал в руинах. Уничтожены вузы, школы, исторические памятники, снесены жилые поселки на левом берегу Днепра. В несколько раз сократилось население города.
Для Флегонта Никифоровича Дерябина Днепропетровск был знаком по предвоенным годам: в 1938 г. он был назначен главным архитектором, проработал до 1941 г. и снова приступил к работе в 1944 г. Нужно было организовать работу проектных организаций, которые размещали в уцелевших приспособленных помещениях, намечать пути ликвидации разрушений и перспективы развития.
Новый Генеральный план Днепропетровска начал разрабатывать сразу по окончании войны киевский Гидропроект, а проект восстановления проспекта К.Маркса – авторская группа днепропетровских архитекторов под руководством В.И.Белозерского. Разработка, контроль над проектированием, согласование проектов и их утверждение – прерогатива главного архитектора города. Им были организованы и проведены конкурсы на Генеральный план Днепропетровска и проект восстановления проспекта Карла Маркса. По результатам конкурсов начато проектирование авторскими коллективами О.А.Малышенко (киевский Гипроград) и Б.И.Белозерского, в группу которого входили В.В.Самодрыга, Д.И.Щербаков, В.Е.Горбоносов, Ф.Н.Дерябин, Л.Р.Ветвицкий, В.А.Зуев и другие.
Из воспоминаний Д.И.Щербакова:
«Демобилизовавшись, в начале 1946 г. я приехал в Днепропетровск и поступил в проектную организацию, которая тогда называлась Архпланпроект. Затем она сменила несколько названий: Днепропроект, Облпроект, Облгорсельпроект, Филиал Укргостройпроекта и, наконец, получила наименование Днепрогражданпроект. В послевоенное время организация размещалась в одноэтажном доме во дворе Горисполкома. Все отделы ютились в одном зале, там же находился отопительный котел. Коллектив собрался дружный и творческий… Главным архитектором области тогда был П.В.Шевченко, а города – Ф.Н.Дерябин». Объем работ был колоссальный, одновременно проектировали по шесть-семь объектов. Не хватало карандашей, бумаги, туши.
Главное – не хватало строительных материалов для восстановительного ремонта зданий, использовали кирпич из разбираемых не подлежащих восстановлению домов, рельсы вместо балок, бывшее в употреблении кровельное железо. Из-за трудностей часть зданий восстанавливалась с упрощением архитектурного объема, т.к. создать точную копию разрушенного в сложных послевоенных условиях оказывалось невозможным. Примером упрощенной реконструкции может служить «Дом Хренникова» постройки 1910-1914 гг. (теперь гостиница «Украина»), т.н. «украинский дом» - крупнейшее в стране здание в стиле украинского модерна.
Архитектор В.А.Зуев, проектировавший его восстановление, вспоминал:
«В 1943 г., отступая, фашисты подожгли это уникальное здание. В огне пожара деформировались железобетонные перекрытия, сгорели выразительные купола кровли. Был изуродован фигурный кованый шпиль, представляющий собой силуэтное изображение сцепившихся в яростной схватке запорожца и шляхтича. Я видел, как это кованое украшение несколько месяцев валялось на тротуаре. Потом, после очередного субботника, его не стало. Скорее всего, пошло на металлолом. До сих пор не могу себе простить, что ничего не предпринял, чтобы спасти это произведение искусства… К сожалению, пришлось упростить многоярусное завершение кровли и заменить сложную форму центрального купола башней».
Печальная участь постигла восстанавливаемый Потемкинский дворец, оригинальные здания, строившиеся в 1900-е годы по проектам архитектора Д.К.Тиссена (ул. Ленина, 8, 20), при реставрации которых утеряна их изюминка, и многие другие дома, полноценное восстановление которых в условиях послевоенного периода было трудно из-за многих причин, в том числе из распространяемой практики переделки всего в стиль классицизма. Разрушенное во время войны здание железнодорожного вокзала не подлежало восстановлению, вместе с тем для горожан две башни довоенного вокзала символизировали ворота в город.
Архитектор Д.И.Щербаков вспоминал:
«Главный архитектор города Ф.Н.Дерябин и архитектурная общественность считали необходимым сохранить эту идею в новом здании. Активно поддерживал архитекторов бывший начальник дороги Н.М.Закорко», и автор проекта нового вокзала А.Н.Душкин сохранил и развил идею «въездных ворот».
Создание объединения архитекторов после освобождения Днепропетровска произошло уже в начале 1944 г. – в январе состоялось первое после военного перерыва совещание архитекторов города, обсуждался вопрос его возрождения. Этому способствовало то, что Ф.Н.Дерябин с 1938 г. был председателем Днепропетровского областного правления Союза архитекторов, где вел большую общественную работу (с 1938 по 1950 г. – председатель, с 1950 по 1955 г. – заместитель председателя).
В 1947 г. основные положения Генерального плана Днепропетровска были представлены на рассмотрение главного архитектора города Ф.Н.Дерябина. Он был председателем городского архитектурного совета при горисполкоме, где проводилось рассмотрение и утверждение проектов восстановления, реконструкции и развития города. Соавтор разработки генпланов Днепропетровска 1938, 1941, 1956 годов.
Вехи жизни: Флегонт Никифорович Дерябин родился в 1901 году в с. Мостовское Свердловской области в семье рабочего. Учился в художественной школе Свердловска, затем на архитектурном факультете ВХУТЕИНа г. Москвы, который окончил в 1929 г.
В 1930 г. работал архитектором в Московском бюро Днепростроя – мастерской академика В.А.Веснина, затем – в проектно-техническом бюро управления строительством соцгорода г. Запорожье в качестве автора-архитектора, затем начальника бюро. Он запроектировал много жилых домов, учебных зданий, общежитий, библиотеку для детей в Соцграде Запорожья, планировку жилого поселка для военного городка с больницей, школой, столовой, клубом и т.д.
С 1938 г. творческая жизнь Ф.Н.Дерябина связана с Днепропетровском. В годы Отечественной войны являлся начальником проектной группы Уральского окружного военно-строительного управления в г. Свердловске, а затем автором-архитектором Главного управления по восстановлению Сталинграда.
В 1944 г. вернулся в Днепропетровск снова главным архитектором города (по 1952 г.); с 1953 г. перешел на работу в ДИИТ в качестве доцента, затем на кафедру архитектуры ДИСИ. Научно-педагогическая, творческая, общественная деятельность (с 1947 по 1955 г. избирался депутатом горсовета, вел работу в Союзе архитекторов, в т.ч. с 1938 по 1950 г. был председателем Днепропетровского областного правления Союза) – всюду Флегонт Никифорович проявлял глубокую эрудицию, доброжелательность, умение слышать мнение коллег.
Ф.Н.Дерябин скончался в 1978 г. Оказалось трудно отыскать людей, работавших с ним, – прошло слишком много времени.
Архитектор М.Б.Шнеерсон, глубоко немолодой уже человек, охарактеризовал Ф.Н.Дерябина коротко: «Порядочный. Корректный. Добрый».
Автор: Лидия Кузикова
Флегонт Никифорович Дерябин |
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
, особенно в это гнусное время. А кое-кому должно быть ну очень стыдно, что имея деньги и возможности строят стеклобетонные нужники! Ответить | С цитатой
и это опосля войны, разруха, голод, а создавали!!!
а не калечили город за бабло! Ответить | С цитатой
P.S. Наверное захват оборудования на пользу пошел!!! Ответить | С цитатой