Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 23 ноября 2024
11:36

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Игорь Родионов: «Я прожил не только свою жизнь, но и судьбы моих героев»

|«« «« »» »»|

Сегодня, 18-го февраля, свой 75-летний юбилей отмечает известнейший днепровский писатель, кинодокументалист, журналист Игорь Владимирович Родионов.

Читатели Городского сайта прекрасно знакомы с этим талантливым человеком и его творчеством.

Накануне юбилея Игорь Родионов в эксклюзивном интервью Городскому сайту рассказал о многом – жизни, творчестве, сбывшихся планах и пока еще не осуществленных мечтах.

Об авторе

Игорь Владимирович Родионов – писатель, кинодокументалист.

Автор книг «Петровский зачет. 40 лет спустя», «Набережная имени…», «Днепропетровские зодчие. Люди легенды», «Секретный архитектор Южмаша», «Корона над Днепром». По программе «Культурная столица» выдал книги - «Днепровская набережная» и альбом о городе «Днепр. Гравитация».

За активную работу в области популяризации Днепровской школы практической архитектуры избран членом-корреспондентом Международной инженерной академии (Приднепровский центр).

Как кинодокументалист, создал ряд авторских фильмов «Царство красного колдуна», «Тайна украинской Атлантиды», «Человек, который помог Спилбергу», «Николай и Хелмунт», «Даниил Сахненко. Кино и жизнь» в разное время удостоенные премий на всеукраинских телевизионных конкурсах. Научно-популярные видеофильмы о днепропетровских архитекторах О. Петрове, П.Ниринберге, Е. Сорине, о первых строителях набережной давно стали учебным пособием в вузах города.

Член Национального союза кинематографистов Украины. Член Союза журналистов Украины.

«Никто не мог предположить, что человеческое общение станет роскошью»

- Игорь Владимирович, с каким настроением подходите к 75-летию?

- Как хорошо, что сохранилось фото пятилетней давности, когда я отмечал свой 70-летний юбилей!.. Прошло всего пять лет, но кажется, что все происходило в другой эпохе. Мы все еще вместе. Радость встречи, дружеские объятия, открытые улыбающиеся лица без привычных ныне масок. Тогда никто и предположить не мог, что общение, простое человеческое общение станет непозволительной роскошью.

75 - много это или мало? Да все по ощущениям. Можно брюзжать, что все не так. Можно замкнуться в себе. Уйти в болезни… Но, как мне кажется, в этом возрасте можно найти и немало удовольствий. Но это каждый выбирает под себя.

75 - вовсе не грустный возраст. А главное достоинство - большая степень свободы… Что касается меня, то я бодр, весел, у меня много планов. Совсем недавно побывал в Австрии, Прибалтике, Турции в поисках новых героев для своих книг.

В этом году юбилей в привычном смысле слова не праздную. Такова реальность… А потому, друзья, встречаемся, как ныне говорят, на удаленке, – в Ютубе, Фейсбуке.

А ведь есть, что рассказать, чем поделиться. За последние пять лет изданы новые книги. Готовиться к изданию цикл книг о горожанах под рабочим названием «Бабушкины мемуары». Однако все по порядку…

Все начиналось с «Азбуки маленьких Демосфенов»

- Для одних журналистика – мечта еще с детских лет. Другие эту профессию выбирают по воле случая. Как было у вас?

- Журналистом стал не по воле случая. О профессии репортера мечтал, как мне помнится, с юных лет, зачитываясь репортажами известного тогда путешественника, журналиста и фотокорреспондента Василия Пескова. Мне хотелось увидеть мир, общаться с интересными людьми, делиться тем, что узнал, прочувствовал, увидел. Первым шагом к своей мечте стало участие в юнкоровском движении, организованном областной молодежной газетой «Прапор юности». И по сегодня храню свою первую публикацию «Азбука маленьких Демосфенов», в которой рассказал об удивительном враче-логопеде, который исцелял картавости. В редакцию пришло немало писем. Мне казалось, что газета меня как автора приобщила к важному и нужному делу. Так первая заметка и предопределила мою дальнейшую судьбу.

- В областной молодежке и начинали свой журналистский путь?

- Нет… Для серьезной работы в газете не хватало знаний и жизненного опыта. Свои первые шаги в журналистике начинал с заводской газеты Днепропетровского завода металлургического оборудования. Моими первыми героями репортажей стали труженики предприятия - рабочие.

После окончания Днепропетровского университета был призван в Советскую армию, в стройбат. Но и там оставался журналистом. Как член военкомовского поста Красноармейского Киевского военного округа, рассказывал в газете, как солдаты из стройбата ударными темпами строят в Харькове жилмассив Салтовку.

А после срочной службы в армии, в форме рядового, как в те времена было принято, пошел устраиваться а работу. Неуверенно, но переступил порог редакции областной партийной газеты «Днепровская правда». «Я экономист, по образованию, - признался редактору Василию Яковлевичу Воробьеву, - но журналист по призванию». В то время факультета журналистики в Днепропетровском национальном университете еще не было. Но принимая меня в творческий коллектив, опытный редактор напутствовал: «Газете нужны отраслевые специалисты, умеющие писать…». И отправил меня набираться опыта в отделе новостей, которую возглавлял тогда спортивный журналист Владимир Асаев. Здесь-то и прошел настоящую школу репортажной журналистики. Вместе с героями опускался в криворожские и донецкие шахты, участвовал в тушении пожаров, спасал утопающих, вместе с пилотами сельскохозяйственной авиации летал на «кукурузнике» над колхозными полями. Всего не перечислишь. И в каждом событии были свои истории и приключения.

Из криворожских шахт – на Эльбрус

- Знаю, что репортажная журналистика забросила вас на Эльбрус…

- Да, журналистская судьба давала, порой, возможность проявить себя и в экстремальных ситуациях. Одной из таких было восхождение на горные вершины Эльбруса. Репортерская тяга к поиску интересного и необычного, связала меня с альпинистами. Событие в моей жизни неординарное, в какой-то степени отражающее часть моего характера. Остановлюсь на нем чуть подробнее.

Экспедиция была приурочена 35-летия освобождения Кавказа от немецко-фашистских захватчиков. Альпинистам предстояло установить обелиск на одной из вершин Эльбруса. Мою инициативу присоединиться к группе альпинистов редакция газеты поддержала.

О чем позже рассказывал в репортажах, которые печатались под «шапкой»: «Участие в экспедиции принял и наш корреспондент».

- Эта экспедиция стала и вашим кинооператорским дебютом?

- Да, отправляясь в столь рискованное путешествие, решил не только написать статью в газету, но и все, что увижу, обязательно снять на кинопленку. Ну вот потянуло меня, сам не зная почему, впервые взял в руки кинокамеру… Съемка всегда процесс живой, интересный, завораживающий. Мне нравилось произносить: «Снимаю!», «Наезд», «Крупный план». Помню, как на высоких горных вершинах камера нередко замерзала. Заворачивая камеру в мамин старенький пуховый платок, я бережно прижимал ее к груди, оберегая от пронизывающих ветров.

Мой первый самодеятельный фильм под названием «Высота памяти», понятно, вершиной мастерства не стал, зато оказался первым шагом на пути к телевизионной журналистике.

- Как сложиться судьба того фильма?

- По наивности полагал, что кинопленка бессмертна, и никаких усилий сберечь ее не предпринимал. С приходом на телестудию новой эпохи с архивными киноматериалами обошлись, как с балластом. А серебряная эмульсия с кинопленки, к сожалению, оказалась тогда дороже всякого архива. И «залежалую» кинопленку, по недомыслию неведомых мне начальников, смыли на серебро.

