Почему победитель тендера на строительство аэропорта "Днепр" не спешил работать себе в убыток?
20 октября началась долгожданная модернизация Международного аэропорта "Днепр".
После 1,5 лет откладывания запуска строительства и перезапуска тендера, наконец, начали обустройство новой взлетно-посадочной полосы.
Впереди – 4 очереди и 3 года строительства, однако общестроительные работы обещают завершить уже через год.
Что мешало сделать это раньше и почему строительство одного из важнейших аэропортов страны могло так и не начаться или вообще стать долгостроем?
Ожидаемая стоимость составила 5,7 млрд грн, однако победитель взялся реализовывать проект всего за 3,9 млрд. То есть подрядчик демпинговал, снизив цену на 31% — это помогло ему победить в аукционе.
Однако перед заказчиком встал вопрос — возможно ли строительство этого объекта за такую стоимость? Встал вопрос: как формируется себестоимость строительства аэропорта?
Дело в том, что для того, чтобы выйти на тендер, заказчик представляет проектную документацию на экспертизу, которая осуществляется согласно ДСТУ.
Эксперты рассчитывают стоимость материалов в ценах "на сегодня". В смете, которую согласовала экспертиза, были следующие расчеты:
3,5 млрд грн – стоимость материалов и оборудования;
0,8 млрд грн – затраты на эксплуатацию машин и механизмов;
0,4 млрд грн – заработная плата рабочих.
Итого — 4,7 млрд грн непосредственных расходов на материалы, оборудование и оплату труда. Таким образом "Альтис" предложили сумму меньше по крайней мере на 800 млн грн за себестоимость.
Не стоит забывать, что это цены на сегодняшний день, а потому в течение 2-3 лет строительства материалы могут подорожать и себестоимость повысится. Чувствуете чего не хватает? Правильно – прибыли.
Когда была разработана смета Днепровского аэропорта, ее сравнивали с аналогичным объектом в Одессе.
Новая взлетно-посадочная полоса в Одесском аэропорту уже сдана в эксплуатацию, ее строительство стоило 3,9 млрд грн. При этом ЗПС в Днепре будет длиннее на 400 м и шире, проект сложнее из-за особенностей рельефа.
Сама площадь покрытия, которую планируют обновить в аэропорту Днепра – почти на 50% больше, соответствующее и соотношение стоимости – разница в полтора раза.
То есть выполнение работ в Международном аэропорту "Днепр" за сумму 3,9 млрд при минимально возможной себестоимости в 4,7 млрд грн было просто невозможным.
Весьма вероятно то, что целью у подрядчика было развернуть распространенную схему по раздуванию бюджета проекта.
Соответственно, в сентябре после смены руководства в Министерстве инфраструктуры был проведен новый тендер и заключен договор с ООО "Онур Конструкцион Интернешнл", которая предложила за реализацию проекта 5,7 млрд грн.
Автор материала верил в альтруистические намерения "Альтис" и утверждал, что компания просто была готова работать "минимизировав маржу фактически до нуля". По логике предпринимательской деятельности такое поведение уже подозрительно — в чем выгода?
Из интересного также, что "Альтис" не спешил в развертывании своих строительных мощностей на объекте, что, собственно, и затянуло старт работ. Самое логичное предположение о таком поведении — компания без успеха пыталась увеличить стоимость строительства и не собиралась работать себе в убыток.
После победы со значительным занижением цены некоторые подрядчики могут ставить ультиматум и требовать заключения дополнительных контрактов для повышения стоимости до значительно выше объявленной в проектной документации. Или может произойти коррупционный сговор подрядчика с заказчиком.
Таким образом, мы получаем проекты похожие на печально известный Шулявский мост. Киевские городские власти планировали построить его за 600 млн грн в 2018 году, однако в 2021 году стоимость работ составляет уже почти 2 млрд грн.
Ранее такую схему часто использовали дорожные компании, но со стартом программы "Большая стройка" новое руководство "Укравтодора" жестко реагировало на такие попытки и ликвидировало подобные практики в дорожной отрасли. Теперь схему удалось приостановить и в случае с аэропортом.
Запланировано обустройство новых аварийно-спасательных станций, перронов и стоянок, установка нового радиотехнического и светосигнального оборудования.
Отдельный проект с привлечением частных инвестиций — строительство компанией DCH пассажирского терминала, построенного на 30%.
В результате, Днепр получит современный аэропорт с новым аэродромом, который сможет принимать большие самолеты категорий Д и Е (в частности, Boeing 777 и Airbus A330).
По прогнозам, пассажиропоток сможет возрасти в 3 раза уже через год после завершения строительства.
Автор: Елена Шуляк
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |