|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает раскрывать полузабытые страницы биографий известных людей, связанных с нашим городом.
Сегодня мы расскажем о замечательном писателе, который родился в нашем городе 120 лет назад, - Григории Эпике.
Он прожил всего 36 лет и был убит в разгар «Большого террора». Его имя стало одним из символов «Расстрелянного Возрождения».
В каком районе нашего города родился Григорий Эпик? Как складывалась его биография? Почему он, украинский националист по убеждениям, стал комсомольским вожаком? Какие литературные произведения создал Григорий Эпик? Чем он все-таки помешал властям? Как он был убит и где похоронен?
На эти вопросы постарается ответить давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Григорий Данилович Эпик родился 4 (17 - по новому стилю) января 1901 года, - рассказывает Максим Кавун. - Место его рождения тогда не входило в состав Екатеринослава, но уже давно стало частью Днепра. Это поселок Каменка в Амур-Нижнеднепровском районе.
Этот поселок был основан еще в период запорожского казачества.
Историк края Феодосий Макаревский в «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии» (1880) пишет:
«Слобода Камянка, Новомосковскаго уезда, имеет за собою древнейшее происхождение. Об удалых казаках-лоцманах у Камянскаго чрез Днепр перевоза находим упоминание около 1596 года. Все путешественники…переезжали чрез Днепр, на правой стороне его, у Новаго Кайдака, а на левой – у Камянки… В Камянке, около перевозочной команды, вскоре начали селиться семейные казаки, около 1700 г. находим здесь целую, довольно многолюдную слободу, частию из абшитованного, отставнаго, выслужившагося у Коша, казачества, а частию из народа пришлаго».
В 1750 г. в слободе Каменке уже была деревянная Спасо-Преображенская церковь.
Запорожский казак Никита Корж в своих «Устных воспоминаниях» (Одесса, 1842) пишет о «Старожилой Камянке», напротив Новых Кодак, «в коей жил первый основатель оной, Каменский, от коего она и название свое получила».
В начале XX века рядом с Каменкой находились казацкое селение Ломовка и рабочие поселки Амур и Нижнеднепровск. Тем не менее, даже в эпоху индустриализации Каменка сохраняла свой украинский колорит. Это было крупное селение. Книга «Описание населенных мест Екатеринославской губернии» на 1 января 1925 г. сообщает, что в Каменке тогда было хозяйств – 855, мужчин – 2100, женщин – 2314, обоего пола – 4414, мельниц тепловых – 2, ветряных – 14, маслобоек – 1, кузниц – 3. Ежегодно здесь собирались три ярмарки: Благовещенская (25 марта), Александро-Невская (29 августа) и Введенская (21 ноября).
Григорий Эпик родился в семье рабочего. Его отец Даниил Демьянович работал на лесопильне. Многодетная семья имела шесть сыновей и двух дочерей.
В 1910-1916 годах Эпик окончил с отличием земское начальное училище. Это здание земского училища сохранилось. Оно находится на улице Передовой, 253, и ныне здесь располагается школа № 90. Это памятник архитектуры начала ХХ века. Долгое время школа носила имя Эпика, но в 2013 году она была расформирована. Теперь здесь находится Центр художественно-эстетического творчества.
С 1916 года Григорий начал работать в железнодорожных мастерских. Первое место работы – конторщик на складе. В период революции 1917-1921 годов молодой рабочий втянулся в перипетии гражданского противостояния.
В 1919 году Эпик вступил добровольцем в Первый Новомосковский повстанческий полк, который принимал участие в революционных событиях: под сине-желтыми флагами воевал против армии Деникина. Интересная коллизия: юноша – украинец из пригородного села, но из семьи рабочего, и сам ставший рабочим, пошел против «белых».
В начале 1920 года, когда белые отступили за Крым, переболев тифом, Григорий Эпик вступил в партию большевиков и начал работать в ревкоме (революционном комитете) села Каменка. Это было время закрепления советской власти. То есть, он начинал карьеру писателя как партийный вожак.