- Каждый журналист гордится встречами с известными людьми. С кем сталкивала профессия?

- Как и мечталось в юности, за годы журналистской работы, встречался с людьми легендарными того времени - космонавтом Григорием Береговым, путешественником и телеведущим Юрием Сенкевичем, легендарной летчицей 30-х годов Валентиной Гризодубовой, летчиком- испытателем Сергеем Анохиным, военачальниками, учеными, героями страны. Обо всем и обо всех рассказывал в газетах областных и республиканских. А сколько было журналистских встреч с простыми, но интересными судьбой людьми, которые стали героями газетных очерков под рубрикой «Фото из семейного альбома»… Ничто не проходит бесследно. Тематика частных семейных историй, со временем определит и мою творческую направленность. Уже в зрелом творческом возрасте меня увлекут судьбы известных Днепропетровских архитекторов послевоенной поры, которые выльются в книги-очерки.

На волне гласности – в мир ТВ

- А как окончательно перешли в пленительный мир телевидения?

- В 1987 году в разгар гласности пришел на Днепропетровское областное телевидение. Телевидение оказалось в первых рядах свободы слова и открытости в обществе. На Днепропетровском телевидении создавался новый телевизионный формат - молодежная авторская программа «2х2». Опыт и связи работы в республиканской газете МВД в качестве собкора как нельзя кстати пришлись для освещения ранее «закрытых» от общественности тем. Работая в газетах и на телевидении, всегда искал эксклюзивный материал. Такими помниться мне необычные сюжеты, как «Свадьба в зоне», «Мисс фото на военной службе» и другие.

- Работа на телевидении позволила вам побывать в зарубежных странах, о которых тогда обычные люди не смели и мечтать…

- Интерес советских людей – а что там, за «железным занавесом», - в те годы был неподдельным. Уже в качестве продюсера, с творческой группой телевизионщиков, отправился в зарубежье - Швеция, Франция, Австрия, Германия. Проект «Мы познаем мир» в первые годы перестройки был особенно востребован. Фильмы: «Со своим самоваром в Швецию», «Украинское «будьмо» в Верхней Австрии», «Путешествие Артемки и его друзей в Париж и обратно», «Семь дней в Мадриде» рассказывали о жизни, быте и культуре стран Западной Европы.

- Но не единой Европой была интересна ваша работа на ТВ?

- Новое время диктовало и новые телевизионные формы. Как продюсер и ведущий принялся осваивать телешоу с многочисленными участниками и гостями в студии. «Бабушка рядом с дедушкой», в которой рассказывалось о семье, внуках, о саде-огороде и радостях жизни; «Помоги себе сам» о нетрадиционной медицине и лечебных травах; «Особенности национальной красоты» и другие авторские программы под названием «Шоу Игоря Родионова» охотно рекламировала местная печать.

В начале 1990-х в Днепре и Киеве, как сопродюсер, участвовал в организации первых киновидеорынков. В его рамках был проведен и первый в городе телевизионный фестиваль. Серьезность проекта подтверждает и тот факт, что жюри возглавляли украинский режиссер Олег Фиалко, известная актриса Ада Роговцева.

Были и эксклюзивные авторские проекты. Один из них - «Иронический детектив «В поисках автора…», разработанный совместно с Днепропетровским Художественным музеем. Он прошел в дни Международной акции «Ночь в музее», целью которой показать ресурс современных музеев и привлечь молодежь.

В этот же период были сняты интереснейшие документальные фильмы - «Царство красного колдовства», «Человек, который помог Спилбергу», «Николай и Хельмут» (знаковый для меня фильм о судьбах солдат Второй Мировой войны), «Тайна украинской Атлантиды», который на международном фестивале в Одессе получил Гран-при в номинации «Украина морская держава».

- А еще вам довелось «воссоздать» эпический фильм пионера украинского синематографа Даниила Сахненко?

