Родитель бездействующий
Отвести ребенка в школу, вечером узнать оценки, раз в месяц сходить на собрание – все, чем сегодня ограничивается участие в школьной жизни для большинства родителей. Их пассивность можно объяснить не столько занятостью или нежеланием вникать в проблемы учебного заведения, сколько элементарным незнанием своих законных прав и возможностей. Оказывается, мамы и папы вместо того, чтобы ныть по поводу нестерпимых поборов в школах, могут наравне с управленцами решать, не только вопросы о размере сумм, собираемых в фонд класса, и цвете обоев, наклеиваемых в кабинетах. Также они могут решать, чему и как будут учиться их дети.
- Родители школьников первых-четвертых классов активно приходят на собрания, интересуются школьной жизнью, - приводит результаты исследования заместитель городского головы по вопросам образования Елена Лозенко. – Но стоит ребенку перейти в средние классы, интерес резко падает. А качество образования, полученного учеником, зависит не только от учителей, но и от участия родителей в педагогическом процессе.
Незнание закона не освобождает от ответственности. Поэтому если ребенок, окончив школу, не может похвастать крепкими знаниями, частично в этом можно винить и пассивность его родителей.
Родитель незнающий
- Совсем недавно мы проводили очень подробное анкетирование родителей. Вопросы касались знания или незнания их собственных прав. В среднем, ответы более чем на треть вопросов были «не знаю», - хмурит брови директор гимназии №12 Маргарита Руда. – И это притом, что в нашей гимназии основной упор делается на работе с родителями. В других школах эта цифра может быть куда больше.
Часто родители отказываются от контроля и участия в школьной жизни по молчаливому соглашению с директором школы. Директору, уверенному в себе и в своей школьной политике, не хочется давать родителям карт-бланш на участие в управлении школой. И с этим согласны многие мамы и папы, с утра до вечера занятые на работе. Они не могут да и не хотят найти время для проведения демократической революции в школе их ребенка.
- По какому пути пойдет школа, зависит, в первую очередь, от директора, - уверена Елена Лозенко. – Часто школы, которые на протяжении многих лет показывали хорошие результаты, получали нового директора и быстро скатывались в самый низ списка. То же самое касается и работы с родителями.
Школа начинается с устава
- Мы очень довольны тем фактом, что реформы, проведенные в период с конца 90-х по 2004 год, вывели школьное образование на совершенно новый уровень, - говорит Лозенко. - К сожалению, многие продолжают работать по старинке, не используя всех открывшихся возможностей. В законе об образовании говорится, что высший орган управления учебным заведением – общешкольное собрание.
Видите, как оно написано – не директор, а собрание. А участвуют в собрании (входят в его состав) не только учителя и администрация школы, но и учащиеся, и родители – все в равных пропорциях. Именно на таком собрании принимаются наиболее важные решения. Например, о выборе профиля школы. Периодичность проведения такого собрания – не реже одного раза в год. Правда, многие родители вообще впервые раз слышат о его существовании.
- Мой сын учится в девятом классе, на мой взгляд, в одной из лучших школ города. Но о подобном собрании я узнала только сегодня, - говорит мама Анна. – Хожу только на родительское, да и то не всегда – часто работаю до поздней ночи.
Объяснить, что родителям можно, а что нет, Анне должен был устав, своего рода конституция школы. В нем четко прописаны обязанности и полномочия администрации, а также обязанности и полномочия родителей и учителей. К сожалению, часто о такой важной для родителей информации попросту умалчивают.
- Ознакомиться с полным текстом устава может каждый, нужно только обратиться к администрации школы, - говорит Людмила Чернышова, начальник отдела общего образования горуправления науки и образования. - Отдельные выписки должны присутствовать в родительском уголке.
Создание устава – процесс творческий, поэтому его содержание может изменяться в зависимости от школы. И первый шаг к построению современных отношений между родителями и школой – прочесть устав.
Во дают!
- В нашем лицее выбор спецкурсов возможен только при активном участии в этом родителей, - делится своим опытом директор Лицея информационных технологий Сергей Григорьев. – Много времени мы уделяем и родительскому всеобучу.
- А наша гимназия участвует в программе Совета Европы, цель которой – научить педагогов работать с родителями, - подхватывает Маргарита Руда. – Собрания в классах мы проводим по тренинговой системе, когда столы выставляются кругом и ведется активный диалог между учителем и родителями.
Конечно, не во всех школах города можно встретить подобное желание администрации вести диалог с родителями, но оно должно присутствовать хотя бы на базовом уровне.
Родитель спрашивающий
- На одну из недавних конференций мы пригласили не только директоров школ, но и детей и их родителей, - рассказывает Елена Лозенко. - От свободных микрофонов в зале они просто не отходили. Самое интересное, что больше всего вопросов прозвучало именно от детей.
Чтобы задать вопрос, приходить на конференцию вовсе не обязательно. Достаточно позвонить по телефону 744-63-14; 744-63-17 и получить квалифицированный ответ от специалистов городского управления образования. По этому же номеру родители могут обращаться в случае, если в школе ущемляют их права.
- Не бойтесь звонить, - говорит Елена Лозенко. – Только вместе мы сможем сделать наше образование лучшим.
Автор: Игорь Андрющенко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |