Жительница Днепра Татьяна Шарай выкупила вышиванки у женщины, которая была вынуждена эвакуироваться за границу. В коллекции – столетние вышитые рубашки с орнаментами, характерными для Поднепровья, рассказала Татьяна Шарай.
Спасти удалось около двадцати вышиванок. Татьяна Шарай говорит: владелица коллекции не знала, куда ее девать.
“Она говорит: “Что мне делать с сорочками? Свое ожерелье я зарыла. Просто взяла и зарыла. Потому что придет враг – очень хорошая находка. Сорочки на закопаешь, и я у нее их перекупила. У меня не было достаточно средств, чтобы так разбрасываться ими во время войны. Но этой женщине нужно было спасать своих внуков, а мне спасать то, что она приобрела”, – говорит Татьяна.
Что делать с коллекцией дальше, женщина пока не решила. Говорит, нужно дождаться победы Украины.
Культуролог Наталья Лисовец рассказывает: вышивке среднего Поднепровья присущи растительные орнаменты. К примеру, розы, виноградная лоза.
Женские сорочки, характерные для Поднепровья, имеют вышивку на рукавах и на подоле. Мужские - на воротничках и манжетах. Вышитые рубашки традиционны для региона, говорит культуролог. Их до начала советской поры носили как крестьяне, так и жители городов в качестве повседневной одежды или на праздники.
В коллекции также есть вышитый рушник 1904 года.
"Почему сорочки были часто украшены вышивкой? Первая функция – защитная. Украинцы боялись злого глаза и считали, что вышивая определенные символы, защищают себя. Кроме этого, сорочки играли значительную роль в так называемой идентификации "свой-чужой". Именно по вышивке можно было понять: откуда происходит человек, или замужем, социальный статус”, – говорит Наталья Лисовец.
Наталья рассказывает, что носить вышиванки в регионе перестали в начале прошлого века – из-за прихода советской власти, урбанизации и индустриализации общества.
Автор: Олександра Фіненко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |