Что общего между театром кукол и Верховной Радой? Как живут кукловоды? Зачем психологам кукольный театр?
В минувшее воскресенье весь мир отметил День театра кукол. Директор и художественный руководитель Днепровского театра кукол Валентин Васильевич Фетисов назвал театр острой моделью жизни. Он рассказал об актерах, отдающих свой талант маленьким зрителям, финансовых проблемах. Фетисов поделился историей знакомства с актрисой и превращения всей жизни в театр.
— Почему вы решили связать жизнь с театром? Как долго вы учились этому ремеслу и где?
— Нас в десятом классе погнали в театр кукол. Спектакль, который я посмотрел, произвел на меня неизгладимое впечатление. Он назывался «Русский секрет». В армии единственным человеком из тогда еще Днепропетровска, оказался парень, который закончил театральное училище. Мы сдружились. Было такое время: «оттепель», КВН, капустники. Но я хотел стать журналистом. Факультета журналистики в ДНУ не было. Меня отговорил упомянутый приятель. Я закончил наше театральное училище, кукольное отделение. Если не ошибаюсь, я единственный руководитель театра кукол в Украине, который имеет профильное образование. Я актер театра кукол.
— Сейчас удается играть на сцене?
— У нас в театре премьера спектакля «Ослик, который мечтал стать звездой», в котором я играю сразу три роли.
— Если театр кукол воспитывает зрителей, чему вы пытаетесь научить детей?
— Это очень древнее искусство. Сначала появился театр кукол, только потом драматическое искусство и опера. Нас окружает театр кукол. Девочки играют в «Дочки – матери», мальчики – в машинки – это театр кукол. Вы смотрите Верховную Раду – это театр марионеток. Театр кукол развивает в человеке его лучшие качества. Он это делает, моделируя жизненные ситуации. Это похоже на сеансы гипноза.
— Как удается увлечь ребенка театром кукол, ведь дети очень быстро устают?
— У вас есть дети?
— Нет.
— Представление о том, что театр кукол – это узкое направление для детей, ошибочно. Это идет еще с советской власти, когда представление о театре кукол было на уровне Хрюши и Степашки. И какой-то дядя, сидящий под столом, руководил куклами. Это семейный театр. После спектакля родители, дети, дедушки и бабушки могут обсудить все перипетии увиденного. Как сказал Оззи Осборн, нельзя делить музыку на симфоническую, рок и поп, есть музыка хорошая и плохая. Постановка тоже может быть хорошей или плохой.
— Ваша цитата: «Театр – не развлечение». А что?
— Острая модель жизни. Театр кукол – это практическое пособие для будущего в жизни.
— Как финансируется театр? Окупается? Хватает ли ему денег?
— Тема очень острая. Финансирование театра недостаточное не потому, чтобы городские власти не хотят его финансировать. У нас есть зарплаты и коммунальные платежи. Но заработные платы неконкурентноспособны в современном обществе. Пригласить молодого актера практически невозможно. Существуют государственные тарифные сетки для зарплат. Там есть над чем работать Верховной Раде и комиссии по культуре. В театре кукол работают люди, которые бесконечно это любят.
— Как у вас с посещаемостью?
— Сейчас пандемия. В зале 50 мест, а ходит 16 человек. Но лучше так, чем те восемь месяцев, когда театр не работал. Сколько бы мы не репетировали, играть для зрителя и просто репетировать – это две большие разницы. Мы счастливы, что работаем сейчас даже на 16 человек. Когда дети выходят со спектакля, ты понимаешь, что все не зря. Стоишь здесь тихо и понимаешь, что все не зря.
— Коротко расскажите об истории театра. С чего все начиналось?
— Коротко. Все началось в 2001 году с решения сессии горсовета об учреждении Днепропетровского городского театра кукол. Я сидел тогда в сессионном зале. Когда объявили этот вопрос на голосовании, у меня пошли зеленые круги перед глазами. Я так волновался.
— В чем минусы жизни кукловода, кроме денег?
— В здоровье. Раньше актеры театра кукол, как и актеры балета, шли на пенсию достаточно рано. Здоровья это не спасает. Это выпаленные глаза. Это позвоночник и другие профессиональные болезни. Люди иногда работают только на уколах и на таблетках. Это не героизм, они любят свою работу. Все это ради зрителей. Дети – удивительные зрители. Удержать внимание ребенка в течение 40 – 50 минут – это высший пилотаж.
— Ваша супруга тоже связана с театром?
— Да, она актриса театра кукол.
— Расскажите историю знакомства.
— У меня театр кукол 24 часа в сутки. Однажды, много лет назад, когда театр еще был на улице Московской, а я уже был заместителем директора – большой шишкой, к нам пришла молодая актриса после окончания театрального училища. И такая… талантливая. Я нашел повод и вызвал ее к себе в кабинет. Сказал: «Как хорошо, что мне от тебя ничего не надо». В этом году мы отметили серебряный юбилей. Живем 25 лет.
— У вас разделяются спектакли для мальчиков и девочек?
— Я не большой сторонник градаций. Если спектакль интересный, мальчики и девочки, в этом прекрасном возрасте, еще не делятся по половому признаку. Но девочки более ответственные. Зато мальчики более действенны. Если нужно, за ширму в плохих героев летит обувь и книги. Девочки плачут, если по сюжету что-то случается, а мальчики начинают действовать. И это прекрасно.
— С какого возраста можно приводить к вам ребенка?
— Ребенок не принимает решение, идти в театр кукол или нет. Принимают решение родители. Родитель тащит ребенка в театр кукол. Мы рекомендуем ходить в театр с трех лет, когда ребенок уже осознает сюжет, но родителей не остановить. У нас тут и кормящие мамы приходят и дети в полтора года. У нас два или три сезона был хороший контакт со «школами родительского искусства». К нам на спектакль приходили 40 беременных женщин. Им педагоги рассказывали, что очень важно смотреть спектакль вместе с будущим ребенком. Это было прекрасно.