Селения Каменки было мало для горизонтов молодого партийца. И вскоре Эпик переехал в Полтаву.
Здесь он работал инструктором политпросвещения, секретарем и затем председателем уездного исполкома, - довольно неплохой карьерный старт. С 1922 года работал в культурном отделе окружного комитета КП(б)У и затем в губернском комитете комсомола.
Затем Эпик все-таки навсегда связал свою судьбу с культурной сферой. В 1925-1929 году он учился в Институте красной профессуры в Харькове. В 1924-1926 годах он работает главным редактором издательства «Красный путь» и затем директором «Державного видавництва України» в Харькове – тогдашней столице советской Украины.
С августа 1933 года Григорий Эпик полностью сосредоточился на творческой работе. Эпик активно принимал участие в деятельности различных культурно-просветительских обществ. Он входил в Союз крестьянских писателей «Плуг». Но затем примкнул к известной группе Миколы Хвилевого «ВАПЛИТЕ».
Писатель начал печататься с 1923 года.
Как пишет исследователь творчества Эпика Ирина Мазуренко, по семейному преданию Эпиков, Григорию приснился сон: Шевченко благословляет его на литературное творчество.
«Часто читаю «Кобзаря», дістав тут, люблю я Шевченка – прекрасна була людина», писал Григорий жене Верее Моисеевне впоследствии из Соловков 20 сентября 1937 года.
Начинал Эпик как прозаик и как поэт, стихи его носили революционный характер. В этом его литературная судьба типична для целого поколения. В 1923 году в Полтаве вышел первый сборник стихов Эпика «Червона кобза». В начале 1920-х годов опубликовал ряд этюдов: «9-е січня», «Кров на Лені», «Терешко», «Полохливої ночі», сборник рассказов «На зламі» (1924).
В конце двадцатых – начале тридцатых годов XX века Григорий Эпик публикует свои основные литературные работы. Все они были написаны, что называется, «на злобу дня», отражали насущные проблемы жизни украинского общества. Это было время перехода от НЭПа к индустриализации и коллективизации, от относительной свободы к жесткому административно-командному режиму.
В повестях «В снігах» (1928) и романе «Зустріч» (1929, русский перевод 1930) изображена борьба за победу советской власти на территории Украины. В повести «Восени» писатель поднимает социально-бытовые проблемы эпохи НЭПа, здесь выведен тип коммуниста-приспособленца, который безнаказанно властвует в жилищном кооперативе. Эта работа Эпика носит характер социальной сатиры на действительность эпохи НЭПа.
Роман «Без грунту» (1928) продолжает тему социального приспособленчества и идейного упадка. Здесь выведен тип приспособленцев – «папероидов», которые выработали собственную систему существования – повиновение сильным и издевательство над слабыми, которые ниже их по социальному и политическому статусу. В романе «Без грунту» Эпик сатирически описал бюрократию с ее внутренними механизмами самосохранения. Эти слова писателя актуальны и сейчас:
«Папероїди – це система, і дуже складна. В них свої шляхи захисту й розплодження: покора дужчим і нещадна боротьба проти слабших. В них своя тактика боротьби – густий туман про зроблене ними велике державне заощадження, раціоналізацію і постійна показна собача відданість. Що начальство – те й ми” – філософське обґрунтування папероїдів. Цупко триматися своїх – це найвищий закон, їхнє credo».
В 1931 году Григорий Эпик публикует роман «Перша весна» (русский перевод 1934 г.), посвященный проблемам судеб крестьянства. В романе описывается активное сопротивление крестьянства насильственной коллективизации.
В 1932 году Эпик издал роман «Петро Ромэн». Это уже более официозное произведение, носившее прокомсомольский характер. В романе был показан рост советской технической интеллигенции и «борьба рабочего класса» за выполнение планов 1-й пятилетки.
Григорий Эпик, несмотря на всю двойственность поведения и внешнюю лояльность, довольно рано «заинтересовал» органы.
В июне 1934 года во время партийной чистки он был исключен из партии с формулировкой: «В течение долгих лет и до последнего времени сопротивлялся линии партии в литературе, поддерживал националистические элементы в их борьбе против партии».
5 декабря 1934 года Эпик был арестован якобы за принадлежность к контрреволюционной националистической организации, планировавшей террористические акты против руководителей Компартии и правительства. Это было сделано сразу после убийства Кирова. Фактически Эпик стал одной из первых жертв Большого террора в Украине.
В условиях ареста Эпик повел себя противоречиво. Одновременно с ним в Харькове были арестованы Валериан Подмогильный и Николай Кулиш, и они отвергали обвинения. Эпик, напротив, почти сразу признал принадлежность к «террористической» организации, в которую якобы входили Николай Кулиш, Валериан Полищук, Валериан Подмогильный, Евген Плужник, Василь Вражливый.
Больше того: в начале 1935 года Эпик написал письмо на имя наркома В. Балицкого, в котором писатель раскаивался за преступные намерения всей группы писателей. В письме писатель признавал, что их стоит расстрелять, «как бешеных псов». На пленуме правления Союза писателей Украины это письмо зачитывал секретарь ЦК компартии Украины Павел Постышев.
В результате всех этих перипетий Эпик был приговорен к 10-летнему заключению, в составе группы «врагов советской власти» из 17 человек. Он был отправлен в исправительный лагерь на Соловки. Это один из самых страшных лагерей, оборудованный в помещениях знаменитого монастыря.
В это время Эпик формально пытался обелить себя, сотрудничать с НКВД. Он работал над книгой новелл «Соловецкие рассказы», которая, по его мнению, «принесла бы очень много пользы и имела бы большой успех». Рукопись книги Эпик даже прислал в Москву на имя наркома внутренних дел!
Финал этой истории весьма трагичен. В октябре 1937 года, в разгар Большого террора, дело Эпика, как и дела других представителей украинской интеллигенции, пересмотрела тройка УНКВД Ленинградской области. Приговор – расстрел. Приговор был исполнен 3 ноября того же года в урочище Сандармох в Карелии.
Однако у писателя Григория Эпика две даты смерти.... Это совсем не единичный случай в условиях того времени. Например, бывший руководитель Днепропетровщины (в 1933-1937 годах) Мендель Хатаевич, один из творцов Голодомора, впоследствии расстрелянный, также имеет две даты смерти с разницей в два года.
Так вот, семье Григория Эпика впоследствии была выдана справка с датой смерти 28 января 1942 года. Эта дата смерти стала канонической, и долгое время именно она фигурировала в энциклопедических изданиях.
Много десятилетий ходила легенда о том, что Григорий Эпик был вывезен, как и другие заключенные Соловков, на барже в Белое море, где их всех расстреляли, а баржу затопили. Сегодня исследователи творчества Эпика опровергают этот факт…
Реабилитация пришла к Григорию Эпику уже после смерти Сталина, в 1956 году. «За отсутствием состава преступления» он был реабилитирован постановлением Военной коллегии Верховного суда СССР.
Супруга Григория Эпика – Вера Моисеевна Омельченко (1906-1978), работала преподавателем в театральном институте. В семье было двое детей: Ромэн (1933-1946), для которого отец написал произведение «Роменова абетка» на Соловках, и дочь Рада.
В Днепре, в АНД-районе есть улица, названная именем Григория Эпика. Она расположена в районе его рождения, недалеко от улицы Передовой, практически на самой окраине нашего города.
***
Григорий Эпик был, безусловно, одной из самых ярких и незаурядных личностей на литературном небосклоне Приднепровья первой половины XX века. Его жизнь, особенно в 1930-е годы, является как бы зеркалом политических и культурных противоречий эпохи, которые имели подчас трагические последствия для судьбы отдельной личности. А тем более для личности яркой и творческой», - завершает Максим Кавун.
Автор: Подготовил Константин Шруб. Фото из открытых источников и с сайта museum.dp.ua
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |