Взяли и поделились
Договор код-шеринга предусматривает совместное использование самолета одной авиакомпании несколькими перевозчиками на определенном маршруте. Две или больше авиакомпаний могут продавать билеты на один и тот же рейс, используя собственную тарифную политику, свой код и номер, но фактически полет выполняет один из партнеров договора.
Еще пару лет назад код-шеринговые соглашения в Украине заключались только на международных рейсах, тогда как внутренние перевозки компании осуществляли самостоятельно. "Первыми совместные коды на внутреннем рынке начали использовать 'Аэросвит' и 'Донбассаэро' после объединения, но это были единичные случаи",– вспоминает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава.
В пресс-службе "Аэросвита" отметили, что сейчас в общем объеме рейсов авиакомпании полеты по код-шеринговым соглашениям занимают около 35%, тогда как у Windrose – 50%. "К примеру, мы можем летать всего на двух-трех направлениях, а продавать билеты на 12-15. Это абсолютно нормальная практика",– сообщили в "Аэросвите".
За минувшие полгода украинские авиакомпании заключили несколько десятков договоров код-шеринга с международными и локальными партнерами. "Ситуация на рынке такова, что конкуренции между авиакомпаниями фактически нет, так как все, кроме Wizz Air и Khors, заключили подобные соглашения. Внутри страны летает всего несколько самолетов",– рассказывает господин Кава.
Кто как делится
Одной из распространенных форм код-шеринговых соглашений является обмен "жесткими" блоками, говорят в авиакомпании Windrose. Компании совместно эксплуатируют одни и те же рейсы, обмениваясь фиксированным количеством билетов (то есть блоками мест). Перевозчики продают билеты в пределах этих блоков и производят взаиморасчеты по заранее оговоренной ставке. По договоренности между авиакомпаниями взаиморасчеты могут вообще не проводиться, добавляют в "Аэросвите".
Существует также форма код-шеринга с "мягкими" блоками. При этом оперирующий перевозчик (компания, которая фактически выполняет рейс) предоставляет маркетинговому перевозчику блок мест на своем рейсе, которые последний может продавать на определенных, заранее оговоренных условиях до фиксированного времени. При его наступлении непроданные места "мягкого" блока открываются для продажи на общих условиях.
Существует также свободный способ продажи билетов или так называемый free-flow-sales, когда маркетинговый перевозчик может продать неограниченное количество билетов оперирующего перевозчика взамен на фиксированную ставку комиссии (колеблется в пределах 9-14% с каждого билета).
В международной практике договоры код-шеринга заключаются между авиакомпаниями на взаимодополняемых маршрутах, которые потенциально привлекательны для трансферных пассажиров. Эти соглашения выгодны и в случае, если необходимо уменьшить количество рейсов на конкретном направлении с сохранением присутствия нескольких перевозчиков, отмечают в Windrose. Выгоден код-шеринг и для пассажиров, которые являются участниками программ одного из крупных мировых авиаальянсов.
"Пассажир может суммировать мили, набранные на рейсах, на которых осуществляется код-шеринг. Так, пассажиры British Airways могут увеличить мили за счет любого рейса, который имеет наш код",– отметили в пресс-службе British Airways. Кроме того, крупные компании могут бронировать билеты для своих сотрудников с помощью одной авиакомпании и одного сайта, вместо работы с несколькими авиакомпаниями за рубежом (в случае, если поездка предполагает не один перелет).
Еще один популярный вид сотрудничества авиакомпаний – интерлайн-соглашения. Это самая простая и широко распространенная в мире форма партнерства как внутри одной страны, так на зарубежных маршрутах. Предметом соглашений является признание перевозочной документации одного перевозчика другим. При этом зачастую авиаперевозчики дополняют данные соглашения специальными тарифными соглашениями.
Для авиакомпании выгода от соглашения очевидна: за счет рейсов интерлайн-партнера достигается главная цель – привлечение пассажира более широкой сетью маршрутов. К тому же расширяется агентская сеть авиакомпаний-участниц соглашения. "Наша компания практически полностью использует двусторонние интерлайн-соглашения, часть из которых электронные. Это дает авиакомпаниям-участницам возможность увеличивать продажу на собственных бланках на рейсы интерлайн-партнеров, а также привлекать покупателей на собственные рейсы на рынках и бланках авиабилетов интерлайн-партнеров",– говорит начальник отдела продаж Windrose Сергей Почтовый.
Убытки помогли сотрудничеству
Несмотря на то что раньше код-шеринг в Украине не был особо популярен, освоить эту форму сотрудничества авиакомпаний вынудил кризис – рынок авиаперевозок резко упал. Так, по итогам I полугодия крупнейший в Украине аэропорт "Борисполь" сократил перевозки на 14,31%, до 2,58 млн пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Количество обслуживаемых рейсов за этот период сократилось на 6,44%, до 41,61 тыс. Ситуация в аэропортах поменьше – еще хуже. На падение пассажиропотока влияет и ситуация на мировом рынке авиаперевозок.
В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) ожидают, что выручка авиаперевозчиков в этом году сократится на рекордные $448 млрд (15%), и в 2010 году ситуация практически не изменится. В физическом выражении мировой рынок будет расти медленнее, чем в финансовом – падение пассажиропотока в этом году ожидается на уровне 8%.
Спад перевозок отразился и на финансовых показателях украинских авиакомпаний. Совокупный операционный убыток крупнейших операторов рынка "Аэросвит" и "Международных авиалиний Украины" по итогам четырех месяцев этого года превысил $6 млн, заявляли в Минтрансе.
Рейсы на некоторых маршрутах не заполняются даже наполовину, перевозчики вынуждены объединяться, чтобы увеличить загрузку самолетов, объясняет заместитель гендиректора авиакомпании "Днеправиа" Сергей Ткаченко.
"Авиакомпаниям невыгодно возить полупустые суда, кроме того, они сократили рейсы, оставив небольшой выбор. В этом случае код-шеринг в какой-то мере спасает ситуацию",– говорит Александр Кава. По его словам, авиакомпании намного выгоднее найти временного партнера, чем потерять убыточное в период кризиса направление.
"Из-за снижения пассажиропотока на отдельных маршрутах выполнение рейсов по код-шерингу дает возможность авиакомпаниям вместо конкурентной борьбы совместно развивать линию и быть конкурентными перед паритетными перевозчиками",– говорит господин Почтовый. По его словам, фактический перевозчик предоставляет маркетинговому перевозчику либо комиссию, либо стоимость кресла, и "в любом случае эта сумма не будет меньше себестоимости кресла".
"Трудно говорить, кто от код-шеринга больше выиграл, а кто проиграл. Наверное, все, поскольку у авиакомпаний появляются дополнительные пассажиры",– говорит господин Ткаченко.
Совместными усилиями авиакомпании стараются продать максимально возможное количество билетов, считает Сергей Почтовый. "Мы, например, заключили несколько код-шеринговых соглашений с разными авиакомпаниями на направлении Киев–Тбилиси, увеличив частоту полетов до 14 раз в неделю. В итоге заполняемость на этом рейсе достигает порядка 78-80%, это очень высокий показатель",– говорит пресс-секретарь "Международных авиалиний Украины" (МАУ) Евгения Сацкая.
Согласно отчету Ассоциации европейских авиалиний, в прошлом году средний коэффициент загрузки на рейсах МАУ составил 66,7% (+3,2 процентных пункта). В мае в МАУ заявляли, что с начала года коэффициент пассажирской загрузки воздушных судов авиакомпании сократился на 17,5%. Восстановления пассажиропотока в Украине следует ожидать не ранее чем через 1,5 года, считают эксперты.
Но компании не обязательно будут разрывать заключенные сейчас договоры код-шеринга. Само соглашение является бессрочным, но компании заключают дополнительные договоры перед каждым сезоном IATA – зимнее (конец октября–начало марта) и летнее (начало марта–конец октября) расписание. "Это прежде всего бизнес, и если это будет выгодно, мы будем продолжать работать с нынешними партнерами",– говорит Сергей Ткаченко.
Автор: Елена Синицына
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Если бы не коррупция, то давно бы уже летали на этих маршрутах европейцы по 100-150 грн за билет.
По Европе нормально можно летать по 10-30 евро за билет на новых аеробусах. А у нас бюджетные авиалинии не пускают.
ВизЭйер чудом пробился... Но он из Киева летает.
А Днепр... не жалует, или не пускают...
Понять можно - иначе на железной дороге не смогут эшелонами воевать, когда на самолете будет дешевле, чем на поезде...
А то все плачутся что убыточные... и цены все повышают и повышают Ответить | С цитатой
это ответ который я только что получил от оператора днеравиа
так что нех п...ть Ответить | С цитатой
за 850 грв ДнепрАвиа
было это на прошлой недели Ответить | С цитатой
Ну, на отдельные даты может быть Днепр-Стамбул или Днепр-Вена дешевле у Днеправиа, чем у Турецких или Австрийских авиалиний, но в целом Днеправиа - жлобы. Ответить | С цитатой
Днепр-Симферополь 1750 грн туда-обратно.
Днепр-Киев 1500 грн туда-обратно.
Всё остальное дороже. Всё ещё хотите летать самолётами Днеправиа?:) Ответить | С цитатой