— Театр кукол используют психологи, чтобы помочь клиентам. Насколько это эффективно?
— Я не психолог, но это раскрепощает закрытых, зажатых зрителей. На подсознании ребенок понимает, что мир разный и интересный, в нем все двигается, летает и устроено не по шаблону. Это позволяет выйти из своей скорлупы. Многие психологи имеют своих кукол, через которых воздействуют на пациентов. А для наших маленьких пациентов мы иногда устраиваем экскурсии за кулисы. Закулисье – это мир волшебства. Я смотрю на детей, которым вдруг дозволено взять куклу, которая переживая, страдала, дышала. Это невероятно.
— Как кукол заставляют оживать? Тяжело ли это? Как этому учат?
— Это мастерство, оттачиваемое десятилетиями. Только у нас через 2,5 года дают диплом актера театра кукол. В восточных странах этому учат десятилетиями. Это филигранная работа – сделать так, чтобы кусок поролона ожил: дышал, чесался, ходил, имел характер. Ты вдруг понимаешь, что перед тобой не кукла, а живой персонаж. Дети очень быстро верят в то, что происходит. Когда актер понимает, что он «держит» своего зрителя, в зале происходит магия.
— Кукловод чаще скрыт от зрителя или участвует в спектакле?
— Мы стараемся не сильно выпячивать кукловода, но если он мастер, то он может стоять вместе с куклой и все равно зритель будет сосредоточен на кукле. Спектакли должны быть разными, главное, чтобы они были хорошими.
— Как часто вы выпускаете спектакли?
— В хорошие времена мы выпускали два спектакля в год. На один спектакль уходит девять месяцев. Все как в жизни. Спектакли – это не пирожки: свет, звук, оттачиваемое репетициями мастерство. Но из-за карантина мы за прошлый год не поставили ни одного спектакля. У нас была премьера 25 января, а в марте объявили карантин.
— Какие литературные источники вы используете для сюжетов?
— Вопрос не в литературе. Вопрос в теме, которая волнует режиссера. Он – идейный вдохновитель репертуара. Все знают историю про Красную Шапочку, но, что именно хотел сказать наш театр – в этом и есть интерес. Когда режиссер приходит к нам с новой идеей, мы выясняем, есть на эту тему у нас спектакль или нет. Если нет – мы выбираем форму, поскольку театр кукол разнообразен. Он не имеет границ в постановке. В каком еще театре можно сделать так, чтобы шкаф разговаривал, а герой летал под потолком. Это в театре кукол возможно в «черном кабинете», где нет потолка, пола «права» и «лева». Все это живет в понятном детям мире. Актеры и дети говорят на одном языке.
— Театр кукол начался с мистерий и масштабных праздников. Что вы будете готовить на Пасху?
— Современные религиозные праздники – это личное дело каждого. Днепр многоконфессионален. Мы пытаемся поднимать общие темы. Для меня лучший праздник в году – день кукольника. В этот день у детей сбываются желания. Куклы начинают с нами общаться. Актеры не признаются, но для многих кукла – это живой партнер, с которым они разговаривают, делятся, выясняют, что не получается,
— Продолжим об актерах театра кукол. Расскажите о своей команде.
— У нас девять актеров, но две актрисы ушли в декрет. У нас есть место напротив форточки. Любая женщина, которая туда садится, уходит в декрет. Надувает, сильный сквозняк. Мы все одна семья.
— Почему каждый сезон открывается спектаклем «Буратино»?
— Традиция прижалась. Герои «Буратино» боролись за свой театр. Тема близкая, мы тоже долго боролись за свой театр.
— А какая ваша любимая сказка?
— Мне очень нравится история, которая чем-то со мной перекликается. Называется она «Питер Пен».
— Вы видите себя…
— Я этого не говорил.
— Где вы гастролировали?
— Мы были очень востребованы в Европе. С успехом выступали во Франции, Италии, Германии и Польше. Украина нами освоена. Поехать на гастроли – это высадиться на Марс.
— А вы в Донецке выступали еще до войны?
— Да, до войны. Мы только однажды ездили во время войны в ряд населенных пунктов и показывали спектакли для детей. Но это отдельная история. Что касается гастролей – это очень важно. Это глоток свежего воздуха.
— Вы – Заслуженный деятель искусств. Как вам досталась эта и другие награды? Какую считаете самой важной?
— Я положил взятку в конверт, отвез президенту. На самом деле, моя самая главная награда – этот театр. Это место смыслов. Этот кайф нужно раз прочувствовать, чтобы понять.
— С чего нужно начать знакомство ребенка с театром кукол?
— С любого спектакля. Это не тот случай, когда нужно готовиться, нужно хотеть. Испытывать любопытство. Наши постоянные зрители носят еду Чебурашке. Видимо, это квазитюремная культура, что надо передачи приносить. Мои актеры с удовольствием это точат и говорят, что Чебурашка был очень доволен.
— Планы на будущее. Чего от вас ждать в ближайшее время?
— Планы на будущее – выжить. Мы восемь месяцев не работали, потом начали. Запустить театр – это как танкер запустить. Я бы хотел, чтобы театр жил. Он жил без меня 7 тысяч лет, живет со мной и выживет без меня. И теперь у нас премьера. Мы ставили этот спектакль год.
Автор: Александр Климов. Фото Валерия Кравченко.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Спасибо Валентину Фетисову (и автору) за такое чудесное, душевное и умное интервью.
Удачи театру и актерам! Ответить | С цитатой