- В 2008 году местное отделение кинематографистов организовало масштабную реконструкцию малоизвестного фильма Даниила Сахненко «Осада Запорожской сечи». На берегу Днепра в Лоц-Каменке состоялась киносъемка, которая легла в основу авторского фильма «Даниил Сахненко. Кино и жизнь». Фильм рассказывает о екатеринославском операторе и режиссере, который в начале прошлого века первым в мировом кинематографе снял игровой полнометражный украинский фильм. В итоге автор стал первым лауреатом премии имени Даниила Сахненко, учрежденной Днепропетровским горсоветом. Фильм ежегодно демонстрируется в Международный День кино в Киеве в Доме кино.

Цикл книг об архитекторах города рожден строительным бумом

- Вы создали целый цикл книг об архитекторах нашего города. С чего начиналась эта серия?

- В годы строительного бума в городе возникла идея телевизионного проекта, докладывающая горожанам об архитектурных преобразованиях в Днепропетровске. В авторской программе «Что нам стоит дом построить…» я принимал участие и как автор, и ведущий. Гости передачи рассказывали и немало интересного о развитии нашего города.

Пришлось немало потрудиться и на ниве продюссерства. Собрать очевидцев строительства набережной 1960-70-х годов помогла местная печать, обратившись к горожанам с призывом: «Историю набережной пишем вместе…». В эфир вышли два фильма - «Встречи через годы» и «Старая новая набережная». История набережной хранит немалой тайн, о которых мне как кинодокументалисту хотелось открыть днепрянам - где и кем был забит первый колышек, что прячет под собой уникальная набережная, где покоится речной корабль «Чайка». Обо всем этом рассказал в цикле коротких видеофильмов «Днепропетровск неизвестный».

Пропасть историческому материалу посчитал делом кощунственным. Рассуждал так - если события не описано, значит, его не было. Нужна книга-документ о важном для истории города событии. И такая книга, посвященная первым строителям набережной, со временем вышла в свет. Называлась она - «Набережная имени…». С нее и начинался этот цикл.

- А дальше были «Днепропетровские зодчие»?

- Как-то на открытии памятника известному архитектору от неравнодушного почитателя его творчества, услышал: «Плакать хочется, если почести выдают человеку лишь после его смерти…». За примером далеко ходить не надо. В Днепре появились улицы, носящие имена Ниренберга, Дольника. Открыт памятник первым строителям набережной в образе известного днепропетровского строителя Мильмана. Есть и доски памятные… Я посчитал, что осталось дело за книгой. И она появилась - «Днепропетровские зодчие. Люди-легенды». Под одной обложкой опубликованы биографические очерки об архитекторах послевоенной поры, которые внесли особый вклад в восстановление разрушенного войной Днепропетровска – Павел Ниринберг, Марк Шнеерсон, Евсей Сорин.

Отдельной книгой вышла творческая и личная судьба Олега Петрова, основателя школы практической архитектуры, сыгравшего заметную роль в становлении послевоенного Днепропетровска.

А уже позже книга «Корона над Днепром» рассказала о днепропетровском градостроителе, интеллектуале, наставнике молодых Евгении Яшунском и его мечте. Он задумывал построить величественную архитектурную доминанту на центральным высоком холме, как символ технического прогресса и высоких духовных устремлений людей, живущих на берегах древней реки.

- Вы стали первым, кто раскрыл тайны засекреченных «южмашевских» архитекторов.

- Однажды я стал свидетелем, как экскурсовод привела гостей города на Соборную площадь, показывая гостям воинский мемориал. Кто-то из экскурсантов поинтересовался: «А кто архитектор?» Женщина- гид произнесла: «Какой-то секретный архитектор…». Так, со случайно услышанной мною фразы, началась работа над новой книгой «Секретный архитектор Южмаша». Это биографический очерк о первом покорителе космоса среди архитекторов. Игорь Нескоромный среди днепропетровских зодчих как южмашевец к звездам был ближе всех.

