Каждый человек имеет право и стремиться к счастливой жизни. Однако в процессе ее создания что-то может пойти не так или человек, который присутствует в этом сценарии не до конца соответствует желаемым параметрам или обладает совершенно иным виденьем совместного пути. В результате на почве таких конфликтов случаются ужасные вещи — насилие. Давно не секрет, что чаще всего насилие идет со стороны мужчин в силу того, что они чувствуют свое физическое превосходство и зачастую имеют более выгодное положение с финансовой точки зрения.
Нередки случаи, что женщины по разным причинам продолжают терпеть издевательства со стороны абъюзеров или даже не подозревают о том, что жить можно совершенно по-другому.
О том, почему женщины, которые пережили насилие продолжают жить с обидчиком и что можно сделать в этом случае в медиа-центре Информатора рассказали: Тамара Бугаец — адвокат, експерт по делам противодействия домашнему насилию, Ольга Гриценко — психолог, кризисный консультант, специалист по работе с зависимым поведением, Влада Недак — исполнительный директор Проект Кешер в Украине.
Тамара Бугаец отметила, что вопрос «почему женщины терпят домашнее насилие?» — комплексный и имеет множество аспектов:
Во-первых — стереотипы. «Мы живем в 21 веке, но, на самом деле, у нас в обществе до сих пор не принято выносить на всеобщее обозрение то, что происходит в семье, опасаясь того, что скажут люди», — говорит Тамара. «Это становиться огромным барьером, чтобы обратиться за помощью».
Во-вторых, пострадавшие не идентифицируют себя как пострадавшие. В нашем обществе нет нулевой толерантности по отношению к насилию. Поэтому это также является барьером. По словам адвоката, женщина продолжает так жить, потому что так жила ее мать и ее бабушка, а также встречается среди ее подруг.
«Сейчас у нас достаточно неплохое законодательство касательно предотвращения домашнего насилия. В конце 2017 года приняли новый закон, также приняли ряд нормативно-правовых актов, есть административная ответственность за домашнее насилие, есть соответствующая статья в Уголовном кодексе, есть специальные мероприятия противодействия домашнему насилию, а именно срочные запреты, которые выносит полиция. Одно из мероприятий — обязать обидчика покинуть место совместного проживания. Есть ограничительные принуждения, которые выносит суд, есть программы для обидчиков и т.д. Все это есть в нашем законодательстве, хотя на практике оно не всегда применяется. И это тоже есть барьером. Ведь пострадавшая не может быть уверена, что ей точно помогут», — продолжила Тамара. «Нужно время, чтобы эти практики начали применяться в реальной жизни и тогда ситуация изменится».
Следует понимать, что женщина, пострадавшая от домашнего насилия нуждается в помощи. Поэтому, если какой-то из пунктов противодействия насилию не будет выполнен, она не получит помощь и будет вынуждена вернуться обратно к обидчику, ведь зачастую возможности жить в другом месте у нее нет. В Украине есть специализированные учреждения, которые помогают женщинам, но их немного и не все они о них знают.
«Мы живем в том, что называется «культурным насилием», — сказала Ольга Гриценко. «В нашей культуре оно воспринимается практически, как нормальное явление. И вопрос ставится как «почему она не уходит». Не «почему она не выгоняет обидчика», а именно «почему не уходит». То есть женщина, которая пострадала, вынуждена снова терпеть дискомфорт. Ведь когда человек уходит от абъюзера, она должна отказаться от финансов, комфорта, социальных контактов, она должна скрываться как преступник. Но она не преступник».
В данном случае, женщина должна сделать волевое решение, не зная при этом, какие выгоды, преференции ее могут ожидать в будущем. Поэтому приходится жить в культуре, где нормально, когда мужчина выпил, побил, потаскал за волосы, но завтра принес букет цветов и извинился. Можно потерпеть. Многие женщины выбирают терпение. По словам психолога, бывают случаи, что женщина осознает, что является жертвой домашнего насилия только спустя продолжительное время работы со специалистом. Следующий шаг после того как женщина это осознает, идет фраза «так он же не всегда такой». Однако стоит осознавать, что известные «злодеи» были ласковыми к своим детям, к животным или кому-то еще. «Они не всегда были монстрами. Здесь хорошо, а там — плохо. Но почему-то в нашем сознании есть такое, что если человек есть насильником, он им является всегда. Это неправда», — продолжила Ольга.
Также распространенным есть явление виктимблейминг. В качестве примера психолог рассказала, как на одном из тренингов с жертвами домашнего насилия специалист попросила участниц написать причины, из-за которых мужчина может бить женщину. У некоторых их набралось несколько десятков, но ни одна не написала «никто».
Как человек, уже более 20 лет помогающий женщинам, которые пострадали от домашнего насилия Влада Недак поделилась своим виденье проблемы. По ее мнению огромное влияние на стереотипы оказывает медиапространство — какие отношения закладываются в мультфильмах, фильмах, книгах, каким выглядит мужчина, какова его роль и т.д. Это с самого маленького возраста формирует взгляды мальчиков и девочек на отношения полов.
«Если люди вступают в какие-то партнерские отношения, это накладывает ощущение владения человеком. Мы до конца это не проясняем и не объясняем это детям. На мой взгляд, ни одна институция детских садов, школ, университетов не предпринимают попыток построить культуру построения отношений. Люди встречаются разные. Ты и твоя сила личности, она в тебе. Этому не учат, к сожалению», — говорит Влада.
Второй момент, которого коснулась исполнительный директор Проект Кешер — поддержка женщины. Очень часто женщина, которая осознает, что что-то идет не так, чувствует себя изолированной и закрывается, ведь чувствует, что причина в ней. С другой стороны неуверенность, что она сможет справиться с резким изменением ее жизни. Поэтому можно говорить о некой пассивности женщин.
«Она должна обладать большим лидерским потенциалом, чтобы все изменить, взять жизнь в свои руки, построить новые отношения, а государство ее поддержит и близкие тоже. Также многие женщины не знают, какие центры помощи есть в ее городе, куда обратиться, с чего начать, куда позвонить. Необходимо искать пути решения, а не терпеть и ждать, пока ситуация не разрешится», — заключила Влада Недак.
Автор: Ярослав Жахалов\Фото, видео: Дмитрий Плаксин, Денис Чубченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
мордобоем. Но идти некуда, работать не хочется категорически посему терпят мордобой, тем более, что он не часто случается. Где то так и ничего другого. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Мой муж тоже один раз меня ударил, при чем совершенно трезвый. Ему не понравилось, как я отозвалась о его отце (который любил выпить и бил свекровь). Через минуту его вещи летели по лестнице вниз, а на следующий день я подала на развод. Повторять судьбу свекрови не хотела. Как не клялся, что больше не повторится, не простила. Лет через пятнадцать, уже имея другую семью, он меня поблагодарил. Сказал, если бы не моя жесткая позиция, он бы выводов не сделал. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 4