Нередко спрашивают меня, как одолел такое непростое дело как написание стольких книг? Отвечаю: проделать большую работу есть только один способ - полюбить ее.

- Позже вы как кинодокументалист эти фильмы «оживили»?

- Да, видеофильмы «Вокзал на двоих» Евсея Сорина», «Памяти архитектора Павла Ниринберга», «Петровский зачет.40 лет спустя», «Запас прочности от конструктора Арешковича», «Архитектура любовь моя» можно увидеть на канале Ютуб… Не скрою, выход авторских книг в свет, их презентация стали заметным событием не только в архитектурной среде, но и в общественной жизни города. Видеофильмы служат учебным пособием по истории архитектуры для студентов и преподавателей Приднепровской Академии строительства и архитектуры. Как автор участвовал в форумах, выставках и книжных фестивалях. Эти издания можно встретить в библиотеках и музеях страны.

- А планируется ли продолжение цикла книг о зодчих нашего города?

- Изучение судеб известных днепропетровских архитекторов по-прежнему не оставляю. На протяжении уже многих лет собираю материалы для очередной книги очерков об архитекторах 1980- 90-х годов - Супонине, Клопко, Ветвицком. Каждый из них оставил заметный след в архитектурном облике Днепра.

Накануне пандемии родился новый формат

- Ваши две предыдущие глобальные работы не назовешь сугубо книгами – это прекрасные альбомы, достойно представляющие наш город для гостей из других стран и городов. Пандемия не наложила свой горький отпечаток на презентацию этих проектов?

- Пандемия наложила отпечаток на всю нашу жизнь. Но наш город развивается и в это сложное время, становится еще интересней и прекрасней.

Да, в 2019 и 2021 годах вышли в свет два хорошо иллюстрированные издания. Книга «Днепровская Набережная» (Dniprovska naberezhna. History and now) посвящена 85- летию основания набережной на реке Днепр. Вторая - альбом «Днепр. Гравитация». Обе книги изданы на украинском и английском языке.

Одна из отличительных особенностей новой книги-альбома в ее названии: «Днепр. Гравитация». После декоммунизации в стране – это первый альбом на обложке которого стоит уже новое название города – Днепр.

При чем тут гравитация? Во все времена ландшафт и полноводная река, на которой возникли первые поселения, притягивал сюда людей. Благодаря этому притяжению и был заложен не просто губернский город, а предполагалось построить Южную столицу. Гравитация это не просто физическое явление. Я утверждаю: гравитация - это любовь. А любовь, как известно, притягивает….

Был и другой повод для издания книги-альбома, малый юбилей – 245 лет городу. В новом издании «Днепр. Гравитация» время спрессовано в один год, 2021-й. Год, наполненный социальными, политическими и культурными событиями. Год непростой, замешанный на «короне». Альбом, уже независимо от автора, стал своего рода фоторепортажем длиною в год.

Непростые бабушкины мемуары

- С немалым удивлением узнал, что ваша новая книга посвящена не родному городу, не его зодчим, а обычной, на первый взгляд, бабушке – но с очень необычной судьбой. Раскройте секрет новой книги!

- Скоро в издательстве «Лира» выходит в свет книга «Бабушкины мемуары». Героине моей новой книги Галине Анатольевне Кармелюк – уже 90 лет, книга написана от ее лица. Ей в жизни всего досталось с лихвой - и война, и трагедия, и разруха, и голод, и горе и радость. В годы войны ее несовершеннолетний брат был угнан фашистами в Германию и о себе дал знать только спустя 25 лет… Как конструктор-проектировщик, Галина Кармелюк принимала участие в восстановлении Днепропетровска. Пожила при «развитом социализме», познала эпоху перестройки, а в пенсионном возрасте отведала горькой каши «дикого капитализма». Ее дети и внуки разбросаны по миру. Судьба бабушки Гали – это история страны.

- Почему вы заинтересовались судьбой этой женщины?

- С Галиной Анатольевной судьба меня свела не случайно. Государственный проектный институт «Днепрогражданпроект», в котором она проработала почти полвека, взялся за написание своей уникальной истории. Мне, журналисту, приобщенному к этой работе, довелось встречаться со многими архитекторами, конструкторами, проектировщиками. И все, с кем общался, непременно советовали познакомиться с инженером-гидротехником Галиной Кармелюк. Говорили, без нее не обходился ни один серьезный архитектурный проект. Днепровская набережная, гордость днепрян – один из них.

Однажды Галина Анатольевна призналась мне, что не раз задумывалась о том, как написать и свою семейную историю. Желание это возникло давно, еще с тех пор, как, укладывая маленьких внуков спать, нередко слышала трогательные детские просьбы: «Бабушка, расскажи про свою жизнь…». И вместо доброй вечерней сказки она тихонько рассказывала им истории, забавные, а чаще грустные, из своего сурового военного детства.

Выросло и разъехалось по белу свету молодое поколение Захватаевых-Кармелюков, но бабушкины рассказы «про жизнь» не забыли. Правда, уже издалека - кто живет в Германии, кто в Америке, кто в Англии - подбивают ее: «Бабуля, садись за мемуары…» Она и не против, да только не знала, как к этой, для нее необычной затее, подобраться. С чего начать? Так и сложился наш творческий дуэт.

Работа растянулась почти на год. Строчка за строчкой, страничка за страничкой - так и сложились «Бабушкины мемуары».

Паралельно идет работа и над следующей частной историей. Рабочее название этой книги - «Натали Хелмунд, или Четыре тысячи звонков в дверь». Это исповедь зрелой женщины, которая в молодые годы, в начале 1990-х, уехала за счастьем за тридевять земель. Как сложилась ее жизнь? Что пришлось ей испытать? Кого она осчастливила? Истории интересная и поучительная.

Цикл книг об архитекторах скоро будет продолжен

- Есть ли в творческих планах продолжение серии книг об архитекторах нашего города?

- Да, уже работаю над новой книгой «Сергей Зубарев. Частная история». Горожане старшего поколения помнят имя  Сергея Евгеньевича Зубарева, который провел на посту главного архитектора Днепропетровска почти 18 лет. Его правление зодчими города пришлось на эпоху расцвета города на Днепре - это 1960-80 годы. При нем были построены жилмассивы Тополь, Солнечный. За жилмассив Победа он в составе группы архитекторов был удостоен Государственной премии. В свое время  Зубарева считали лучшим  среди «главных архитекторов» в Союзе. Он - яркий представитель архитектурной общественности Днепропетровска того времени.

- Наверняка в книге будут и необычные истории из жизни этого архитектора?

- В перестроечные годы судьба забросила Сергея Евгеньевича в Австрию, где по достоинству оценили его… талант краснодеревщика. Здесь он долгое время работал в качестве реставратора деревянных антикварных деталей архитектуры, мебели и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Его работы украшают венский собор Архангела Михаила и другие культовые сооружения столицы. 86-летний пенсионер Сергей Зубарев за творческую работу по содействию восстановления культурного наследия  страны от правительства Вены  получил особые   преференции… Чтобы встретиться с героем будущей книги, довелось побывать в Австрии, где записал большое интервью. Обо всем этом и расскажет книга « Сергей Зубарев. Частная история».

- Спасибо вам, Игорь Владимирович, за откровенную беседу! От лица всех читателей Городского сайта примите искренние поздравления с 75-летием! Все жители Днепра желают вам здоровья, счастья, семейной гармонии! И побольше вдохновения и сил, чтобы радовать нас еще многими новими проектами и книгами!

- Спасибо огромное! В завершение беседы признаюсь: я - человек счастливый, ибо прожил не только свою жизнь, но и прожил судьбы многих моих героев прошлого.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте